Разгон КС, бунт коммунистов и реформаторский зуд
«Регионалы», нацепившие тогу реформаторов, обещают, что главной задачей парламента на ближайшее время будет принятие всевозможных кодексов и реформаторских законов.
Наверное, и не вспомнишь еще одну сессию украинского парламента, которая ожидалась бы с таким чувством обреченности для самой ВР. Президент контролирует большинство с таким запасом, который позволяет не особо считаться с бывшими партнерами по коалиции и понемногу лишать их постов, полученных ранее в ходе большого дележа. При этом большинство не успевает задумываться, за что голосует, и затем отменяет собственные решения, опять же, не особо вникая в суть.
Центр власти и до отмены политреформы смещался в Администрацию Президента, в новых же конституционных реалиях стал таким де-юре. Причем сами депутаты сделали для лишения полномочий самих же себя все возможное, и вполне удовлетворились своим нынешним статусом. Скажет Банковая передать ей еще какие-то полномочия для «стабилизации вертикали» – передадут, можно не сомневаться. Оппозиция окончательно напугана стульями и зычным рыком депутата Соломатина. О чем говорить, если одним из ключевых моментов грядущей сессии называют голосование по конституционным изменениям, продлевающим срок депутатских полномочий до осени 2012-го. И в этом вопросе, похоже, уже интриги нет.
«Регионалы», нацепившие тогу реформаторов, обещают, что главной задачей парламента на ближайшее время будет принятие всевозможных кодексов и реформаторских законов. Прямо с 1 февраля, когда стартует восьмая сессия шестого созыва.
«Это ж нам сейчас надо делать то, что не делалось все годы независимости, – обрисовывает открывающиеся перспективы нардеп от ПР Владислав Лукьянов. – Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, коммунальные реформы, налоговая, пенсионная. Думаю, никаких противоречий не будет, и парламент объединится вокруг этого».
Логика подсказывает, что вышеописанные реформы нужно делать поскорей, поскольку чем ближе выборы, тем сильнее в разношерстных депутатах большинства может просыпаться забота о народе. А тот от большинства планирующихся реформ будет, мягко говоря, не в восторге, сколько бы не успокаивал по-отечески Николай Азаров вожделенной стабильностью и не рассказывал ужасы о уборке конюшен, оставленных предыдущей властью.
Коммунисты уже сейчас говорят, что за антинародные инициативы Кабмина (и лично буржуазного товарища Тигипко) и сами голосовать не будут, и других постараются отговорить.
«Они пытаются протащить Трудовой кодекс, который сокращает права и свободы трудящихся, нивелирует роль профсоюзов! – возмущается ярый коммунист Спиридон Килинкаров, у которого на «регионалов» свой зуб за мэрские выборы в Луганске. – По Жилищному кодексу много вопросов и, конечно, продаже земли. Важно, как себя во время обсуждения этих законопроектов будет вести себя улица. Конечно, у ПР есть большинство, но пока у нас есть права, надо ими пользоваться. И несколькими показательными голосованиями, к которым, надеюсь, подключатся внефракционные, парламент может показать, что с ним надо считаться».
Возможную «жару» предрекает и директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Другое дело, насколько громкие обсуждения резонансных законопроектов скажутся на итоговом результате или окажутся «белым шумом», который создаст видимость общественных дискуссий.
«Законодательная повестка будет очень насыщенной, – говорит Фесенко. – И при обсуждении всех перечисленных вопросов может стать вопрос о необходимом большинстве. А ведь если начнутся сбои в голосованиях – встанет вопрос о дееспособности власти. Как раз сейчас может проявиться различие интересов внутри большинства, но у «регионалов» есть определенный страховочный ресурс, чтобы сохранить результативность голосований. А «регионалы» поймут, если коммунисты и «литвиновцы» поборются за избирателей, все равно спикер сильно мешать не будет.
Правда, обсуждаемые законопроекты могут быть куда более резонансными, чем Налоговый кодекс. Все-таки эта тема затрагивала часть предпринимателей, а законы о земле, повышении пенсионного возраста коснутся большего числа людей».
Как показал пример того же Налогового кодекса, парламент не особо реагирует на давление улицы, зато весьма восприимчив к указаниям с Банковой. В этом у него много общего с Кабмином, который задумался над своим творением только когда получил по шапке (без всяких аллюзий) от Президента. И пока нет оснований предполагать, что в этом механизме произойдут изменения.
«Раньше по поведению Верховной Рады можно было делать прогноз всей политики, а сейчас – нет, – говорит директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. – Парламент сейчас не может принять принципиальных исторических решений, кроме разве что разгона Конституционного Суда. Раньше внутреннее движение парламента было заметно по тому, как между собой боролись экспортеры и импортеры. А сейчас идет распределение ресурсов внутри одной правящей группы, за которой стоит Янукович. Власть настолько уверена в своих силах, что не будет прислушиваться к оппозиции. Разве что когда совсем уже стыдно станет».
Оппозиционеры пессимистично отзываются о возможности диалога с властью. «Бютовец» Андрей Шкиль утверждает, что власть не дает никаких оснований для сотрудничества и это – проблема власти:
«Они, похоже, не знают, зачем вообще получили власть, и жалеют, что именно в этой стране. И я могу гарантировать, что принятие «Закона об оппозиции» с их стороны инициировано не будет. Следующая сессия будет проходить под знаком конституционных изменений, о которых говорил Янукович, но пока неясно, в чем они будут заключаться.
А мы будем действовать соответственно обстановке. Оппозиция ведь отображает настроения в обществе: если ему нравится платить в три раза больше за комуслуги и поддерживать эту власть – ну что ж… Если нет – то мы со своей стороны сделаем все, чтобы эта власть ушла».
Стратегия новой команды – на всех ключевых постах расставлять только своих – пока что имеет исключение в виде спикерского поста. И хотя ставленников Литвина потихоньку «зачистили», сам он, доставшийся нынешней власти в наследство от старой, пока достаточно прочно сидит в кресле.
«Затеять сейчас отставку Литвина – это спровоцировать конфликт и показать потенциальным союзникам, что «пацаны» не держат слово», – говорит Владимир Фесенко.
К тому же, усадить на его трон «регионала» – это еще и усилить некую группу внутри самой ПР. А на лояльность Литвина всегда можно рассчитывать, хотя его имидж равноудаленного от всех «миротворца» в последнее время изрядно потускнел.
«Владимир Михайлович взвешенно и трезво себя ведет соблюдает все коалиционные договоренности, поэтому зачем его менять? А «регионалы» повторяют ошибку Ющенко, расставляя кругом своих – не могут быть все из одного села, – говорит депутат от Народной партии Валерий Баранов. – Я очень надеюсь, что на следующей сессии будет продолжено все, что было заявлено по радикальным реформам. И, кстати, большинство членов фракции коммунистов – разумные люди, и думают совсем не то, что говорят. Главное, чтобы с реформами не было так, как с Налоговым кодексом, иначе они обречены на провал».
Впрочем, как показывает практика, громадьё планов в наших реалиях не обязательно означает их скорое воплощение. И, может, это к лучшему. Если все непопулярные реформы провести в кратчайшие сроки и затем с чистой совестью уйти на летние каникулы, страна может и не выдержать.