Новые требования оппозиции

Раз в Украине «убиты остатки демократии», то негоже находится в одном зале с «убийцами».

Когда после «кровавого четверга» «бютовцы» и «нунсовцы» в пятницу после гневной речи Ивана Кириленко покинули сессионный зал, это выглядело логично. Раз в Украине «убиты остатки демократии», то негоже находится в одном зале с «убийцами». Логично было и когда представители БЮТ ушли с заседания согласительного совета, озвучив требования возбудить уголовные дела в отношении участников нападения на оппозиционных депутатов. Если же этого не произойдет, то оппозиция обещала требовать отставки Генпрокурора. Понятно, что требования заведомо невыполнимые, поэтому те, кто их выдвигал, понимали, что загоняют себя в патовое положение. Казалось, раз уж вы пообещали игнорировать заседания, а свои требования высказали в понедельник, то можно продержаться и оставить зал в полупустом состоянии зал хотя бы до конца года. Не ахти какой метод протеста, конечно, но при надлежащих обосновании и пиаре – как минимум, способ обратить внимание и рядовых граждан и мирового сообщества, особенно на фоне белорусских выборов.

Но в начале сессионной недели БЮТ все-таки не выдержал и вошел в зал: лидер фракции Иван Кириленко повторил с трибуны требования о возбуждении уголовных дел и увольнения совместителей Саламатина и Злочевского, которые приняли активное участие в стычке (а заодно о прекращении политических репрессий и принятия закона об оппозиции), а лидер фракции НУНС Николай Мартыненко затребовал отчета Генпрокурора по поводу событий, произошедших в четверг.

После чего в заседании был объявлен перерыв для консультаций по отчету Генпрокурора. Консультации закончились тем, что Литвин пообещал пойти на встречу оппозиции в обмен на то, что Рада заработает в «штатном режиме». Если нет – вернуться к вопросу нужно будет на следующий день. Дослушивала речь спикера оппозиция спинами, поскольку работать в «штатном режиме» сегодня в ее планы не входило. Да и голосов, для того, чтобы «вызвать на допрос» Пшонку у нее тоже не было, о чем и говорил потом Сергей Соболев. «Если будет отчет, без сомнений, мы будем в зале», – уверил Соболев.

Тут Соболев явно вступил в противоречие с другим видным «бютовцем» (ныне внефракционным) Николаем Томенко. Вице-спикер еще в понедельник заявил, что фракция может прервать свое нехождение на заседания ради рассмотрения бюджета в четверг. Томенко в последнее время вообще болезненно воспринимает подобные демарши своих однопартийцев, но во фракции он не одинок.

«Не только Томенко, я тоже за то, чтобы присутствовать при рассмотрении бюджета, – говорит Александр Гудыма. – Причем не обязательно приходить всей фракцией, можно обойтись десятком «профильных» депутатов, которые выступят с трибуны и укажут на все недостатки бюджета».

Поговаривают, что часть «бютовских» прагматиков не прочь поучаствовать в бюджетном процессе из шкурных интересов, поскольку традиционно при дележе государственных денег грань власти и оппозиции размывается. Но даже если оппозицию и вовсе подвинут от денежных потоков, все равно ее участие исключительно в «бюджетном» заседании вызовет вполне понятные подозрения.

Путаются в дальнейшей стратегии поведения и рядовые «бютовцы»: «непонятно», «посмотрим», «будет видно», «все зависит от власти». При этом не видят в своем переменчивом поведении отсутствия системности: мол, мы же не просто гуляем по залу, а выходим с вполне конкретными требованиями. И с ними же уходим.

Роман Забзалюк, просверлив корреспондента «Главкома» взглядом, безапелляционно заверил, что перед его фракцией стоит одна задача – «убрать эту власть» и в своих действиях она будет руководствоваться именно этим. «Над всей Испанией безоблачное небо», – зловеще произнес он напоследок кодовую фразу, послужившую в свое время своеобразным сигналом к началу государственного переворота в Испании.

Обозначенная, было, «бютовцами» стратегия игнорирования заседаний парламента, похоже, долго не продержится, потому что власть частично пошла им навстречу. Генпрокуратура таки открыла уголовное дело, правда, по самому факту драки (вмешательство в деятельность государственного деятеля). А парламент отдал 300 голосов, чтобы заслушать Пшонку (причем БЮТ в полном составе отсутствовал во время голосования, в то время как НУНС присутствовал).

Впрочем, в результате расследования виновными могут оказаться и оказавшиеся в больнице оппозиционеры. Вадим Колесниченко намедни в эфире Пятого канала старательно зачитывал выдержки из кодексов, из которых следует, что не правы как раз те, кто блокировал трибуну. А замечание, что в семь вечера депутаты уже явно не собирались работать, парировал тем, что готов работать круглосуточно.

В любом случае, устраивать затяжной демарш оппозиция не собиралась и не собирается. Депутаты меньшинства рассказывают, что имидж бездельников не особо в почете у избирателей, а большинство может пойти на принцип и лишить системных прогульщиков зарплат, благо, прецеденты были. Да и парламентская трибуна для оппозиции важнее, чем для большинства. В итоге, некоторые депутаты говорят, что из клинча вполне можно было бы выйти, если бы «регионалы» сподобились на официальные извинения. Но большинство не видит, за что извиняться, и припоминает оппонентам дымовые шашки. Пока же можно делать ставки, насколько хватит усидчивости БЮТ.

«Могу сказать, что мы точно придем послушать Пшонку, а дальнейшее наше поведение будет зависеть от того, будет ли он действовать по закону», – делится планами «бютовец» Андрей Сенченко. – Все-таки сам факт того, что Генпрокурор будет выступать с парламентской трибуны, должен свидетельствовать, что он собирается работать по закону. Вряд ли он хочет выглядеть перед общественностью, как приложение к Администрации Президента».

Но, невзирая на завтрашний отчет Генпрокурора, который вполне может затянуть рассмотрение этого дела на неопределенный срок (затребовать у журналистов видео с места событий и так далее), оппозиции нужно уже сейчас готовить новый список требований. Помимо прекращения политических репрессий, которое легко разбивается на кучу пунктов, и принятия закона об оппозиции, можно вытянуть из чулана требование моратория на повышение цен на газ и вообще на что угодно, затребовать невозвращения «газового» долга Фирташу, отправки в отставку не угодившего чиновника-«саботажника» и отказ от планов повысить пенсионный возраст, поднять шум по поводу СП с «Газпромом». Можно вспомнить пресловутый предвыборный лозунг о снятии депутатской неприкосновенности, для оппозиции, правда, по понятным причинам не самый актуальный. На следующий год точно должно хватить.