Экс-министр экономики рассказал, откуда брать деньги во время войны

Меры по искусственному финансированию военных потребностей страны не решают вопрос. Об этом в интервью «Главкому» сказал экс-министр экономики Владимир Лановой.

«Нельзя старыми методами обеспечить проблемы обеспечения тыла и военных действий, нельзя поручать Минобороны организацию всего тыла. Тыл - это значительно глубже, начиная с того, что металл пошел не за границу, а на производство бронированной техники, с того, чтобы одежда пошла военным, а не на потребительские рынки. Финансы должны быть другими, организация тыла с точки зрения выполнения команд другой», - отметил он.

Лановой отметил, что должен быть внедрен механизм, чтобы поставщики гражданской продукции для фронта отпускали ее под гарантии государства. Должна быть создана специальная структура - или под СНБО, или под Генштабом - которая будет заниматься этим всем оборотом военного назначения.

Он также подчеркнул, что, работая на войну, нельзя разваливать гражданскую экономику: «У нас есть «развалившаяся» гривна: гривна перестала работать, она не выступает средством кредитования, сбережений. Гривна перестала выполнять свою функцию в международном обороте. По факту мы разваливаем гражданскую экономику. Но нельзя, работая на войну, разваливать гражданскую экономику. 40 тысяч только на Донбассе бизнесменов свернули свое производство. Средние зарплаты уменьшились официально на 13-15%».

Экс-министр экономики отмечает, что в командной экономике за все платит бюджет. «Конечно, в бюджете может не хватать средств, когда срочно нужно сто танков купить. Поэтому субъекты командной экономики могут забирать танки в долг. Условно правительство выдает расписку, вексель, мы вот забрали и тебе за это должно отойти там сто миллионов денег. То есть правительство выступает гарантом внутреннего долга для нужд армии», - говорит он.

Комментируя возможности наполнения бюджета в условиях войны и финансирования войны, Лановой подчеркнул, что опыт других стран был разным.

«Например, во время Первой мировой та же Германия выпустила один миллион марок, была страшная инфляция, и после войны промышленность страны остановилась, 90% жителей городов стали безработными. Фашизм, кстати, как раз на этой волне и пришел. Гитлер поднялся на том, что нужно «вставать с колен». Путин ведет себя так же, говорит: Советский Союз развалился, у нас забрали моря, мы лишены прав и «надо вставать с колен». Но уже во Второй мировой инфляции по стерлингу, по доллару почти не было. Америка смогла финансировать Англию и еще помогать другим - за счет внутренних заимствований. У нас, разумеется, такой опыт не использовался. У нас в феврале-марте мощно напечатали деньги и все», - сказал он.