Чем запомнился 2010 год

«Главком» предлагает вспомнить те события и тенденции политической жизни Украины.

«Главком» предлагает вспомнить те события и тенденции политической жизни Украины, которые оказались наиболее запоминающимися в прошлом году и, как нам кажется, больше всего повлияют на то, каким будет наше государство в следующем, 2011-м году…

-- Президентские выборы

Политический год в Украине открылся финалом президентской кампании. Чуда не случилось – и Виктор Янукович, лидировавший во всех предвыборных соцопросах, победил Юлию Тимошенко, для которой это поражение стало финалом пути длиной в как минимум пять лет. Запад признал украинские выборы вполне демократичными, а лидеры ведущих стран мира поздравили Януковича с избранием на пост Президента еще объявления окончательных результатов Центризбиркомом, и это разительно контрастировало с их поведением в ходе выборов-2004. Надеждам Юлии Тимошенко на то, что финал кампании изменит судебное разбирательство, тоже не суждено было сбыться: в конце концов, перед лицом неминуемого поражения Юлия Владимировна была вынуждена выйти из процесса, ставшего, к слову, последней юридической операцией для многолетнего главного юриста БЮТ Андрея Портнова.

25 февраля состоялась инаугурация Виктора Януковича. В этот день перед ним едва не захлопнулись двери Верховной Рады (и это стало первым в череде конфузов Виктора Федоровича в качестве главы государства). Кроме того, назначением Сергея Левочкина главой своей Администрации (в нее в спешном порядке был переименован ющенковский Секретариат) и Валерия Хорошковского на пост главы СБУ Янукович в первый же день своего президентства показал, какая из окружающих его групп влияния будет в фаворе у Банковой как минимум на протяжении первого года пребывания у власти. А еще своеобразно в этот день поздравила новоизбранного Президента его любимая футбольная команда: 25 февраля донецкий «Шахтер» сыграл на своем поле вничью с лондонским «Фулхэмом» и вылетел из розыгрыша Лиги Европы.

-- Закат Конституционного суда

Если кто-то в нашей стране верил, что в эпоху постоянных политических пертурбаций Конституционный суд сможет выполнить функцию стабилизатора ситуации, гаранта того, что новая власть не будет топтаться по закону в стремлении обеспечить для себя комфортные условия правления, то за уходящий год он должен был бы полностью разочароваться в этой вере. За 2010-й КС, однажды уже поставивший на своем имидже жирное пятно, очень оригинально посчитав президентские сроки Леонида Кучмы, кажется, окончательно погубил свою репутацию.

Сначала суд фактически денонсировал свое же ранее принятое решение, дав добро на формирование парламентской коалиции фракциями, суммарная численность членов которых не дотягивает до 226. Затем, избрав своим главой Анатолия Головнина – макеевца, который до назначения в КС никогда не надевал судейскую мантию, – и «усилившись» четырьмя новыми судьями, которых собеседники «Главкома» называли прямыми креатурами Партии регионов, и вовсе отменил политреформу.

Сегодня Конституционный суд продолжает подтверждать свое реноме полностью политизированного, обслуживающего власть органа, упорно игнорируя представление ЦИК с просьбой назвать дату парламентских выборов. Не смущает судей и недоумение Венецианской комиссии по поводу своего неоднозначного поведения. В конце концов, улица Банковая гораздо ближе к Жилянской, чем какая-то там Венеция…

-- Уход Черновецкого

От бесславного конца Леонида Черновецкого не спасла ни близость к команде ушедшего Президента Виктора Ющенко, ни режим полного содействия Виктору Януковичу в ходе избирательной кампании, ни «прикормленные» бабушки, позабывшие о своем фаворите, как только тучи сгустились над его буйной головушкой.

Захват столицы осуществлялся регионалами в несколько этапов. Сначала власть определилась с персоной, которая была бы призвана заменить Черновецкого у руля города. Этим человеком стал Александр Попов, специально отозванный для проведения «киевской операции» с поста министра ЖКХ. Затем (без особого, впрочем, труда) в Киевсовете было сформировано большинство, равняющееся не столько на Черновецкого, сколько напрямую на Банковую. Изменения в закон о столице предоставили Попову, сначала первому замглавы КГГА, а затем – полноправному главе администрации, полномочия, обеспечивающие возможность самостоятельной деятельности. Наконец, чтобы не омрачать эту идиллию, в Киеве просто упразднили районные советы – чтобы Партия регионов не расстроилась, потерпев здесь поражение на местных выборах.

