«Наша Украина». Недолго музыка играла?

Изначально план был предельно прост.

Изначально план был предельно прост. Новая команда во главе с Валентином Наливайченко должна была зайти в «Нашу Украину» перед местными выборами. Серия поездок нового главы политсовета по регионам Украины должна была не только и не столько мобилизировать низовых партийцев на кампанию (лишних иллюзий по поводу результата выборов никто не строил). Она была предзнаменованием усиления позиций Наливайченко в партии (формальный лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко практически не принимал участия в избирательной кампании).

Легитимизировать это усиление должен был новый устав партии, который готовился специальной рабочей группой под руководством Андрея Парубия. Какие конкретные изменения партийной структуры планировалось вынести на обсуждение съезда «Нашей Украины», который должен был состояться 10 декабря?

Прежде всего, это перевод Виктора Ющенко на политическую пенсию. Под Виктора Андреевича планировалось возродить пост почетного главы партии, избираемого низовыми партогранизациями в ходе праймериз. Реальных полномочий ему бы не оставили, однако для роли партийной «иконы» он вполне подходил. Иллюзию реального влияния на происходящие в государстве процессы экс-Президенту должна была дать работа во главе созданного под него «Института Виктора Ющенко «Стратегические инициативы», зарегистрированного Минюстом в конце октября этого года.

Во-вторых, речь шла об очередном сокращении численности партийного политсовета. Он наконец должен был стать достаточно мобильным органом, который в случае необходимости мог бы оперативно, без отвлечения на традиционные для «партии Майдана» «междусобойчики» выдавать на гора стратегические решения. Президиум политсовета, который ныне выполняет функции оперативного управления партией, предлагалось вовсе ликвидировать. Эти функции должны были перейти к главе партии, которым планировалось избрать, конечно же, Валентина Наливайченко.

И это – третье предполагаемое изменение в устав «Нашей Украине». Речь фактически шла о концентрации всей полноты партийной власти в руках у экс-главы СБУ. Взамен нынешнему посту главы политсовета «Нашей Украины», избираемого этим самым политсоветом, Валентин Александрович получал кресло главы партии (на этой должности его должен был утвердить съезд, что должно было бы повысить его легитимность и авторитет в разношерстной партийной среде). Часть функций ликвидированного президиума политсовета, перешедших главе партии, Наливайченко мог бы делегировать назначенными собой же заместителям. Источники «Главкома» в «Нашей Украине» утверждают, что в числе таковых не нашлось бы места никому из тех, кто играл важную роль в партийной жизни на протяжении последних лет. Речь фактически шла о коренной перестройке партии, о постепенном выдавливании оттуда людей, чьим единственным капиталом в «Нашей Украине» считалась и считается близость к телу Ющенко.

Разумеется, эти люди не собирались сдаваться. Их ответом на планы по усилению Наливайченко стало заявление Виктора Андреевича на одном из заседаний партийной верхушки. В конце ноября, после годовщины Голодомора, – уточняет наш источник, – на одном из таких мероприятий Виктор Ющенко якобы заявил, что ситуация в стране не позволяет ему отойти в политическую тень. Дескать, он и его верные соратники, в стане которых, утверждают знающие люди, первую скрипку играет Вера Ульянченко, могут принести еще немало пользы родной земле и родной партии.

Примерно тогда же до ведома Наливайченко были доведены основные тезисы предстоящего триумфального возвращения Ющенко к активной партийной и политической жизни. Устав предлагалось изменить в следующем ключе: Ющенко остается главой партии с ощутимыми полномочиями, Наливайченко продолжает сидеть в кресле главы политсовета. Президиум политсовета упраздняется, но так же упраздняются и посты замов главы партии. Взамен – усиливается роль партийного исполкома и, соответственно, его главы Сергея Бондарчука (пять лет президентства Ющенко возглавлявшего «Укрспецэкспорт», получившего из его рук звание Героя Украины и поэтому ориентирующегося напрямую на главу государства). Таким образом, Наливайченко просто обставляли изо всех сторон, связывали по рукам и ногам. «Ему фактически предложили превратиться во второго Кириленко: когда ты ни на что в партии не влияешь, зато, поскольку у тебя есть кресло и должность, то за все отвечаешь», – поясняют старожилы партии.

Наливайченко якобы на такой поворот добро не дал: мол, мы так не договаривались. Общий язык сторонам дискуссии найти не удалось, поэтому работа уставной рабочей группы была свернута, а съезд 10 декабря – отменен. Противники Наливайченко даже не слишком заботились о том, чтобы найти более-менее заслуживающий доверия повод для демарша. На места был спущен следующий месседж: в декабре во всех больших залах Киева проводятся новогодние елки, и «Наша Украина» просто не смогла найти подходящее помещение для проведения съезда. Формально мероприятие было перенесено на «февраль-март следующего года», однако в партии практически открытым текстом говорят о дате 5 марта 2011 года – шестой годовщине создания «Нашей Украины». До этого времени предполагается, что Наливайченко таки уломают.

Шансов не поддаться давлению окружения Ющенко у Валентина Александровича и вправду маловато. Во-первых, на протяжении первых месяцев его партийной карьеры оказалось, что Наливайченко попросту не имеет собственной команды – людей, на которых он мог бы положиться и, опираясь на которых, мог бы гнуть свою линию во внутрипартийных дискуссиях. И, говорят, не горит желанием (а, может, и не может похвастаться умением) эту команду создать, чем, по сути, подталкивает своих потенциальных союзников в объятия Веры Ивановны.

