Покупка «Укртелекома»: это не Ахметов?
Один из немногих оставшихся лакомых объектов для приватизации – «Укртелеком» – оказался не таким уж лакомым.
Один из немногих оставшихся лакомых объектов для приватизации – «Укртелеком» – оказался не таким уж лакомым. Как известно, на данный момент желание приобрести телекоммуникационного гиганта изъявила только одна компания, причем очень загадочная – австрийская инвестиционно-банковская компания EPIC, подавшая заявку от своей украинской дочерней структуры ESU. Притом, что глава Фонда госимущества совсем недавно заявлял, что заинтересованность в приватизации проявили шесть компаний, подавшие заявки на ознакомление с тендерной документацией. Ранее основными претендентами на покупку «Укртелекома» называли компании, уже активно присутствующие на украинском рынке. После того, как «Киевстар» «отсекли» условиями конкурса, казалось, что основная борьба развернется между АФК «Система» (бренд МТС) и СКМ ( бренды Life :), Vega). Но представители этих компаний высказались в том духе, что такой крупный объект в нынешних условиях им не интересен.
Австрийцы же не скрывают, что не являются стратегическим инвестором, и собираются купить «Укртелеком» для дальнейшей реструктуризации и перепродажи, что и породило разговоры о том, что за этой «ширмой» скрывается кто-то иной. EPIC – компания, которая длительное время оказывает консалтинговые услуги, причем достаточно активно представлена в Украине, но пока она не была замечена в сделках такого крупного масштаба, тем более, в качестве покупателя. Тем более в качестве единственного покупателя, чему показательно удивились сами австрийцы.
«Крупные предприятия должны продаваться через абсолютно открытые аукционы с допуском всех возможных потенциальных покупателей с наименьшим количеством дополнительных ограничений, – уверен директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – Почему так получилось, что есть только один желающий? Конечно, могут быть разные механизмы, но создается впечатление, что здесь очень далеко до прозрачности».
Отсутствие конкуренции при приватизации плохо влияет на капитализацию объекта (рынок уже отреагировал обвалом акций монополиста) и меняет саму процедуру. Если, например, при скандальных попытках приватизации «Лугансктепловоза» и Одесского припортового конкурс был чисто формальным и подозревался сговор между его участниками, превратившими аукцион в фарс, то в случае единственного претендента не будет даже формального конкурса. 28 декабря претендент должен будет назвать свое ценовое предложение, а затем независимый оценщик, который пока не определен, выяснит рыночную стоимость объекта. По словам главы ФГИ, она должна быть не ниже стартовой стоимости (10,5 млрд. грн.). Если покупатель готов заплатить эту сумму, будут оформлены все необходимые бумаги. Если нет – конкурс будет объявлен несостоявшимся. А новый конкурс, учитывая, что стоимость «Укртелекома» падает на глазах, может быть объявлен с новых стартовых позиций, более привлекательных для покупателей.
Пока же в информпространстве наиболее распространена версия, что EPIC действует по предварительной договоренности со структурами Рината Ахметова. Более того, по информации СМИ, средства для такой масштабной покупки компании олигарха получат от реализации НДС-облигаций, дополнительный выпуск которых правительство собирается провести еще до конца года.
«Если за австрийцами никто не стоит, Фонд может просто не допустить продажу, – рассуждает экс-глава ФГИ Александр Бондарь. – Но, судя по последним заявлениям Рябченко, кто-то все-таки стоит, а остальным претендентам могли намекнуть, что участвовать в конкурсе не нужно, потому что уже все решено. А потом эту «дочку», которая приобретет «Укртелеком», могут просто перепродать реально заинтересованному покупателю. А кто, вы думаете, им может быть?».
Член комитета по вопросам транспорта и связи «регионал» Юрий Мороко не так давно рассказывал «Главкому», что для отрасли будет опасно, если «Укртелеком» достанется кому-то из нынешних крупных игроков, а сейчас просит подождать, пока проявятся истинные планы австрийцев.
«Но за этим точно стоит не Ахметов, я знаю, – смеется он. – Я разговаривал с менеджментом СКМ и не верю, что это они. На самом деле, эта инвесткомпания может быть просто площадкой, на которой различные заинтересованные группы будут искать какое-то решение. Ведь очень мало игроков, готовых самостоятельно потянуть такую покупку, так что может быть это пул? А самый простой способ отвода внимания от реальных покупателей – сказать, что за этим всем стоит Ахметов».
Не нужно забывать, что покупатель «Укртелекома» должен будет понести еще и весомую социальную нагрузку, разобраться со спецсвязью и так далее, но это пока никто не обсуждает, поскольку судьба предприятия уже точно решится только в следующем году. Под Новый год, в ближайший вторник, будет только распечатан конверт с ценовым предложением единственного покупателя.
Означает это и то, что анонсированные планы наполнить бюджет доходами от продажи «Укретелекома» в этом году провалились. «Разве что покупатель уже известен и он может внести сумму авансом», – допускает Александр Бондарь. Но пока что новая власть и новый глава ФГИ не могут похвастать ни одной крупной прозрачной приватизацией. Многострадальная продажа «Укртелекома», о которой несколько лет идет столько разговоров, уже вряд ли такой станет.
В 2004-м году в России крупнейшее подразделение «ЮКОСа» – «Юганскнефтегаз» – было продано некой компании «Байкал Финанс групп», зарегистрированной за несколько недель до аукциона. Владимир Путин, комментируя продажу такого крупного объекта неизвестной фирме, заявил, что за ней стоят «физические лица, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики». В результате через несколько дней 100 % «БФГ» были за символическую сумму куплены госкомпанией «Роснефть». Осмелимся предположить, что и в случае с «Укртелекомом» власти уже давно в курсе, кому достанется объект. С тем отличием, что если «Юганскнефтегаз» таким хитрым образом возвращался из частной собственности в государственную, то здесь произойдет обратный процесс.