Сегодня Киев – бело-голубой, как иллюминация на главной елке страны. Президент, премьер и глава КГГА только и делают, что «улучшают жизнь киевлян уже сегодня», торжественно открывая линии скоростного трамвая, мосты и станции метрополитена. Против «молодой команды» «космического мэра» возбуждаются десятки уголовных дел: ее злоупотребления находят буквально везде – от земельного управления до зоопарка. Первые лица прежней власти во главе с самим Черновецким под удар не попали: по одной версии – откупились, по другой – готовятся к эмиграции в США, после которой делам против мэра наконец-то будет дан ход. Но будет, как говорится, поздно…

-- Начало политических репрессий

Если тотальную зачистку госслужащих после победы Виктора Януковича на президентских выборах и можно было объяснить сложившейся еще при прежней власти традицией, то преследования первых лиц команды-предшественницы вызвали у наблюдателей множество вопросов. Искренность многочисленных клятв регионалов не марать руки политическими репрессиями довольно сомнительна: целый ряд уголовных дел, возбужденных против представителей прежней власти выглядят, мягко говоря, неубедительными.

Конечно, власть предпочитает объяснять внимание правоохранителей к бывшим первым лицам страны действенной реализацией поистертого лозунга «Закон один для всех». Примечателен и тот факт, что внимание следователей приковано исключительно к представителям политического лагеря Юлии Тимошенко и к самой Юлии Владимировне. К примеру, окружение Виктора Ющенко в глазах правоохранителей чисто перед законом… Не говоря уж о том, что разоблачения коррупционеров и других нарушителей законодательства, имеющих в кармане партбилеты Партии регионов, вовсе не создают впечатления системной борьбы за торжество законности.

И, в принципе, не столь важно, какую конкретную цель ставят перед собой идеологи тотального уголовного преследования оппонентов: отбить у потенциальных инакомыслящих любое желание заявлять о своих политических взглядах вслух, не допустить «тимошенковцев» к участию в следующих парламентских выборах или отомстить за давние личные обиды. Фактом является то, что уже сегодня отдельные эпизоды борьбы власти с оппозицией переходят черту между дозволенным и недопустимым в цивилизованном обществе. Не исключено, что такая тактика власти не только вызывает закономерные вопросы к ней со стороны внешнего мира, но и еще больше отдаляет Украину от достижения внутреннего гражданского и политического мира…

-- Местные выборы

Первый экзамен на демократию власть не выдержала. И Президент может сколько угодно винить во всех бедах написанный на колене новый избирательный закон – все ведь помнят, что именно власть инициировала его подготовку, власть стала его автором, власть «пропихала» его через парламент. Триумф админресурса, тотальное давление на оппозицию, подзабытый уже в отечественных реалиях недопуск неугодных кандидатов к кампании, вызывающий ряд вопросов процесс подсчета голосов на участках и в территориальных избиркомах, даже такие мелочи, как первое место Партии регионов в избирательных списках чуть ли не всех уровней – такими чертами запомнятся нам выборы-2010. И, если верить пессимистам, те же черты, только обкатанные до автоматизма, мы увидим в ходе парламентских выборов, когда бы они не состоялись, – тем более что власть уже вовсю работает не то над новым законом о выборах народных депутатов, не то над целым Избирательным кодексом…

Касательно самих результатов местных выборов, то сенсаций они, по большому счету, не принесли: триумф Партии регионов на востоке страны и укрепление ее позиций в «остальной» Украине, «проседание» изрядно потрепанной «Батькивщины», заметное усиление «Свободы» и констатация полного разброда и шатания в лагере национал-демократов. Сенсационными на самом деле результаты местных выборов не могли стать даже теоретически: в Украине власти на местах полностью зависимы от благосклонности центра и из-за отсутствия финансовых, организационных и кадровых рычагов не имеют никакой возможности реализовать какую-либо другую политику, кроме как навязанную из Киева. Посему, по большому счету, кто бы и где ни выиграл выборы, на перспективах того или иного региона это и так сказалось бы весьма слабо. Пока у Виктора Януковича не дошли руки до реальной админреформы, децентрализации украинской власти, местные советы будут всего лишь ничего не значащей декорацией в структуре отечественной власти, ружьем, висящим на стене, которому вряд ли суждено когда-нибудь выстрелить…