Во-вторых, поговаривают, сказываются специфические черты темперамента Валентина Александровича, временами до боли напоминающего Виктора Андреевича в его лучшие годы. Будет ли он отстаивать свои позиции до последнего, сможет ли он в случае прямого столкновения мнений сказать «нет» Виктору Ющенко, нужно ли ему вообще это все, – многие партийцы, регулярно общающиеся с Наливайченко, говорят, что ответы на эти вопросы не знает и он сам.

В-третьих, как бы там ни было, но Валентин Наливайченко на сегодняшний день, по сути, не имеет отношения к финансированию поточной деятельности партии. Обоснованность слухов о том, что посильное участие в материальном обеспечении партийных потребностей принимает Дмитрий Фирташ посредством уже упомянутого Сергея Бондарчука, – предмет отдельного разговора, однако факт остается фактом: все более-менее зажиточные партийцы от «Нашей Украины» давно отдалились, а практическая реализация идеи Наливайченко о финансировании партии исключительно взносами ее членов, мягко говоря, хромает.

Финансовая «чистота» Наливайченко дала повод для обсуждения его оппонентами еще одного метода влияния на строптивого главу политсовета. Поговаривают, что буквально на днях партийный исполком и аппарат будут распущены в отпуск за свой счет. Дата возвращения сотрудников «Нашей Украины» из этого отпуска якобы будет напрямую зависеть от того, когда свое согласие на предложенный ему вариант развития событий в партии даст Наливайченко…

Главный вопрос, который мог бы в связи с описанными событиями закономерно возникнуть у тех, кто следит за тенденциями украинской политики – это «зачем»? Зачем кому-то бороться за доступ к телу пациента, не первый год находящегося в реанимации (эта метафора по отношению к «Нашей Украине» уже давно стала избитой)? Какую пользу своим реальным хозяевам она могла бы принести?

Все дело в том, что с недавних пор в среде партийной верхушки чрезвычайное распространение приобрели слухи о том, что власть таки вынашивает планы проведения парламентских выборов в 2011 году, не исключено, что даже в марте. Результаты «Нашей Украины» на местных выборах, конечно, не впечатляют, но привлечение в ее кампанию средств того же Фирташа (а о неизвестных ранее гранях сотрудничества этого олигарха с Виктором Ющенко широкой общественности поведали «сливы» из Wikileaks) плюс известное содействие со стороны нынешней власти, плюс активное участие в кампании на Западной Украине Виктора Андреевича лично – могли бы поднять рейтинг «партии Майдана» до уровня, достаточного для прохождения в Раду.

И в этом моменте возникает вопрос о формировании избирательных списков. Контроль над руководством партии дал бы многолетнему окружению Виктора Ющенко гарантию попадания в Верховную Раду, а значит – пять лет более-менее спокойной, безбедной жизни, с доступом ко всем возможным депутатским благам и, возможно, даже влиянию на политические процессы в Украине. Стоит ли удивляться, что наметки списка «Нашей Украины» на выборы-2011 уже готовы и не являются секретом для широчайших партийных кругов?

Кого мы увидим в этом списке? Как минимум, двух людей по фамилии Ющенко (Виктора, открывающего список, и Петра). Поговаривают еще и о Ярославе Петровиче, который лучше всех мог бы репрезентовать в списке восточный регион Украины, но это уже, кажется, будет перебор. Веру Ульянченко и ее креатур на Банковой – Валентину Руденко и Ирину Ванникову. Сергея Бондарчука как главу партийного исполкома. Людей, которых ныне считает своей командой Виктор Ющенко – Владимира Огрызко, Григория Омельченко, Николая Онищука, Василия Князевича, Юрия Павленко. Возможно, Лилию Григорович (хотя женщин уже в списке вроде и так достаточно). Для приличия в пятерку позовут Валентина Наливайченко. Ему, если повезет, дадут вписать в список кого-то из «своих». Поскольку со «своими» у него, как было указано выше, не сложилось, скорее всего, по этой квоте в список зайдет Андрей Парубий. Который, поговаривают, сейчас является очень сговорчивым, поскольку находится на крючке у власти, в вялотекущем режиме расследующей дело о беспорядках в Верховной Раде во время ратификации «харьковских соглашений».

Остальным партийцам – заслуженным и не очень – пообещают режим максимального содействия на мажоритарных округах…

Имеют ли под собой почву опасения этих людей насчет проведения выборов в 2011 году или нет, – но «Наша Украина» уже в который раз оказалась на распутье. Ведь, по большому счету, все равно, чьей победой закончится очередная внутрипартийная межусобица, заведет ли «самая оранжевая партия» свою фракция в Верховную Раду в случае назначения парламентских выборов, и если да, то кто будет представлять ее в парламенте следующего созыва.

Благодаря своей неспособности мобилизироваться даже в наиболее кризисные моменты своего существования, утилитарному отношению к себе со стороны первых лиц, практически полному отсутствию нормального внутрипартийного диалога, и по горизонтали, и по вертикали, «Наша Украина» уже давно стала живой хрестоматией на тему того, как не нужно строить политическую партию. И воистину должно случиться что-то совершенно немыслимое, чтобы она от этого «почетного» звания избавилась.