Оппозиция. Средства по дискредитации
Как власть маргинализирует оппонентов?
Как власть маргинализирует оппонентов?
-- Соперника – помножить на ноль
По поводу того, как нынешняя власть, «пришедшая на 10 лет», собирается решать проблему оппозиции, есть масса теорией. Кто-то утверждает, что в глубинах Администрации Президента выстроен хитроумный долгоиграющий план: с одной стороны с воспитыванием ручной квази-оппозиции а-ля Арсений Яценюк, которой можно отмахиваться от надоеливых демократов-европейцев, с другой – раскруткой националистов из «Свободы», приводящих в ужас не только политкорректных европейцев, но и подавляющую часть населения Украины. Кто-то считает, что подобные задумки у власти, может, и есть, но нет системного видения и сценария нейтрализации оппонентов. И это заметно по топорным «посадкам» и политическому преследованию неугодных с явным мстительным привкусом. Локальная же задача Януковича после переезда на Банковую – поделить на ноль своего главного соперника на президентских выборах, ради чего, в общем-то, все средства хороши.
О том, что власть использует в борьбе с оппозицией запрещенные даже в наших реалиях приемы, заявил вписанный поллитехнологами Юлии Тимошенко в любимчики Банковой Олег Тягнибок. Он предположил, что власть стоит за взрывами в Макеевке. Цель – дестабилизация ситуации и дальнейший «перевод стрелок» на страшных оппозиционеров. Фактически власть обвинили в использовании фактора терроризма как средства дискредитации оппозиции. По мотивам различных взрывов, состоявшихся и нет, действительно была устроена шумная охота как на «свободовцев», так и на представителей организации с устрашающим в некоторых краях названием «Тризуб», у которых неожиданно был найден целый арсенал боеприпасов; популярных блогеров, у которых изымались компьютеры, и прочих потенциально причастных. История с «тризубовцами» тянется еще со времен последней избирательной кампании, когда их подозревали в нападении на офисы Партии регионов. Продолжилось все разбирательством над вандализмом по отношению к монументам советской эпохи, включая резонансный взрыв памятника Сталина в Запорожье, и сопровождалось арестами членов организации, которые якобы готовили покушение на президентский самолет.
Пока никого из команды Тимошенко к откровенному бандитизму не привязывают, но определенное ощущение, что оппозиция горазда только на мелкие и крупные пакости, создается и взлелеивается. Особо раздражающий министр образования Дмитрий Табачник даже прямо высказался: «Наши оппоненты прибегают к политическому тероризму и хулиганству». А, значит, во избежание неприятностей и разбираться с ней нужно жестко и заблаговременно.
В общем-то, такая стратегия не нова и давно испробована режимами, демократичность которых, скажем так, вызывает вопросы. Перед Виктором Януковичем есть соблазнительный пример соседней России, где с оппозицией разобрались легко и просто, вытеснив ее на политическую обочину и приклеив ярлык чуть ли не «врагов народа». Происходило это как раз под аккомпанемент взрывов жилых домов, за которыми, как многие уверены, стояли российские спецслужбы, требовавшие таким образом развязать себе руки в наведении порядка. Конечно, все это – лишь недоказанные предположения, да и у российского общества – своя специфика. Сейчас трудно представить, что Украину ожидают такие масштабные теракты даже при обострении политического противостояния. Если уж обошлось в 2004-м, то что может заставить пойти на масштабные провокации с, не дай Бог, человеческими жертвами, сейчас?
«В России страну мобилизовали на войну с терроризмом, и различные силы, которые были не при власти, так или иначе служили террористам, – рассуждает политтехнолог Сергей Гайдай. – Народ, чувствуя угрозу терроризма, сплотился вокруг власти, даже если эта власть много лет никак не улучшает их жизнь. Так как ориентация нашей власти пророссийская, то и методы подобные. Если посмотреть на Россию – они очень эффективны, а как сработают в Украине, никто не знает. Конечно, могут и сработать, поскольку все мы – создания постсоветской эпохи. Но Украина – не Россия, да и события в мире показывают, что неэффективные правительства, забывшие о своем народе, слетают. Поэтому однозначный ответ мне, как политтехнологу, дать трудно».
Российский коллега Гайдая Марат Гельман, замеченный «на подрядах» в Украине во время президентских выборов 2004-го, сомневается, что Украина пойдет по российскому пути, но не исключает разных вариантов:
«В Украине гораздо больше независимых игроков, поэтому кажется, что это невозможно. Но, с другой стороны, их много было и в России в свое время. То, что мы смотримся друг в друга, как в зеркало, – очевидно, и поэтому если появляются сигналы, что что-то на что-то похоже, то к ним надо относиться достаточно серьезно. Что бы ни произошло на Украине, наши сразу же примеривают на себя, да и у вас достаточно тех, кто хочет, чтобы сработал российский вариант и работают для этого».
-- Алиби для карт-бланша
Пока что украинские спецслужбы только засвечивают свое желание вмешиваться в оппозиционные дела. Причем делают это незамысловатым способом, как например, во время недавней акции в защиту Софии Киевской. Тогда, по свидетельству ее участников, в толпе материализовался некий персонаж, выкрикивающий антисемитские лозунги. При попытке же его выдворить оказалось, что он находится чуть ли не под защитой милиции. Практика внедрения таких «засланных козачков» в толпу протестующих не нова.
«В 1990-м году один провокатор был пойман на митинге Степаном Хмарой, но так как он оказался представителем спецслужб, то посадили Хмару, – вспоминает «нунсовец» Олесь Доний, который подробно расписал ситуацию с недавней провокацией в своем «фейсбуке». – Люстрации спецслужб с тех пор не проводилось, поэтому и методы остались те же самые. И обливание грязью оппонентов на многих действует».
