Глава Центра по обмену пленными: Все пленные проходят через контрразведку «ДНР», их пытаются вербовать
Руководитель общественной организации «Офицерский корпус», глава Центра гуманитарной помощи по освобождению пленных и заложников в зоне АТО, генерал-полковник запаса Владимир Рубан в интервью «Главкому» рассказал о том, как происходит обмен пленными между Украиной и боевиками самопровозглашенных республик Донбасса.
«Нет торга, есть разговоры, есть элементы какого-то торга, но мы всегда останавливаем любую из сторон, украинскую, или донецкую, когда нам предлагают за одного человека взять троих-четверых. – Подчеркнул Рубан. - По действиям человека, его грехам, «заслугам» оценивается степень его важности для одной, или другой стороны. Если это шпион, он важен для украинской стороны. Его отдадут, но подержат подольше. То же самое и с донецкой стороны. Все пленные проходят через их контрразведку, комендатуру, проходят психологическую обработку, их пытаются вербовать, переманивать на свою сторону, если человек представляет интерес. К примеру, танкист. Он интересен, если он хороший танкист, механик также интересен».
Владимир Рубан рассказал, что случаются и неравноценные обмены. Самый крупный, считает генерал-полковник запаса, касался предложения обменять 13 российских десантников на 130 украинских солдат.
«Это было после Иловайского котла. Было, когда к заблудившимся десантникам мамы приезжали. Звонили мне, я их в Киев отправлял, небольшую координацию с мамами проводил. Были у нас запросы и один на 50, когда мы отдавали одного, взамен получали 50. С той стороны (с донецкой), наверное, не было готовности содержать такое количество военнопленных. Сразу после Иловайского котла было у них 680 человек в плену. Всех этих людей, даже если один раз в день, нужно кормить. За ними нужно ухаживать, охранять. Так и отдавали простых солдат, которые не представляли серьезного интереса. Отдавали также тех, кто умудрился прикинуться простым солдатом, и не был разоблачен. В то же время офицеров оставляли, поскольку они представляли интерес. Оставляли людей, которых подозревали в военных преступлениях. Точно так же поступает украинская сторона», - резюмировал глава Центра гуманитарной помощи по освобождению пленных и заложников в зоне АТО.