Украине не нужен транш МВФ?
Завтра Украину должна посетить миссия МВФ для проведения переговоров по второму пересмотру программы сотрудничества Фонда с нашей страной.
Завтра Украину должна посетить миссия МВФ для проведения переговоров по второму пересмотру программы сотрудничества Фонда с нашей страной. Представители украинского правительства уже дали понять, что переговоры эти будут непростыми. Так, вице-премьер Сергей Тигипко признал, что Украина пока не выполнила всех требований МВФ для получения очередного транша на сумму около 1,5 млрд. долларов. Более того, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко без обиняков заявил в Давосе, что запланированного меморандумом повышения с 1 апреля цен на газ для населения не будет. Данный вопрос, по словам Бойко, будет согласован с МВФ.
Совет директоров Фонда одобрил соглашение о выделении Украине специальных прав заимствования на сумму около 15 с половиной млрд. долларов еще в июле прошлого года. Кредит выделяется в течение 2,5 лет в рамках программы stand-by, и в случае невыполнения взятых Киевом обязательств сроки выделения траншей могут пересматриваться. Впрочем, правительство Азарова сразу же сделало акцент на том, что, в отличие от Кабмина Тимошенко, который водил МВФ за нос и близко не собираясь выполнять согласованные требования, новая власть не подведет своих международных партнеров.
И действительно – бюджет на 2011 год верстался в параметрах, предусмотренных Фондом, дефицит бюджета уменьшен, цены на газ повышены, отменен мораторий на пеню на задолженность по услугам ЖКХ, с боями принят Налоговый кодекс. С другой стороны, выделяя второй транш в конце года, Фонд шел на определенные уступки, поскольку наверняка прекрасно понимал (особенно на фоне проблем с Налоговым кодексом), что пенсионную реформу невозможно провести в требуемые сроки. А пресловутое уменьшение расходов ПФ и повышение пенсионного возраста власть позиционирует как раз как выполнение требований МВФ.
Собственно, пенсионная реформа и грядущее очередное повышение цен на газ для сбалансирования бюджета «Нефтегаза» – и есть самые болезненные из-за своей социальной значимости моменты. Есть еще и требования МВФ «помельче» – ускорение расчетов по возмещению НДС, завершение рекапитализации банков и т.д. По НДС, например, Фонд уже пошел на некоторые уступки, когда одобрил первый пересмотр программы сотрудничества с Украиной. Насколько он окажется сговорчивым на этот раз? И будет ли украинская власть слишком настойчивой при получении очередного транша? Многие эксперты сходятся в том, что такой острой необходимости в деньгах МВФ, как ранее, сейчас просто нет.
«Мотивация получения этого транша резко падает, – думает директор департамента аналитики Astrum Investment Management Блинов. – Часть первого и второго траншей шла напрямую на поддержку госбюджета, а дальнейшие транши такой поддержки не предполагают и пойдут просто на пополнение резервов Нацбанка. А резервы эти существенно выросли за последний год практически до докризисного уровня и острой потребности их наращивать нет. Программа stand-by, кстати, изначально имела такой замысел, когда деньги как бы есть, но берутся в случае потребности. И так как предыдущий кредит нам надо отдавать только в следующем году, желание что-то доказывать МВФ резко упало».
Впрочем, в такого рода переговорах всегда много неофициальных факторов. Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой замечает, что перед президентской кампанией Фонд выделял деньги без выполнения требований, чтобы, возможно, просто поддержать действовавшего премьер-министра Юлию Тимошенко. К нынешней же власти он вполне может отнестись без особых сантиментов.
«Запросто могут приостановить – мол, если до 1 июля справитесь в парламенте, тогда посмотрим, – говорит Лановой. – Но, конечно, эти деньги нам не нужны, потому что это не деньги. Деньгами они станут, только если будет увеличена гривневая масса. А они ее не увеличивают, а уходят в оплату импортных товаров. Любые увеличения кредитов – это поддержка импорта, хотя нам нужна стабильность гривны и нужно вытеснять импорт. А стимулирование импорта через полгода-год приведет к прорыву курса».
Впрочем, есть и те, кто утверждает, что лишних денег не бывает, тем более, если это такой «вкусный» кредит, который дает МВФ.
