Россия пытается оттеснить Украину от ядерных технологий
Украина и Россия столкнулись с новым препятствием в энергетической сфере – теперь в ядерной энергетике.
В частности, как стало известно «КоммерсантЪ-Украина», российская сторона, вопреки договоренностям, не спешит передавать Украине технологии, хотя именно их получение стало решающим фактором при выборе российской корпорации ТВЭЛ в качестве партнера по строительству завода.
Как отмечает издание, вчера российский концерн «Ядерное топливо» распространил пресс-релиз, в котором говорится о затруднениях, возникших в вопросе строительства завода по производству тепловыделяющих элементов в Украине. «Самые серьезные затруднения стороны стали испытывать с началом разработки технико-экономического обоснования, так как были проблемы с передачей в Украину исходных технологических данных,- сказано в пресс-релизе. Вопрос был решен посредством выбора российского института ОАО «Государственный специализированный проектный институт» в качестве субподрядчика для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). Сначала предполагалось, что все работы возьмет на себя украинский институт ГП «УкрНИПИпромтехнологии», который ТВЭЛ обеспечит информацией, необходимой для подготовки ТЭО.
Основной поставщик ядерного топлива для украинских АЭС — компания ТВЭЛ — в 2010 году продала ГП «НАЭК «Энергоатом» ядерное топливо на сумму $608,1 млн. Согласно данным ТВЭЛа, в общем объеме экспорта компании доля реализации ядерного топлива в Украину составила 54,9%. В прошлом году украинский концерн «Ядерное топливо» и ТВЭЛ подписали рамочное соглашение о создании СП для реализации проекта строительства в Украине завода по производству ядерного топлива. Доля Украины в нем составит 50%+1 акция, России – 50%-1 акция. Аналогичный завод предлагала построить и американская Westinghouse, однако ТВЭЛ был выбран, поскольку, в отличие от конкурента, в своей тендерной заявке обязался передать Украине все необходимые технологии.
Исполнительный директор дирекции по связям с общественностью ТВЭЛа Иван Дыбов заявил, что технологии по фабрикации ядерного топлива будут переданы Украине, не уточнив, впрочем, когда именно. «Просто нужно провести определенные процедуры. Новый завод в Украине будет производить топливо в соответствии с поданной тендерной заявкой»,— заявил Дыбов.
В то же время, оптимизм ТВЭЛа не разделяют в Минэнерго. Официально в министерстве не стали комментировать заявление российской компании. Но высокопоставленный источник в Минэнерго заявил изданию, что налицо попытка удержать весь массив информации.
«Вначале ТВЭЛ заявил, что наш концерн должен купить у него необходимые данные, которые должны были передать нам безвозмездно, и 4 апреля мы даже объявили тендер на покупку всей необходимой информации для написания технико-экономического обоснования. Но затем в мае по настоянию ТВЭЛа мы этот тендер отменили»,- рассказал собеседник.
По его словам, в июле представители ТВЭЛа заявили, что все чертежи останутся у них, и проектировать завод будет российский институт. «Они, по сути, хотят оттеснить нас от технологий, иначе это не объяснишь»,— отметил источник.
О том, что ТВЭЛ может не передать весь массив данных, как обязался в свое время, говорят и эксперты. «Сейчас готовится даже не проект, а всего лишь ТЭО, и они уже скрывают информацию. Представьте, что будет, когда дело дойдет до проектной документации»,— говорит эксперт Института стратегических исследований Ольга Кошарная. По ее мнению, без передачи всей необходимой информации выбор ТВЭЛ, а не Westinghouse, теряет всякий смысл.
Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма заявил, что действия российской корпорации заставят Украину более активно искать сотрудничества с американской Westinghouse. «ТВЭЛ выбрал не лучшее время для того, чтобы пытаться переиграть контракт. Сейчас отношения с Россией и без того накалены из-за газовых разногласий, и Украина пытается максимально сократить зависимость от российских энергоносителей»,— сказал Гудыма.
Кроме того, как рассказал начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, кроме Westinghouse, есть и другие потенциальные инвесторы — о намерении продать свои технологии по производству ядерного топлива Украине ранее заявляли Канада и Южная Корея.