МИД распродал полтысячи машин украинских посольств за рубежом
Заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко в интервью «Главкому» рассказал, что в системе диппредставительств за рубежом ранее находилось порядка 800 машин, осталось - около 250, продали приблизительно полтысячи машин.
«Но когда мы говорим об этом, нужно учитывать еще и условия, в которых оказались дипломаты. Два года назад Кабмин ограничил наши возможности и принял решение, согласно которому мы можем иметь только по одному автомобилю на каждое дипломатическое представительство за рубежом. Если раньше, к примеру, посольство Украины в США имело пару десятков служебных автомобилей, которые обслуживали международные делегации, наших депутатов… То из двух десятков машин оставили одну машину… Позже мы договорились, что будет еще одна машина и автобус (в странах, где Украина содержит крупные посольства). Теперь возникает большой вопрос: как обслуживать потребности посольства, делегаций с таким «автопарком»?! Все остальные мы реализовали. В странах пребывания. Где-то передавали другим посольствам, где-то продавали. В любом случае, можно говорить о том, что продать выгодно такое количество – сложно. В системе диппредставительств за рубежом ранее находилось порядка 800 машин. Если взять 124 дипломатических учреждения и умножить, грубо, на два, поскольку в больших посольствах по две машины осталось, то получим порядка 250 машин. Это то, что осталось. Продали приблизительно полтысячи машин», - рассказал Пристайко.
По его словам, можно говорить о том, что продать выгодно такое количество – сложно.
«Если я вам скажу, вы спросите, а какая была марка, я отвечу – Mercedes, проданный условно за 10 тыс. евро… Все зависит от года, страны пребывания. Если речь о США, то за три года машина теряет половину стоимости. То, что стоило 30 тыс. долларов, через три года продадите разве что за 15 – 17 тыс. долларов. Мы продавали разные машины от Mercedes S-класса, до Toyota Corolla, которая стоит сравнительно мало... Это была не наша инициатива», - подчеркнул заместитель министра иностранных дел.
Пристайко объяснил, что законопроект, которым предлагается вернуть беспошлинное право для ввоза дипломатами автомобилей в Украину, поясняется отсутствием собственного автопарка у государства.
«Это выход, который позволит нам решить конкретную проблему с автотранспортом – мотивировать сотрудников использовать свой собственный автомобиль в служебных целях. Это не совсем честно с нашей стороны, мы перекладываем нагрузку с министерства на наших дипломатов, включая вопросы, связанные с покупкой, страхованием, обслуживанием… Но у нас на это денег больше нет. Пока же дипломаты не спешат обзаводиться автомобилями, которые могли бы использоваться по работе», - сказал заместитель министра иностранных дел.
По его словам, беспошлинный ввоз может быть стимулом для покупки автомобиля.
«Безусловно. Вот, представьте ситуацию: посол дает поручение дипломату: поехать в аэропорт и забрать определенный груз или встретить гостей. Хорошо, дайте машину. – Но машины в посольстве нет. А у вас нет машины? – спрашивает посол. – Нет, я коплю на квартиру в Киеве и т.д. И становится вопрос, как быть? Альтернативу пока никто не может нам предложить. В некоторых посольствах бывает по несколько визитов из Украины в день: депутаты, журналисты, раненые из АТО, направленные за рубеж на лечение. Выход, который мы увидели, – предложить сотрудникам покупать автомобиль, за использование которого мы готовы компенсировать, с дальнейшей возможностью забрать его с собой по возвращению в Украину. Более того, мы ввели ограничения: стоимость машины не должна превышать 30% от суммарной зарплаты (полученной за время работы за границей – ред.). Раньше было 50%.
Дальше-больше. Чтобы ввезти в Украину такую машину, согласно нашему законопроекту, дипломат должен пробыть в заграничной командировке не менее двух лет, а машина должна быть куплена не позже, чем за полтора года до окончания командировки. Возьмем среднее звено, где зарплата в среднем две тысячи (долларов) в месяц. За год – это 24 тысячи, за два суммарно зарплата составит 48 тысяч. 30% от этой суммы – почти 15 тыс. долларов. Это тот потолок, на который может рассчитывать этот дипломат», - подчеркнул Пристайко.
Как известно, украинские дипломаты до 1 января 2015 года зарабатывали на продаже автомобилей, которые закон позволял им провозить в страну из-за рубежа без уплаты пошлин.
Год назад «лазейку» прикрыли, но в этом году Кабмин попросил парламент вернуть старую практику, подав законопроект о беспошлинном ввозе в страну машин, купленных дипломатами.
Как ранее выяснил «Главком», среди этого импорта встречались даже машины стоимостью свыше 100 тыс. долларов, которые покупателям с дипломатическим паспортом обходились за рубежом чуть ли не на миллион гривен дешевле, чем в Украине.