Историк рассказал, как сохранить советские памятники, чтобы не нарушать закон о декоммунизации
Советник главы Украинского института национальной памяти, историк Александр Зинченко в интервью «Главкому» рассказал, что в Украине переименуют 3% от общего количества населенных пунктов. Часто можно услышать о том, в какую копейку влетит украинцам переименования, учитывая то, что придется заменить не только указатели въезда и выезда из населенных пунктов, печати на документах, а и знаки по городу, памятники, которые его характеризуют, возможно, обрамление на домах и таблички на госучреждениях.
«Общее количество улиц, которая будет переименована, пока неизвестна. Для больших городов это может быть 10%, как в Харькове, или 15% названий, как в Виннице, - сообщил историк. - Слухи о высокой цене декоммунизации сильно преувеличены. Преимущественно это - «страшилки», и поэтому Украинский институт национальной памяти внимательно все такие слухи и опасения изучил и подготовил перечень сжатых ответов на вопросы, которые наиболее часто повторяються».
«По памятникам. Например, в Харькове стоял памятник Кирову, который размещался перед заводом «Турбоатом». Первое, что они (руководство завода) сделали, когда почувствовали, что могут прийти «ночные декоммунизаторы», то это просто огородили этот памятник забором. Выглядело немного (по размерам) как Кааба в Мекке (Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки, расположенной в городе Мекка, в Саудовской Аравии. Кааба - главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Бейт аль-Харам, что означает «священный дом» - «Главком»). Так он стоял некоторое время. В следующий раз, когда я приехал в Харьков, это сооружение все еще стояло, но за забором уже не памятник, а что-то другое было. Этим-то оказалась деталь от турбины, а памятник перетащили в музей «Турбоатома», - рассказал эксперт.
«Условно говоря, трем-четырем рабочим дать инструменты, они подойдут, снимут бюст Кирова и осторожно отнесут его в музей. Пусть все это, включая рабочее время этих работников, условно может стоить 1000 грн. Все! Эта история как пример», - заключил Зинченко.