В Национальном художественном музее рассказали об экспонатах, которые перешли к государству из Межигорья и имения Пшонки
Юлия Литвинец, и.о. гендиректора Национального художественного музея, главный хранитель фондов Национального художественного музея, в интервью «Главкому» рассказала, что экспонаты, которые выставлялись в музее в рамках выставки «Кодекс Межигорье», сейчас хранятся в хранилищах НХМУ.
«Так, эти экспонаты находятся у нас на временном хранении. На данный момент эти объекты приобщены к уголовному делу. Музей определен местом хранения. В НХМУ хранятся 516 предметов из Межигорья», - рассказала Литвинец.
По ее словам, в музее находится около десятка экспонатов из дома экс-генпрокурора Виктора Пшонки.
«Эти предметы были переданы работником бывшего прокурора. После сюжета по телевидению, когда показали коллекционное оружие и т.д., наши сотрудники пытались туда добраться, но их не пропустили. Фактически музейщики попали в дом, когда там все было разграблено. Поэтому нам передали на временное хранение лишь несколько произведений Валентины Цветковой, мы их экспонировали на выставке», - объяснила директор музея.
Она отметила, что наиболее ценные вещи из Межигорье - это картина «Христос и грешница» Василия Поленова, также весьма ценная первая украинская печатная книга «Апостол» Ивана Федорова 1574.
«Ну, «Апостол» - самая старая там вещь, хотя он был в очень плохом состоянии, у него листы сильно повреждены грибком, книга нуждается в реставрации. А вот из дорогих вещей - это картина «Христос и грешница» Василия Поленова, которую оценивали в более чем 4 млн. фунтов стерлингов. Также есть произведение Ивана Айвазовского «Вид Феодосии в лунную ночь». Есть произведения той же Цветковой. Очень много разных икон. Есть там очень красивое произведение Николая Самокиша «Сокольничий», есть большое произведение Сергея Светославского «Днепровские плавни». Есть хорошая работа Петра Кончаловского «Клены в Абрамцеве» ... Но была у нас интересная история с одной из картин из Межигорья. Я ее сначала не хотела даже брать. Хотя и старо выглядит, но плохо сделана. Впрочем лишь в музее оказалось, что это сделанная давно студенческая копия из произведения Юлия Бершадского «Натюрморт» 1919 года, который хранится у нас», - рассказала Литвинец.
По ее словам, часть предметов действительно имеет музейное значение - их стоит оставить для истории, для музеев.
«Нет, общую (стоимость предметов - ред.) мы не сделали - только на каждый предмет. Но вот известно, что тот же Поленов с аукциона ушел более, чем за 4 млн фунтов стерлингов. Поэтому, это только минимальная точка. Государство должно распорядиться этими объектами. На мою точку зрения, часть предметов действительно имеет музейное значение - их стоит оставить для истории, для музеев. Какая-то часть предметов не несет такой серьезной нагрузки, она больше интересна для антикварного рынка. Иконы, которые, например, не такого уж высокого музейного уровня, следовало бы передать в религиозные учреждения. Остальное - можно было бы просто продать с аукциона на доход государства», - подчеркнула и.о. гендиректора Национального художественного музея.