В Одессе снова могут быть введены специальные льготные условия налогообложения
Соответствующий проект закона об изменениях в законодательство «О специальной (свободной) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» зарегистрирован народным депутатом Украины, членом депутатской фракции «Блока Петра Порошенко» Геннадием Чекитой.
Предложенный им законопроект направлен на поиск новых инструментов повышения инвестиционной привлекательности экономики Украины. Специальные экономические зоны (СЭЗ) – один из таких инструментов. Если с начала 2000-х он начал довольно активно использоваться, то, начиная с 2005 года, ситуация по привлечению инвестиций и реализации действующих проектов на СЭЗ ухудшилась. Тогда же законом о госбюджете был введен мораторий на рассмотрение и утверждение новых инвестиционных проектов на СЭЗ, отменены льготные условия налогообложения.
Проект Закона, разработанный Г.Чекитой, нацелен на возрождение свободной экономической зоны в Одесском морском порту и предусматривает увеличение срока ее функционирования на 5 лет.
Реализуя идею реанимации свободной экономической зоны в Одессе, нардеп отталкивался от Закона «О морских портах Украины», который определяет, что такие зоны могут образовываться именно в пределах морских портов. СЭЗ способствуют их развитию и привлечению дополнительных грузопотоков и инвестиций.
Кроме того, увеличение количества специальных экономических зон в морских портах Черноморского бассейна, создание в них кластеров - одно из основных условий для развития портовой отрасли Украины. Это составляющая государственной Стратегии развития морских портов до 2038 года, разработанной в Минтрансе.
Законопроектом Г.Чекиты предлагается расширить границы территории СЭЗ до 239 га за счет «полей фильтрации», которые расположены непосредственно у жилых и промышленных районов Одессы. Сейчас они никак не используются и в нынешнем виде создают серьезную экологическую угрозу городу. Проект закона устанавливает порядок работы специальной экономической зоны «Порто-франко», движения товаров и услуг через ее границу. Порядок налогообложения предпринимательской деятельности на территории СЭЗ будет определен отдельно через изменения в Налоговом кодексе.
Геннадий Чекита инициирует, чтобы субъектам СЭЗ «Порто-франко» при реализации утвержденных Одесской ОГА инвестиционных проектов стоимостью, эквивалентной не менее 1 млн. долларов США, предоставлялись льготы по уплате земельного налога и налога на прибыль предприятий.
«Украина не должна остаться единственной из всех причерноморских государств, где не будет стимулирующих зон в морских портах. Это сегодня – элементарное условие выживания в агрессивной конкурентной среде, — поясняет Г.Чекита. — А географическое расположение Украины с 6-ю международными транспортными коридорами и одним из самых высоких в Юго-Восточной Европе коэффициентов транзитности делает транспортную отрасль одной из наиболее стратегически важных и экономически перспективных».
По словам инициатора законопроекта, восстановление функционирования СЭЗ позволит существенно улучшить инвестиционный климат в Украине, создать дополнительную логистическую базу, обеспечить условия для создания новых рабочих мест.
Для развития территории под СЭЗ предусмотрена реализация трех крупных инвестиционных проектов (расширение контейнерного терминала на Карантинном молу Одесского порта, строительство Сухого порта в районе «полей фильтрации», дноуглубление акватории в районе Карантинного мола Одесского порта).
Предполагается, что общий объем капиталовложений составит более чем 715 млн. долл. США. Все проекты в рамках СЭЗ связаны единой концепцией и формируют целостный кластер по обработке контейнерных грузов. Дополнительные инвестиции планируется привлечь непосредственно в производственные мощности — здания, сооружения, оборудование транспортно-логистических баз, производств, сборочных цехов и других объектов.
В развитие Одесского морского порта планируется инвестировать более 10 млрд грн. в течение следующих 5 лет. В целом инвестиционный потенциал СЭЗ составляет примерно 1 млрд. 300 млн. долл. США с учетом инвестиций на территории порта.