-- Трансформация оппозиции

Процессы, происходившие на протяжении 2010-го года в среде украинской оппозиции, можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, власть действительно приложила все усилия для того, чтобы максимально изменить расклад сил в этом лагере. Власть запустила целый комплекс мероприятий (от фактического содействия рейдерским захватам местных организаций «Батькивщины» до уже упомянутого открытия уголовных дел против соратников ее лидера), дабы до минимума опустить рейтинг БЮТ вообще и Юлии Тимошенко в частности. По отношению к отдельным другим оппозиционным силам власть вела режим «конструктивного диалога». Цель проста: маргинализировать того противника, которого считаешь наиболее опасным, а на его месте – создать «правильных», «европейских», контролируемых оппозиционеров, противостояние с которыми будет больше похоже не на напряженный триллер (как это было с Тимошенко), а на затягивающую мыльную оперу…

С другой стороны, вешать всех собак на власть – как минимум нечестно. «Тимошенковцы» сами долго и упорно шли к нынешнему состоянию дел в своей партии. Полная концентрация дум и усилий руководства БЮТ на протяжении последних лет на президентских выборах-2010, непереборчивость в выборе руководителей на местах и партнеров на центральном уровне, соответствующее отношение к электорату: мол, пипл все схавает, пипл все стерпит, − эти и другие черты, во всей красе проявившиеся в БЮТ в прошлом году, сыграли свою роковую роль в наступлении глубочайшего кризиса «бело-сердечных».

А свято место пусто не бывает. Справедливость этой мудрости на президентских выборах подтвердили Сергей Тигипко с Арсением Яценюком (другое дело, как они распорядились своим «стартовым капиталом», но это уже отдельный разговор). В ходе местных выборов лучшей ее иллюстрацией стал триумф партии «Свобода». Выдавать авансы новым светочам оппозиции, очевидно, рано: в их активе нету пока что ничего, кроме громогласных заявлений о своих амбициях. В конце концов, своего последнего слова не сказала и активно пытающаяся проводить внутренние реформы «Батькивщина». Однако неоспоримым фактом является то, что внутривидовая борьба противников власти (в ходе которой отдельные ее участники не гнушаются прибегнуть к помощи своего заклятого врага) в нынешних обстоятельствах отнюдь не закаляет оппозицию – она делает сильнее власть…

-- Налоговый Майдан

Как бы мы ни оценивали события, предварившие принятие Налогового кодекса в нынешней редакции (а недостатка в оценках «Майдана-2» не испытывалось и не испытывается), едва ли не главнейший их вывод – это то, что оппозиция не может вывести народ на улицы, это может сделать только власть. Не будем абсолютизировать комментарии из высоких кабинетов: мол, президентское вето на первую редакцию кодекса было прогнозированным, а протесты на Майдане были таким своеобразным социальным экспериментом, из которого власть сделала надлежащие выводы. Может, и так. Но есть одно «но». Этой зимой украинцы вспомнили атмосферу Майдана-2004, и вспомнили победу-2004. И это – пожалуй, плохая новость для власти, намеревающейся продолжить реализацию своей программы принятием Жилищного и Трудового кодекса, которые вызывают вполне обоснованные нарекания еще до начала их полномасштабного парламентского (и общественного) обсуждения. Не задумывается власть и о последствиях «пенсионного Майдана», который вполне могут вызвать ее недавние инициативы.

Потратив «медовый месяц» своего пребывания у власти непонятно на что, власть взялась за проведение реформ только тогда, когда кредит доверия к ней упал фактически до предвыборного уровня. И хорошо, если бы она преуспела в этом. Ведь если этого не случится в обозримом будущем, то реакция народа, по горло сытого обещаниями «улучшения жизни уже сегодня» и «построения новой страны», может оказаться непрогнозируемой для власти. А ее ответ на эту реакцию – покажет и миру, и украинскому народу ее настоящее лицо…

-- Отношения с Россией

Коррекция вектора украинской внешней политики после прихода к власти Виктора Януковича была, пожалуй, самым ожидаемым шагом нового Президента. Отказ от вступления в НАТО, закрепленный на законодательном уровне, компенсировался быстрым сближением украинцев с Москвой, апогеем которого стало подписание «Харьковских соглашений» о продолжении базирования Черноморского флота до далекого 2042 года. Встречи высших должностных лиц Украины и России стали постоянным сюжетом новостей – не чета полному штилю на этом фронте в последний период правления Ющенко.