«Транш всегда хорошо иметь – это самые длинные и дешевые деньги в мире, если их вкладываешь во что-то хорошее, – уверяет соратница Сергея Тигипко Александра Кужель. – А дешевые деньги, пущенные в экономику, легко возвращать, если они, конечно, туда пущены, а не украдены. Но я спокойно отнесусь к тому, что транш нам не дадут. Тогда будет мобилизация внутренних ресурсов, будем экономить. На самом деле, имея своего главу Нацбанка, который может печатать деньги, можно на время и пережить отсутствие денег МВФ».
Те, кто с оптимизмом относится к дару убеждения украинской стороны, говорят, что Фонд интересует только платежеспособность клиента, а уж за счет чего она достигнута, его волнует в последнюю очередь. Так что если правительству удастся убедить МВФ, что сбалансирование бюджета возможно без непопулярных мер, то и кредитор успокоится и давить не будет. Этим, видимо и руководствовались украинские подписанты меморандума, соглашаясь на некоторые заведомо трудновыполнимые пункты.
«Вообще-то, если судить по предыдущим траншам, то МВФ никогда не предполагал 100%-ного выполнения обязательств, – говорит председатель парламентского подкомитета по вопросам международной экономической политики «регионал» Алексей Плотников. – Эксперты Фонда будут смотреть на общую экономическую ситуацию, макроэкономические показатели. Деньги МВФ, к слову, никогда не были для нас критичны, но проще когда есть такое дополнительное финансирование».
Оппозиция в свое время открыто обращалась к Фонду с требованием не выделять Украине деньги, поскольку они могут быть направлены на реализацию теневых операций и коррупционных схем, в частности, с компанией «Росукрэнерго». Однако призывы Тимошенко оказались для Фонда неубедительными. И сейчас какой-то особой информационной атаки на представителей МВФ со стороны БЮТ не планируется.
«А зачем? – задается вопросом «бютовец» Александр Гудыма. – Те, кто отвечают за выдачу транша, и так все видят – и по публикациям в независимых СМИ. Сейчас на Западе происходит переосмысление украинской политики, и в этих условиях рассчитывать на очередной транш власти будет очень сложно. Причем внимание могут обратить не только на экономические факторы, как, например, ситуация на рынке нефти и газа, но и на ущемление свободы слова и тому подобное».
Очередной транш МВФ может иметь еще и символическое значение, поскольку станет лишним сигналом для инвесторов, что ситуация в украинской экономике стабилизировалась. И именно в таком ключе наверняка будет позиционировать получение этого транша Кабмин, если он все-таки будет выделен. Если же нет – оппозиция наверняка воспользуется этим в своей риторике, что команду Януковича перестали воспринимать на Западе. Забыв, естественно, о своих былых непростых отношениях с Фондом.
«Продолжение получения траншей МВФ рассматривается, скорее, как подтверждение Фондом адекватности, последовательности и качества той политики, которая проводится в Украине, – размышляет президент украинского Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. – Как следствие – возможность получения инвестиций, кредитных ресурсов на открытом рынке. Но я бы не утверждал, что здесь однозначная связь – предпочтения инвесторов все-таки более богаты, чем просмотр рейтингов, которые даются МВФ».
Признавая, что выполнение многих требований МВФ, в принципе, давно назрело, эксперты считают, что правительство, опасающееся народного недовольства и повторения истории с Налоговым кодексом, будут прикрываться «пугалом» Фонда как щитом, оправдывающим свои действия. Правда, если сами «регионалы» признают, что без этих траншей вполне можно обойтись, то и обосновать такую логику будет непросто. Но Николай Азаров уже пообещал, что в марте парламент утвердит законы, необходимые для проведения крайне важной для Фонда пенсионной реформы. А решение о выделении очередного транша Совет директоров МВФ должен принять до 15 марта.
Впрочем, пока что это лишь планы власти, а что значат такие предварительные наметки, можно было увидеть на примере Налогового кодекса. Или кто-то сомневается, что по поводу повышения пенсионного возраста будут бушевать еще большие бури?
«Власть увидела, что ее возможности достаточно ограничены, и с момента последней миссии МВФ дальнейшие шаги, обещанные Фонду, просто остановились, – считает ведущий эксперт центра «Case Украина». – Эта власть по большому счету не имеет достаточной легитимности, чтобы проводить затягивание поясов. Трудно просить народ потерпеть, не отказывая при этом ни в чем себе самой. Это и будет создавать проблемы с дальнейшими траншами».