Политтехнолог Андрей Золотарев также считает возвращение власти к откровенным провокационным методам особенностями стилистики правоохранительных органов:
«МВД и СБУ соревнуются, кто быстрей и лучше защитит Президента – поэтому придумываются гуцульские террористы, которые подстрелят президентский самолет из винотовки. От всех этих историй исходит смрад провокаций. На самом деле, правоохранители преследуют три цели: возвысить свое значение в глазах Януковича, превентивно раздавить оппозицию, связав ее с террористами и диверсантами, и заработать себе алиби для дальнейшего карт-бланша. Это для них привычная среда: я помню, как в 2004-м в областных управлениях МВД создавались бригады, работавшие по штабу Ющенко. И если представитель органов, будучи лейтенантом, условно говоря, подбрасывал траву, то и когда он станет генералом, будет делать то же самое, но в государственных масштабах».
Конечно, наличие у власти паранойи потенциального терроризма бросается в глаза, но, с другой стороны, те же «свободовцы» и «тризубовцы» наверняка были бы под пристальным наблюдением спецслужб в любой стране. А власти, особенно на фоне североафриканских событий, нужно показать, что она контролирует ситуацию. Может быть, даже с риском выставить себя в неприглядном свете. Однако если переборщить в закидывании в информпространство «террористического фона», можно спровоцировать и обратную реакцию: общество может заподозрить, что власть просто не контролирует ситуацию в стране.
-- Игра в «ящик»
«Пока с точки зрения уничтожения оппозиции все выходит довольно удачно, – считает Сергей Гайдай. – Но самые удачные действия по ее ликвидации – это эффективная политика и улучшение жизни граждан, а этого нет. Рано или поздно они могут выиграть сражение, но проиграть всю войну.
И потом было бы кого уничтожать... Наша оппозиция, будучи при власти, уничтожила сама себя. Если бы это была сильная нормальная оппозиция, а правительство работало грамотно и четко, можно было бы о чем-то рассуждать. А так…»
Тем не менее, последние социсследования показывают, что как бы власть не пыталась различными методами задавить и дискредитировать оппозицию, у нее это пока не очень получается. Невзирая на вывод парламентской оппозиции из законодательного поля, интриги с законом о выборах, рейдерские атаки на ячейки «Батькивщины» и россказни о преступлениях прошлой власти с параллельным наполнением СИЗО «звездными» постояльцами, рейтинг Партии регионов катится вниз, а БЮТ – остается примерно на том же уровне. Разве что прилично прибавляет Яценюк, на которого уже публично делают ставку в ПР. Но и расти Тимошенко, по сути, некуда, поскольку, по распространенному мнению, она загнала себя в националистическое русло, существенно ограничив собственные возможности для маневра. И деяния радикальных «бандеровцев» в этом случае косвенно будут бить и по ее силе. Тут, возможно, уже сама ЮВТ преподнесла власти подарок, но власть, по мнению политолога Владимира Фесенко, пользуется им крайне неумело.
На вопрос, какие бы методы он порекомендовал власти, чтобы «железно» отправить Тимошенко в забвение, Фесенко, поразмыслив, отвечает:
«Гипотетически я бы посоветовал им просто игнорировать ее и выжимать из информпространства. А то мне кажется, что Тягнибок и Яценюк уже завидуют Тимошенко, потому что у нее есть постоянные информповоды – эти уголовные дела и постоянное прессование держат ее на плаву. Эфир должен быть заполнен разоблачительными передачами, фильмами и репортажами. Когда я смотрел российский фильм о Ходорковском, то даже меня проняло, какой образ ему создали – что чуть ли не по его приказу совершались убийства. А у нас показывают всякий идиотизм, что Майдан собрали тамплиеры.
И потом, я рискую, конечно, навлечь на себя огонь, но цензуры, о которой все говорят, я в Украине не вижу и близко! У оппозиции всегда есть трибуна в прайм-тайм на различных ток-шоу. Да и в новостях хватает критики, причем на том же телеканале «Украина» – без имен, конечно, но прекрасно понятно, против кого она направлена».
Впрочем, такую любовь телеканалов к представителям оппозиции тоже можно расценивать как определенную технологию. Про раскрутку Тягнибока и его соратников, которые не вылезают с экранов телевизоров, сказано достаточно. Что касается Тимошенко и ее соратников, то они, как правило, недовольны тональностью эфиров со своим участием, а обязательную мантру ЮВТ о том, что шоу Шустера выходит на канале олигарха из Партии регионов Рината Ахметова, сменила другая, в которой Ахметов заменен на Администрацию Президента.
Широко распространена тактика «размена» оппозиции, когда, например, представитель БЮТ вынужден оппонировать маргинальным персонажам вроде Олеся Бузины или Ирины Фарион (или как недавно Тимошенко – Богословской) и ввязывание оппозиции в заведомо бесплодные дискуссии, которыми кишит практически любой выпуск того же шоу Шустера. Такие нехитрые манипуляции лишний раз демонстрируют и разброд в самой оппозиции, которой противопоставляется сильная стабильная власть. Власть, которая оппозицию не слышит и не хочет слышать, поскольку там – одни «террористы» и «хулиганы».
Но если в российском и белорусском обществах такая тактика сработала, то в для внедрения таких ассоциаций в мозги подкованного в политическом плане украинского избирателя (а заодно – «купленных оппозицией» европейцев) однозначно понадобится куда больше времени. И есть большие сомнения в конечном успехе этого мероприятия.
Фото: gazeta.ua