Мартынюк: В ГАСИ коррупцию искоренить нельзя

Экс-глава Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, Глава Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максим Мартынюк в интервью «Главкому» рассказал, что в отношении ГАСИ есть определенный замкнутый круг, поскольку там, где есть контролирующая функция – там всегда будет коррупция.

«Это характерно не только для Украины, но и для европейских стран. Коррупция есть в любом контролирующем органе. Вопрос в том, на каком она уровне, и кем она «возглавляется». Мне удалось отсеять верхний уровень коррупции, сейчас она имеет какие-то бытовые масштабы. Но полностью при нынешней системе ее искоренить нельзя. Для того чтобы полностью ее искоренить в этом отдельно взятом органе, был разработан и принят Верховной Радой закон о децентрализации функций Госархстройинспекции. Он вступит в силу 1 сентября, и органы местного самоуправления получат право создавать свои органы архстройконтроля. Коррупция будет исчезать просто в силу передачи функций», - рассказал Мартынюк.

Он прогнозирует, что коррупция будет возникать на том уровне, куда передадут эти функции.

«У нас были идеи как минимизировать – в частности, хотели снабдить наших инспекторов видеорегистраторами. Идея была жизнеспособной, но требовала серьезных бюджетных затрат. Сейчас ее на вооружение взяла киевская полиция», - рассказал Мартынюк.

По его словам, у него вырабатывается философия относительно коррупции вообще.

«До прихода в ГАСИ я возглавлял Департамент архитектуры Винницкого горсовета – это тоже потенциально коррупционная штука. Видите, я постоянно работаю с этим явлением (смеется, - «Главком»). Поэтому хочу или не хочу, я анализирую происходящие события, и, соответственно, у меня вырабатывается какая-то философия относительно коррупции вообще. Она такова. Можно бесконечно бегать за каждым отдельным человеком, можно реагировать на анонимки, увольнять одних сотрудников и набирать других (кстати, практика показывает, что это чистая лотерея – при наборе можем получить еще худшего работника, чем предыдущий). Но бегать за отдельными коррупционерами и привлекать их к ответственности – работа правоохранительных органов. И они с ней достаточно успешно справляются – на моей практике было несколько очень удачных примеров работы правоохранителей. Моя же заслуга в том, что я создавал системы, которые уничтожали возможности проявления коррупции, или делали их очень сложными. Условно говоря, для того, чтобы совершить коррупционное действие, нужно было договориться с большим кругом лиц, и это уже сложнее, чем когда человек может единолично принимать какие-то решения», - отметил Мартынюк.