За останні 30 років для Одеси купили менше трьох десятків нових трамваїв
Аналіз закупівель трамвайного парку для Південної Пальміри
Мовою оригіналу
Вывод неутешительный - за последние три десятка лет город получил лишь 28 новых вагонов, причем более половины из них - местный «самострой», потому что так дешевле.
Несколько дней назад мы анализировали, как в Одессу в период с 1990 года закупали новые троллейбусы. Результат оказался не самым лучшим - так как в некоторые периоды, например с 2006 по 2008 и с 2010 по 2014 наш город был единственным крупным городом Украины, вообще не закупавшим новых троллейбусов.
Ситуация с новыми трамваями, как оказалось, гораздо хуже. Как следует из инфографики, за тридцать лет город получил лишь 28 новых вагонов. Причем 16 из них получены методом сборки непосредственно в вагоноремонтных мастерских и депо КП «Одегорэлектротранс» за период с осени 2015 года и по настоящий момент. И лишь 12 куплены непосредственно у производителя - семь штук в 2006, три в 2008, один в 2015-м гг.
Для сравнения мы показали и советский период, начиная с 1983 года - разбив закупленные тогда трамваи по годам выпуска. Мы видим, что в некоторые годы город получал более чем по 40 вагонов ежегодно. Дело в том, что как раз в начале 1980-х Одесса в буквальном смысле «избавлялась» от старых трамваев советского производства с конца 1940-х по конец 1960-х гг. выпуска - четырехосных моделей «МТВ-82» и «РВЗ-6», двухосных моделей «КТМ-1» и «КТМ-2». Весь этот разношерстный парк подвижного состава заменялся и унифицировался на единственную модель - «Татра-Т3», которая поставлялась в Одессу в двух модификациях - с двумя и тремя дверьми.
Почему в Одессе перестали покупать трамваи?
Но почему же поставки вагонов сначала резко сократились в 1986-87 гг., а затем на длительное время прекратились вовсе? Дело в том, что в 1987 году в Чехословакии прекратили производить трамваи «Татра-Т3», которые с незначительными изменениями выпускались на заводе «ЧКД Татра» с 1964 года. Им на смену пришла новая, более совершенная технически, более вместительная, с «рубленым» дизайном модель вагонов «Татра-Т6В5», которую в СССР и на постросоветском пространстве обозначают иногда как «Т3М». Эти вагоны изготовляли в гораздо меньших количествах, и стоили они намного дороже - и поэтому Одессе они не достались.
А предложенная министерствами коммунального хозяйства СССР и УССР альтернатива в виде трамваев советского производства Усть-Катавского завода модели «71-605» (он же «КТМ-5») одесских трамвайщиков не устроила. Эти вагоны, хотя и стоили существенно дешевле «Татры-Т3», были значительно хуже по качеству, также под них в городе не имелось ремонтной базы.
Наш город, то есть предприятие «ОТТУ» как раз в 1987 году закончил списание всех старых советских трамваев, кроме нескольких «тяни-толкаев». А под «Татры» было «заточено» целое ремонтное предприятие, занимавшееся восстановлением и ремонтом трамваев «Татра» и троллейбусов для почти всей Украины. Это позволяло, теоретически, «сделать паузу» в закупках новых трамваев на несколько лет. Тем более, что в то время даже самые старые из имевшихся в Одессе «Татр» имели возраст чуть более 20 лет, а при нормальном обслуживании вполне могли послужить еще достаточно долго.
После этого СССР развалился вместе с плановой экономикой и государственным регулированием цен. Город оказался поставлен в условия, когда обновлять городской транспорт надо было исключительно за собственные средства - или из городского бюджета, или из собственных средств муниципального перевозчика - трамвайно-троллейбусного управления. Денег не было.
Денег нет, но вы держитесь
Начиная с 1988 года единственным пополнением трамвайного парка были «обноски» из других городов. Одесса покупала небольшими партиями подержанные «Татры» из Мариуполя, Днепродзержинска, Москвы. Некоторые из этих «бэушек» до сих пор перевозят пассажиров по одесским маршрутам. Существующий же трамвайный парк постоянно сокращался. «Пик» упадка пришелся на середину 1990-х гг., когда проезд в одесском электротранспорте был бесплатным, и, как следствие, средств не было не только на закупку новой техники, но и на ремонт старой. Именно тогда в трамвайных депо возникли целые ряды буквально «выпотрошенных» трамваев, существовавшие почти до настоящего времени.
Еще одна попытка купить новые трамваи была предпринята в середине 90-х - когда в Одессу на испытания привезли сочлененный трамвай модели «ТР-2» из Риги. Но он оказался слишком дорогим в условиях тогдашнего тотального безденежья.
В 1999 году Одесса таки получила новенький трамвай - но всего один. Это был вагон модели «Татра-Юг-Т6В5», лицензионная копия вышеупомянутого чешского трамвая середины 80-х, которые до совсем недавнего времени выпускали серийно на совместном предприятии «Татра-Юг». По популярной в околотранспортных кругах легенде (подчеркнем - легенде), этот вагон подарил городу президент Леонид Кучма, но затем по решению суда городу все же пришлось возместить производителю его стоимость - порядка 300 тысяч долларов.
Впервые за долгие годы Одесса получила сразу семь новых трамваев в 2006 году - модели «Татра-Юг-К1». От «Т6В5» они отличаются лишь дизайном передней и задней части, а также ходовыми тележками - с более жестким, с точки зрения пассажира, ходом по изношенным рельсам. В 2008 году город заказал еще восемь таких трамваев, но оплатил и получил лишь три вагона. Интересно, что тендер в 2008 году выиграл Петербургский трамвайно-механический завод с вагонами модели «71-134» (ЛМ-99) с низкопольной задней площадкой. Но, после судебных разбирательств, вагоны купили у «Татры-Юг».
