Волонтеры обратились к Президенту по поводу медицинского обеспечения в зоне АТО
Волонтерское объединение «Народный тыл» направило письмо к Петру Порошенко, в котором просит «немедленно обеспечить координацию действий медицинских служб в зоне АТО».
«Ситуация, которая сложилась вокруг медицинского обеспечения бойцов в зоне АТО и их подготовки к оказанию экстренной домедицинской помощи, катастрофическая, - пишут волонтеры на своей странице в Facebook.
«Бойцы не имеют ни средств, ни навыков по первой неотложной домедицинской помощи. Отсутствуют индивидуальные аптечки, медицинский транспорт, полевые и эвакуационные госпитали. Эвакуация раненых с поля боя может осуществляться в течение нескольких суток, а не часов, как этого требуют современные стандарты тактической медицины в цивилизованных государствах», - говорится в письме.
Кроме того, в обращении отмечается, что те средства домедицинской помощи и эвакуации, которіе имеются в распоряжении участников АТО, в большинстве приобретенные и/или оборудованы волонтерами по своему усмотрению и порой не соответствуют ни современным стандартам тактической медицины, ни потребностям раненых.
«Отдельно обращаем Ваше внимание на отсутствие в стране кровоостанавливающих препаратов. Украина не имеет собственного производителя гемостатических препаратов в том виде, которые должны применяться по современным стандартам тактической медицины при оказании первой домедицинской помощи раненым и травмированным в боевых условиях и в других чрезвычайных ситуациях», - сетуют волонтеры.
По их мнению, такое положение вещей провоцирует незаконный оборот медицинских препаратов на территории Украины, что недопустимо в правовом государстве. В то же время, препараты, сертифицированые в Украине - недоступны для свободного приобретения по адекватным ценам.
«Ввоз препарата Гемостоп (РФ) блокируется российским производителем, а препарата Celox - эксклюзивным дилером. Производитель препарата «Гемма», который находится на стадии патентования и регистрации, в социальных сетях жалуется на отсутствие поддержки со стороны государства и вынужден на свой риск поставлять незарегистрированный препарат в зону АТО», - возмущаются авторы письма.
Ни один из чиновников, как пишут волонтеры, на удосужился провести переговоры с производителями в интересах государства по поставкам необходимого количества кровоостанавливающие препаратов по приемлемым ценам, ссылаясь на бюрократические препоны.
Но эти преграды не мешают волонтерам завозить и передавать в зону АТО гемостатиков на миллионы гривен, имея лишь пожертвования неравнодушных граждан.
При поддержке одного из лидеров фармрынка Украины, волонтеры договорились об официальном поставки в Украину и продажи без наценки для нужд АТО препаратов Quikclot производства Z-Medica Corporation (США).
Но они до сих пор не получили информации от одного распорядителя государственных средств, по объему и графиков закупок препарата на 2014 год.
«Мы неоднократно обращались к чиновникам Минздрава (к господину Андронатию и господину Прутникову) и министерство, пытаясь скоординировать действия, но никакого конструктивного решения не получили. Зато получили перечень оборудования для 59-го полевого госпиталя, в который были включены три рентгеновские установки с принтером и матрас от пролежней, приобретение которых, на наш взгляд, не является эффективным и прозрачным использованием денег, которые нам доверили граждане», - говорят волонтеры.
Как говорится в письме, за все это время также не решен вопрос распределения индивидуальных перевязочных пакетов, имеющихся на складах МО. Отсутствует координация между медицинскими учреждениями различного подчинения.
«Фактов бездумного и негуманного отношения к бойцам, которые рискуют своей жизнью и здоровьем ради безопасности страны, множество. Нарушение прав граждан, вызванных деятельностью и/или бездействием лиц, которые должны решать вопросы медицинского обеспечения в зоне АТО - большой объем работы для адвокатов, правоохранительных органов и судебной системы Украины. И мы надеемся, что вся эта работа впоследствии будет выполнена, а виновные - привлечены к ответственности», - говорится в письме.
В частности, волонтеры требуют:
- Немедленного обеспечения координации действий медицинских служб МО, МВД, СБУ, ДМС и Минздрава под руководством СНБО или в любой другой способ;
- Создание и обеспечение эффективной работы единого координационного центра для государственного медицинского обеспечения в зоне АТО;
- Немедленной разработки и внедрения системы домедицинской и медицинской помощи, а также системы медицинской эвакуации пострадавших по современным стандартам тактической медицины;
- Срочного аудита обеспечения медицинскими средствами и актуализации потребностей.
Первоочередными и неотложными шагами при внедрении вышеуказанных требований, по их мнению, должны быть:
- Немедленное назначение лица или группы лиц, на которых будет возложена ответственность по надлежащему обеспечению бойцов в зоне АТО средствами первой домедицинской помощи, медицинскими средствами и средствами медицинской эвакуации.
Такие лица должны быть наделены соответствующими полномочиями для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей без бюрократической волокиты;
- Немедленное утверждение единого стандарта боевой аптечки первой доврачебной медицинской помощи с несколькими модификациями согласно боевым условиям и задач конкретных подразделений;
- Немедленное обеспечение каждого участника боевых действий боевой аптечкой и соответствующим обучением по ее правильного использования;
- Создание системы подготовки участников АТО по предоставлению домедицинской и медицинской помощи в условиях боевых действий согласно современным стандартам тактической медицины, включая самопомощь и способы медицинской эвакуации. При этом такая подготовка должна осуществляться квалифицированными инструкторами и предоставлять бойцам соответствующие знания и практические навыки в объеме, достаточном для максимального уменьшения летальных исходов в результате ранений.
Со своей стороны, волонтеры предлагают максимальную поддержку и оказание консультационной и любой другой помощи со стороны волонтерского движения для достижения обеспечения реализации права граждан Украины на жизнь.