Цены на бензин могут скоро упасть
По данным агентства Bloomberg, вчера цена нефти марки Brent на Нью-Йоркской товарной бирже снизилась на $0,95, до $107,24 за баррель, достигнув минимума за два месяца. Всего же с начала недели нефть подешевела на $8,8 за баррель, или на 7,5%. Последний раз такой обвал котировок наблюдался осенью 2008 года, когда нефть дешевела на $10 за баррель за неделю, а к концу года потеряла две трети своей стоимости. На цену сырья, по данным Bloomberg, повлияли данные о сокращении производственной активности в Китае.
Как рассказал «КоммерсантЪ-Украина» источник в Минэнерго, вчера секретариат экспертно-аналитической группы (ЭАГ) по регулированию рынка нефтепродуктов при Кабинете Министров обратился ко всем участникам группы с рекомендацией в этой связи снизить цены на топливо. Эту информацию подтвердил и один из участников группы, отметив, что нефтяникам рекомендовали снизить стоимость топлива на заправках на 15-20 коп. за литр до конца сентября. Консалтинговая компания UPECO, чьи представители входят в состав ЭАГ, вчера распространила пресс-релиз, в котором указала, что из-за обвала котировок на мировых рынках уже в третьей декаде сентября стоит ожидать снижения оптовых цен на бензины и дизельное топливо на 300-500 грн/т, что приведет к падению цен и в рознице. По данным UPECO, трейдеры будут распродавать накопленные запасы, чтобы купить более дешевые партии нефтепродуктов. В UPECO прогнозируют, что если цены на мировом рынке продолжат падение или даже останутся на нынешнем уровне, то уже в начале октября потребителям стоит ожидать снижения розничной цены на 5-15 коп. за литр.
Впрочем, участники рынка сомневаются в том, что цены на нефтепродукты в рознице в ближайшее время снизятся. «Импортеры нефтепродуктов будут ориентироваться на предельные цены, установленные ранее ЭАГ, и вряд ли станут их снижать, — говорят в пресс-службе ОАО «Галичина». — А отечественные производители и так не повышали цены, но украинского бензина на рынке слишком мало, и он не влияет на общую конъюнктуру».
«Но у правительства сегодня фактически нет рычагов влияния на импортеров, которые ввозят нефтепродукты по низким ценам, а продают — по высоким, поскольку это значительное количество небольших фирм, не располагающих существенными активами, чтобы их можно было, например, оштрафовать за монополизм, — говорит член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма. — А если их закрывать, то вместо каждой закрытой компании сразу же появится десять новых».