На казначейских счетах правительства почти не осталось денег

Ключевой индикатор платежеспособности правительства — объем свободных средств на казначейском счете — упал до рекордно низкого уровня — 1,7 млрд грн.

Меньше средств в гривне у правительства было только в момент смены власти в начале 2010 года. Эксперты усматривают в этом падении признаки появления у Минфина серьезных проблем с ликвидностью — в условиях охлаждения экономики правительство вскоре может столкнуться с невозможностью финансирования всех расходов, пишет Коммерсант-Украина.

Остатки средств правительства на едином казначейском счете (ЕКС) вчера утром упали до рекордно низкого уровня в 1,76 млрд грн, сообщили в Госказначействе. Меньше средств за последние девять лет было только в начале 2010 года, когда правительство Николая Азарова сменило правительство Юлии Тимошенко. До смены власти — с января по март — остатки на ЕКС составляли от 1,1 млрд до 1,3 млрд грн.

Николай Азаров неоднократно обвинял своих предшественников в том, что его правительство получило минимум средств, в то время как для нормального функционирования на ЕКС должно храниться 10 млрд грн. В 2010 году максимум остатков составил 13,8 млрд грн, в 2011 году — 17,2 млрд грн, в 2012 году — 7,8 млрд грн.

Согласно данным Госказначейства, объем средств резко упал в сентябре — с 6,6 млрд до 2,3 млрд грн,— сократившись в октябре еще на 0,55 млрд грн. Даже в кризисные 2008-2009 годы свободных денег у правительства на начало ноября было больше — 11,4 млрд и 3,31 млрд грн. В Министерстве финансов вчера на запрос не ответили, а министр Юрий Колобов на звонки не отвечал. Но ранее он заявлял, что, говоря о казначейском гривневом счете, нельзя забывать и о валютном, на котором находится около $2 млрд.

Эксперты говорят, что эта ситуация была прогнозируемой и является следствием сокращения темпов роста доходов бюджета на фоне падения экономики — ВВП в III квартале сократился на 1,3%.

Поступления нестабильны уже несколько месяцев, в сентябре рост доходов общего фонда по сравнению с 2011 годом составил и вовсе 0,01%. Оперативные данные о выполнении бюджета в октябре еще не обнародованы.

В Государственной налоговой службе (ГНС) бюджетные данные еще не подсчитали, но заверили, что ведомство перевыполнило показатели, как помесячные, так и с начала года.

По данным Гостаможни, они перечислили в октябре в бюджет 10,5 млрд грн (за 10 месяцев — 102,8 млрд грн). Источник «Ъ» в правительстве сообщил, что таможенники не выполнили план Минфина — в октябре необходимо было собрать 13,1 млрд грн.

Прогнозы по году неутешительные: при плане в 139 млрд ожидается 130,6 млрд грн.

По словам директора центра «CASE-Украина» Дмитрия Боярчука, с учетом незначительных доходов и огромных расходов правительству придется «расконсервировать» валютные запасы, чтобы выполнять бюджетные обязательства. По его расчетам, Украина закончит год с реальным дефицитом бюджета в размере 60 млрд грн. «Средств, которые собираются фискальными органами, хватит на то, чтобы профинансировать защищенные статьи расходов.

О капитальном финансировании вообще никто не говорит, и у нас есть традиция ежегодного недофинансирования этих статей,— добавляет господин Боярчук.— К тому же перед выборами увеличили социальные расходы не глядя, повысили дефицит Пенсионного фонда до 15 млрд грн, сейчас говорят, что хотят его увеличить до 25 млрд грн. То есть ситуация неконтролируемая».

У местных бюджетов, как рассказывает эксперт Ассоциации городов по мониторингу законодательства в вопросах бюджета Александр Слобожан, до конца года нехватка средств на выполнение делегированных государством полномочий может составить 3 млрд грн.

В начале октября правительство приняло решение выделить 1 млрд грн на финансирование зарплат бюджетников за счет экономии на обслуживании госдолга, а в конце октября на эти цели направило 2,6 млрд грн, подтвердив таким образом, что в госбюджете не были в полном объеме заложены выплаты зарплат в ноябре-декабре. Сейчас эту статью расходов, а также погашение долгов за энергоносители и оплату выполненных работ местные органы власти оплачивают из своих доходов. «И эти деньги, как правило, нам не возвращаются. Плюс казначейство заблокировало перечисление средств с депозитов. И сейчас в суде за задержки по расчетам за выполненные работы города получают еще и пеню»,— отмечает господин Слобожан.

По мнению бывшего и. о. министра финансов Игоря Уманского, сейчас о дефолте говорить нет причин, но в начале 2013 года, когда необходимо погашать внешние долги, ситуация может обостриться. «Нужно накапливать средства уже в этом году, а их нет»,— говорит эксперт. Господин Боярчук добавляет, что быстрое «охлаждение» экономики с параллельным давлением на бизнес снижает способность госбюджета финансировать все свои запланированные расходы. «Выжимают из бизнеса налоги и не дают им возможности поддерживать ликвидность,— поясняет он.— Если на Западе выбирают курс на таргетирование инфляции и снижение кредитных ставок, то есть на то, что может обеспечить стабильность экономике, то у нас — контроль за обменным курсом». А процикличность фиксированного курса лишь ускоряет падение ВВП и, как следствие, снижает потенциальные доходы госбюджета.