Однако на этом, по большому счету, потепление и закончилось. Оказалось, что какими бы братскими не были государства, интересы-то у них отличаются, причем довольно сильно. Поэтому Владимир Путин намекает, что если Украина попросит у России еще больше скинуть цену на газ, то это уже будет наглость. Поэтому россияне никак не «разведут» «Нафтогаз» на поглощение его «Газпромом» или Украину в целом – на вступление в Таможенный союз, поэтому заглохли разговоры об объединении тех же авиационных комплексов двух стран на российских условиях. В конце концов, поэтому Янукович согласился качать венесуэльскую нефть Александру Лукашенко в момент кризиса его отношений с Кремлем.

Есть и еще одна причина, по которой Украина вряд ли когда-нибудь станет очередным «субъектом федерации»: жизнь по тамошним правилам слишком уж непривлекательна для нашим олигархов. И в этом, кроме всего прочего, состоит и главнейший залог сохранения какой-никакой демократии и в нашем государстве.

-- Смерть парламента

Назвав ныне действующий состав Верховной Рады самым слабым в истории Украины, мы лишь констатируем очевидный факт. Сначала, в 2007-м, оттуда была «вымыта» в органы исполнительной власти, условно говоря, «оранжевая» элита, затем, в 2010-м, из Рады ушли лучшие представители «бело-синих». Но даже это вряд ли оправдывает поведение депутатов от большинства, послушно голосующих за любой вопрос, «отсемафоренный» Михаилом Чечетовым, а если и ввязывающихся в дискуссию – то по шпаргалке, спущенной товарищами сверху.

Но дело-то, по большому счету, даже не в персональном составе Рады. Ее проблемы сегодня значительно глубже, чем недостаточный интеллектуальный уровень отдельных ее представителей. Сегодня парламент, по сути, добровольно отказывается от роли воистину законодательного органа – все ключевые законодательные наработки приходят сюда из Банковой или, в лучшем случае, из Кабмина. Парламент самоустраняется от выполнения конституционных возможностей (или все же обязанностей?) влиять на ситуацию в стране, принимая за год два государственных бюджета без обсуждения или утверждая на должности нового главу Нацбанка, не поставив ему ни одного вопроса о его шагах на этой должности. Парламент окончательно втаптывает свое имя в грязь побоищами 27 апреля и 16 декабря.

Поэтому когда спикер Владимир Литвин в одном из своих интервью не без гордости в голосе утверждает, что он «воскресил эту Раду», – это даже не смешно. Сложно представить себе, какими размышлениями должен руководствоваться человек, называя этот парламент здравствующим…

-- Восток и Запад снова не вместе

Провозгласив двумя своими главными целями подъем жизненного уровня жителей страны и объединение двух ее частей, Янукович, по большому счету, должен был осознавать, что взвалил на себя тяжелую, чтобы не сказать неподъемную ношу. Но если по поводу экономической политики с Президенту пока что никто особо не спрашивает, понимая, что страна сейчас действительно оправляется от последствий кризиса, слишком велико влияние на Украину внешних, не зависящих от Януковича факторов, в конце концов, для реализации инициированных властью шагов нужно время, – то за «гуманитарку» Виктор Федорович уже сегодня может отвечать по полной программе.

Конечно, от новой власти ждали определенного отката в вопросах гуманитарной политики по сравнению с видением этого вопроса Виктором Ющенко. Однако назначение министром образования (а после реформы Кабмина – фактически куратором гуманитарной сферы в правительстве) одиозного Дмитрия Табачника, сразу взявшегося за переписывание учебников истории, подача представителями парламентского большинства законопроекта о языках, принятие которого могло бы заставить украинский язык повторить судьбу беларусского, нескрываемые симпатии власти к одной из украинских конфессий (подкрепляемые не только участием Президента только в ее богослужениях, но и вполне осязаемыми преимуществами в освоении бюджетных средств перед остальными церквями) – нельзя оценить иначе, чем откровенный перебор. И это не говоря о том, что свои обоснованные претензии к действиям власти откровенно высказывает и еще одна социальная группа, требующая трепетного отношения к себе и своим проблемам, – крымские татары…

Решая очень чувствительные для миллионов украинцев вопросы без оглядки на половину населения страны, Янукович лишь укрепляет стену, разделяющую две Украины. Кратковременные последствия этого шага, возможно, и будут играть на руку власти, предоставляя ей удобные темы для предвыборного пиара, например. Но стратегически искусственное наращивание противоречий в обществе играет против Украины как государства. Но о таких категориях во власти сегодня не задумываются…