Затем вплоть до 2015 года Одесса снова не покупала новых трамваев. Лишь в 2012 году купили десяток подержанных старых «Татр» из Праги и других городов Чехии. А в 2015-м - 10 таких же подержанных вагонов из Риги.
Также в 2015 году купили один трамвай «Татра-Юг-К1М», отличающийся от обычного «К1» низким уровнем пола в средней части вагона. Из 13,8 миллиона гривен его стоимости треть оплатило государство по программе софинансирования.
Новые трамваи строим сами
С 2015 года в Одессе на КП «Одесгорэлектротранс» освоили самостоятельную сборку новых односекционных частично низкопольных трамваев. Делается это так: у производителя покупается корпус вагона с электронной системой управления - самой дорогой частью трамвая. Все остальное собирают уже в вагоноремонтных мастерских КП «ОГЭТ». У самого первого такого вагона ходовые тележки использовались старые. У всех остальных в ходовых тележках были совершенно новые колесные пары, электродвигатели и все остальное, кроме некоторых элементов рамы тележек.
Такие вагоны обходятся предприятию, в общем, в цену от 5 до 5,5 миллионов гривен. По документам они оформляются как «капитальный ремонт с модернизацией» старого вагона модели «Татра-Т3». Всего с 2015 года город закупил 16 корпусов для последующей сборки. На данный момент готовы 10 вагонов, еще шесть - в процессе превращения из голого «каркаса» в полноценный трамвай.
Также для оформления интерьера салонов этих трамваев привлекли профессионалов - днепровскую компанию «МДС», которая проектирует интерьеры украинских скоростных поездов Крюковского завода, а также изготовляла кабины управления для локомотивов.
Сколько в Одессе трамваев?
На данный момент в Одессе насчитывается 224 пассажирских трамвая, из которых чуть более 180 технически исправны, а также 22 служебных вагона. Подавляющее их большинство - модели «Татра-Т3», в том числе прошедших различные варианты модернизации или приобретенных подержанными. Для сравнения - на момент распада СССР их было более 500.
Самые новые вагоны - 10 единиц модели «Т3 КВП Од», собранных в мастерских КП «Одесгорэлектротранс» начиная с осени 2015 года. Это частично низкопольные трамваи общей вместимостью до 145 человек при 26 сидячих местах. Средняя часть салона имеет низкий пол, впереди и сзади салона пол высокий.
Еще один трамвай 2015 года выпуска модели «Татра-Юг-К1М».
За ним идут 10 вагонов «Татра-Юг-К1» 2006 и 2008 гг. выпуска. Они отличаются от «К1М» лишь высоким уровнем пола по всему салону.
С 1999 года имеется один вагон модели «Татра-Юг-Т6В5» - лицензионная копия производившегося в Чехословакии с середины 1980 трамвая, общую концепцию которого на предприятии «ЧКД Татра» разработали еще в 1970-х.
В 2015 году в Одессу по цене 994 тысячи гривен за вагон закупили 10 подержанных трамваев модификации «Татра-Т3А» из Риги. Эти вагоны в начале 2000-х прошли капитальную модернизацию с установкой вместо устаревшей реостатно-контакторной системы управления экономичной электронной венгерского производства Ganz. Для сравнения, ряд других городов Украины, в частности Киев, Харьков и Мариуполь в 2015-2017 гг. закупали подержанные трамваи «Татра» без модернизации по цене более полутора миллионов гривен.
Наиболее многочисленная модификация одесских трамваев - «Татра-Т3R.P». Это вагоны, которые прошли капитальную модернизацию в Одессе в период 2002-2012 гг. по чешскому проекту с установкой электронной системы управления чешского производства TV-Progress. Их имеется 111 единиц. По такому же проекту было модернизировано более 400 трамваев в Праге, еще несколько сотен в других городах Чехии и Словакии. На постсоветском пространстве по объемам подобного рода модернизации трамваев Одессу опередили только Москва и Рига.
Не проходивших модернизацию трамваев «Татра» имеется 69 единиц «советской» модификации, в том числе несколько штук самой старой версии с двумя дверями. Как раз такие вагоны являются наиболее изношенными, среди них - больше всего неработоспособных.
Также имеется 12 вагонов «чешской» модификации, закупленных в 2012 году из городов Прага и Мост.
Что дальше?
Трамвайный парк Одессы требует дальнейшего развития. Как для создания системы скоростного трамвая, тесно интегрированной с обычными линиями. Так и для продолжения дальнейшего существования. Сейчас на маршруты выходит, в среднем, 140-150 одиночных вагонов. Для нормального процесса обновления подвижного состава необходимо ежегодно заменять 10% его численности или, скажем, 15 одиночных вагонов ежегодно. А, учитывая солидный возраст большинства вагонов, то эту цифру стоит увеличить. То есть, следует рекомендовать закупать или строить самостоятельно не менее 20 одиночных или 10 сочлененных трамваев в год.
Осуществляемая сейчас закупка комплектующих и сборка по 10 одиночных вагонов ежегодно - полезное начинание, но не панацея. Для того же проекта скоростного трамвая от поселка Котовского до Люстдорфа необходимо около 50 сочлененных трамваев длиной 26-. Закупить такое количество трамваев город самостоятельно только за счет муниципального бюджета не в силах, хотя бы потому что один подобный трамвай стоит не менее полутора миллиона долларов. Выходом из ситуации должна стать правительственная программа обновления электротранспорта за счет кредитов Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. По ней Одесса должна получить кредитную линию в размере до 60 миллионов евро, чего должно хватить и на полсотни новых трамваев, и на обновление нескольких десятков километров путей.