Шантаж Черновецкого
Непонятно – шантажирует Черновецкий или шантажируют его.
Непонятно – шантажирует Черновецкий или шантажируют его.
Совсем недавно парламентарии, казалось, лихо разрулили вопросы с датами выборов всех и вся. Но остались некоторые нюансы. Так министр юстиции Александр Лавринович заявил, что существуют разночтения относительно даты выборов в столице.
И в тот же день появляется информация, что парламент в ближайшее время внесет изменения в законодательство, которые позволят отправлять мэра в отставку двумя третями голосов горсовета, а его обязанности до ОЧЕРЕДНЫХ выборов будет исполнять секретарь горсовета. Якобы Кабмин уже подготовил соответствующий законопроект. Конечно, касаться он будет не только Киева, но очевидно, что наиболее актуален он именно для столицы.
-- Сбой в системе
На самом деле и этот слух, и заявление министра стали дополнительными элементами большой игры вокруг кресла столичного мэра. Заняв Банковую, регионалы решили не мутить воду с внеочередными выборами, как Тимошенко в свое время, а взяли столицу гораздо проще, разделив полномочия изменениями в законе «О столице» и фактически передав всю полноту власти послушному технократу Александру Попову. Глава КГГА рассказывает журналистам, что он иногда дистанционно общается с избранным киевлянами мэром, но особых подробностей не раскрывает, отсылая любопытствующих к самому мэру. Черновецкий же перманентно находится за рубежом, и в работу вверенного ему органа особо не вмешивается.
Основной риск существующего положения вещей состоит для регионалов в возможном выходе экспрессивного Черновецкого из-под контроля и сложении им мэрских полномочий. Тогда, по идее, нужно назначать внеочередные выборы мэра, а своего рейтингового кандидата у власти пока нет, что бы там не говорили о растущей популярности Попова среди киевлян.
И, похоже, что наработанная схема сосуществования Попова и Черновецкого оказалось под угрозой. По нашей информации, все было относительно нормально, пока аппетиты некоторых видных регионалов с Банковой не разыгрались окончательно, и перед Черновецким не было поставлено условие поделиться нажитыми за время мэрства в столице доходами. Леонид Михайлович на такое «соблазнительное» предложение не купился, и в свою очередь стал шантажировать своей возможной отставкой, которая регионалам по вышеизложенным причинам сейчас ни к чему.
С этим связывают и неожиданное появление Черновецкого в Киеве, и разговоры о его готовности дать пресс-конференцию, на которой он выскажется по поводу его фактического отстранения от власти. Ситуацией в свою очередь воспользовалась Юлия Тимошенко, которая устами своих соратников стала распространять заявления о возможных скорых выборах киевского мэра. Конечно, лично Тимошенко на Киев претендовать вряд ли будет, но повторить попытку посадить в кресло мэра своего человека вряд ли откажется. И конкурентом «бютовского» кандидата будет Виталий Кличко, но никак не Попов.
Таким образом, с одной стороны регионалы намеками Лавриновича, о том, что очередные выборы киевского мэра могут быть аж в 2014-м году, пытаются задобрить Черновецкого, обрисовав ему радужные перспективы, с другой – дают понять, что его отставка их вовсе не страшит и в этом случае мэрские полномочия перейдут к Олесю Довгому, из которого, как поговаривают, собираются лепить долгосрочную замену Черновецкому. Благо, Довгий, по отношению к которому достаточно способов убеждения, будет на «ручном управлении».
В то же время, говорят источники, язык, на котором донецкие разговаривают с секретарем Киевсовета, в последнее время стал непереводим даже для него. И очень даже может оказаться, что если Олесь Станиславович найдет достаточную поддержку для противостояния некоторым персонам в Администрации Президента и главное – заручится поддержкой самого Президента, то он не станет плясать под дудку людей, которые возомнили себя хозяевами столицы.
-- Дата в тумане
Теперь пара слов о том, что, собственно, имеет в виду Лавринович, когда говорит о неопределенности с датой выборов в Киеве. Напомним, что избранный в 2006-м году мэром Леонид Черновецкий не досидел в кресле до конца каденции, поскольку парламент без особых, в общем-то, оснований назначил внеочередные выборы городского головы и в киевский горсовет. Черновецкий на них успешно переизбрался, а косметические изменения в составе Киевсовета не помешали мэру сколотить лояльное большинство.
Дабы быть уверенным в своем будущем, Киевсовет обратился в Коституционный Суд, чтобы тот растолковал, на какой срок избираются городской голова и горсовет на внеочередных выборах. КС пришел к выводу, что законодательством не различаются сроки полномочий депутатов местных советов и сельских и поселковых голов в зависимости от того, избраны они на очередных или внеочередных выборах. Таким образом, по действовавшему тогда законодательству Киевсовет должен был проработать пять лет (до 2013-го года), а мэр – четыре (до 2012-го). И на очередных местных выборах, прошедших в 2010-м, Киев «отдыхал».
Лавринович же напоминает, что очередные выборы в 2010-м прошли уже после отмены политреформы и возвращения к Конституции 1996 года, которая предусматривает 4-летний срок полномочий для местных советов и их председателей. То есть полномочия местных советов заканчиваются в 2014-м году. Причем, уже начиная со следующих местных выборов, мэры и советы, благодаря внесенным в феврале изменениям в Конституцию, будут избираться на пять лет.
Проводить же отдельно выборы в Киеве (тем более разбивать во времени выборы мэра и горсовета) раньше этого срока власти, прямо скажем, не хочется. Не для того проводили повальную «унификацию». Лавринович мотивирует это тем, что «на внеочередных выборах избираются до завершения срока, на который избирались на очередных выборах». То, что очередные выборы в столице были аж в 2006-м, похоже, во внимание не принимается. Впрочем, Александр Владимирович уже доказал, что может юридически аргументировать любое желание Банковой. Главное, чтобы в Администрации Президента поняли, чего же именно они хотят.
-- Все в твоих руках
Что касается возможной инициативы Кабмина относительно увольнения мэра двумя третями горсовета с переходом его функций к секретарю горсовета до следующих очередных выборов, то, конечно, она вполне может быть воплощена в жизнь. Но на самом деле норма об отправке мэра в отставку двумя третями прописана и в ныне действующем законе «О местном самоуправлении» и именно такой возможностью регионалы, например, держат «на крючке» «бютовского» мэра Запорожья Александра Сина. Новация же, если такие планы действительно имеются, будет исключительно в отсутствии внеочередных выборов. Но зачем все так усложнять? Внеочередные выборы, как известно, может назначить только Верховная Рада, а она, как показала практика, может найти миллион причин этого не делать. К примеру, когда парламент выборочно не назначал досрочные выборы в нескольких селах, где умер сельский голова, Михаил Чечетов объяснял это тем, что с обязанностями умершего отлично справляется его зам или секретарь сельсовета. Что показательно, в «умершие» Чечетов записал и Черновецкого, заявив, что без него прекрасно справляется Олесь Довгий.
В любом случае, судьба выборов в ключевом регионе целиком в руках власти. С юридической трактовкой любого решения проблем точно не будет. А если что, как намекнул Лавринович, есть еще и Конституционный Суд, который всегда готов расставить все точки над «і». Так что перспективы Черновецкого в его «бодании» с центральной властью кажутся весьма призрачными. Если, конечно, Леонид Михайлович не припас туза в рукаве.
Фото: Анатолий Степанов, «24»