Шишкин рассказал, как депутаты «испортили» процедуру выбора Антикоррупционного прокурора

Экс-судья Конституционного суда, член комиссии по проведению конкурса на административные должности в специализированной Антикоррупционной прокуратуре в интервью «Главкому» рассказал, что в том, что Антикоррупционной прокуратуры до сих пор в Украине нет, виноваты в первую очередь парламентарии.

«Здесь надо разбираться поэтапно. В феврале этого года парламентом были внесены изменения в закон о прокуратуре. Менялась статья 7 этого закона. Там говорится о том, что систему прокуратуры Украины составляют: Генеральная прокуратура, региональные прокуратуры, местные прокуратуры, военные прокуратуры и отдельно стоит пятым пунктом - специализированная Антикоррупционная прокуратура. Обращаю внимание, у нас в Конституции нет Генеральной прокуратуры Украины, а есть - Прокуратура Украины. Генпрокуратура - лишь одна из кирпичей системы прокуратуры. И из текста этой 7 статьи тоже не было видно, что Антикоррупционная прокуратура является составной Генпрокуратуры, она отдельная», - объяснил Шишкин.

«Что делает наш парламент? Не знаю, кто был субъектом этой законодательной инициативы, но в июле появился законопроект, и статья 8 в новой редакции, где уже написано, что специализированная Антикоррупционная прокуратура образуется в Генеральной прокуратуре (инициаторами проекта бел народные депутаты Юрий Луценко, Александр Грановский Сергей Алексеев, Леонид Емец - «Главком»). То есть уже как самостоятельное подразделение, но не во всей системе, а в Генеральной прокуратуре», - отметил бывший судья.

Он напомнил, что в Генпрокуратуре есть следственное управление, есть управление по надзору в судах по уголовным делам, по представительству в судах по гражданским делам, и т.д. И Антикоррупционная прокуратура может стать таким же управлением.

«Таким образом, мало того, что Генпрокурор назначает специализированного антикоррупционного прокурора, последний еще подчиняется Генпрокурору. И, пожалуй, подчиняется и его первому заместителю, поскольку он - просто заместитель генпрокурора - специальный Антикоррупционный прокурор. Это негатив», - подчеркнул собкседник «Главкома».

«Если бы оставался неизменным закон, который был принят в феврале, мы бы объявляли максимально широкий конкурс. Мы бы тогда говорили о требованиях к тем юристам, которые хотят пойти на такую работу. А это стандартные условия: высшее образование, гражданство, язык и плюс два года любого юридического стажа: помощник адвоката, помощник народного депутата, помощник судьи, юрисконсульт, прокурорские работники и так далее. Но если мы говорим о составной Генеральной прокуратуры, то уже действуют требования, написанные в законе для тех, кто хочет работать в Генеральной прокуратуре. А там не любой может работать, а лишь тот, кто имеет пять лет прокурорского стажа! То есть если у вас есть знакомый, который 4 года назад закончил университет, устроился на работу в Оболонскую прокуратуру, то он уже не может претендовать на те должности, на которые мы проводим отбор», - добавил Шишкин.

«И перед комиссией стоит задача: каким образом нам проводить конкурс? Ориентироваться на требования статьи 8 или требований статьи 7? Мне как юристу более привлекательной представляется статья 7. И если я буду требовать, чтобы мы к конкурсу допустили всех, кто по условиям может работать в прокуратуре, я буду прав. Седьмая статья говорит, что Антикоррупционная прокуратура находится в системе прокуратуры и не является частью Генеральной прокуратуры. Я буду стучать кулаком в комиссии, чтобы допустили к конкурсу, например, адвоката с 20-летним стажем, который ни дня не работал в прокуратуре. И я буду прав. Но будут правы и те, кто будет настаивать на том, чтобы мы придерживались статьи 8 закона о прокуратуре», - заявил бывший судья КС.

«Поэтому мы поручили председателю комиссии обратиться к руководству Верховной Рады. Мы будем настаивать на внесении изменений. Я обратился к руководству фракции «Батькивщины», которая меня выдвигала в комиссию. Виталий Шабунин обратился к фракции, которая его выдвигала, - к «Самопомочи». Будем требовать, чтобы и другие члены так поступили. Чтобы вернуть то, что было принято в феврале», - резюмировал Шишкин.