Янукович становится Ющенко
Президент отчитал Табачника и других провинившихся министров
Комитет по экономическим реформам при Президенте появился год назад, поэтому последнее его заседание стало своего рода юбилейным. Практически сразу после своего переезда на Банковую Виктор Янукович решил создать орган, который бы как-то модерировал многочисленные реформы, о которых было заявлено новой властью, и назначил ответственным за это считающуюся ставленницей Рината Ахметова заместителя главы АП Ирину Акимову. Многие посчитали тогда, что Акимову таким образом хотят спалить, потому как реформы - дело изначально неблагодарное. Спустя год можно констатировать, что Акимову не спалили - о ней просто забыли, поскольку о каких-то ощутимых результатах деятельности Комитета говорить не приходится. Да, проходили заседания, в том числе, и региональные (как раз на последнем из них в Харькове Януковича обозвали Ющенко), но подобных представительских тусовок достаточно.
На предстоящем заседании можно было ожидать конкретики, поскольку нужно было подводить итоги 2010-го года. Благо, в программе реформ до 2014-го года записано то, что необходимо было выполнить еще в прошлом году. На Банковую была приглашена куча народа - министры, губернаторы, нардепы, причем большая часть из них не произнесла за все это время ни слова, а только внимала словоохотчивому Президенту и выслушивала нудные доклады министров.
В коридоры Банковой понемногу стекались гости. Так экс-глава Нацбанка Владимир Стельмах на вопросы, чем он, собственно, сейчас занимается, отвечал о таинственных "поручениях", "профсоюзовец"-регионал Василий Хара, возглавивший движение против пенсионной реформы, общался возле гардероба с министром образования Дмитрием Табачником, а Сергей Тигипко, отвечающий за эту самую пенсионную реформу, подмигивал: "Говорят, без меня не начнут". Настроение у всех было разным. Например у "левой" (в смысле политической ориентации) пары главного таможенника Игоря Калетника и главы Госфинуслуг Василия Волги диалог был не самый приятный.
"Меня мочат по всем фронтам", - жаловался Калетник.
"А кого не мочат?", - утешал Волга.
Пробежали мимо создавший недавно свою квази-фракцию экс-бютовец Игорь Рыбаков и пропавший, было, из виду Давид Жвания. Появилась Акимова со свитой, которую замыкал какой-то грустный преемник Стельмаха Сергей Арбузов, прославившийся своей молчаливостью. Отдельно пришла Инна Богословская, которая ходила по Администрации не снимая сиреневой шапки и такого же цвета шарфа, расставшись с ними только перед входом в зал. Причем даже не заметила, как шарф упал на пол, о чем, на ее счастье, гардеробщицам сообщил корреспондент "Главкома". Компания министров, как и следовало ожидать, появилась в числе последних.
Нужно было торопиться, поскольку ждать никого не собирались, и само заседание стартовало вовремя. Если изначально сотрудники Администрации говорили журналистам, что все, может быть, протянется час-полтора, то после вступительного президентского слова стало понятно, что разговор предстоит обстоятельный. Для начала Янукович выполнил обязательную программу, напомнив собравшимся, в каком страшном виде они получили страну и в каких условиях пришлось делать первые шаги.
"Но у нас не было времени выбирать, когда с политической точки зрения лучше начинать реформы", - похвалился Президент своим игнорированием рейтингов. Пообещав детям - образование, взрослым - работу, пенсионерам - пенсию, а всем вместе - хорошую окружающую среду, он сказал, что теперь надо бы измерять "азимут дальнейшего движения". В позитивы Янукович занес принятие Налогового кодекса, отметив и попытки политиков использовать людей в процессе, и активность гражданского общества. Дабы задобрить последнее, Виктор Федорович решил постращать налоговиков:
"Предупреждаю: за любые проявления коррупции на любом уровне наказание будет жестким и неотвратимым. Я очень часто слышу, что то, что говорят наверху, внизу не ощущается. Хочу предупредить тех, у кого плохо, как говорят, с органами слуха или зрения: мы будем вам помогать".
Разобравшись со сборщиками податей, Янукович вдруг переключился на другую классическую беду - дорожный вопрос: "Надоело уже слышать, как на наших строительных площадках, которые строятся за счет бюджета, воруют строительные материалы. Бетон - машинами, на дорогах воруют асфальт. Николай Янович, когда вы наведете в этом порядок? Где Могилев?»
Пока Могилев, вставая, гремел стульями, разошедшийся глава государства переключился на другую тему - админреформу. Янукович не преминул напомнить, что это дело он начал с себя, сократив аппарат АП, но, видать, зря просил последовать своему примеру остальных. Намек, по идее должен быть понят, как и призыв не позорить власть и страну и больше не красть. А то и гражданам страны это надоело, и зарубежным инвесторам. Призыв присутствовавшие оценили - во всяком случае, переглядывались и согласно кивали. Янукович же в такие моменты напоминал Ющенко с его софистикой, и закрадывалась мысль, что, может, не зря в Харькове двух Президентов перепутали.
Но ВФЯ не был бы собой без своих привычных казусов. Так он, например, перепутал сумму, выдаваемую за рождение второго ребенка: сначала назвал 100 тысяч, но потом уточнил, что это - за третью. При этом подергав за рукав Николая Азарова: "Но это следующий шаг, когда мы вместе с вами заработаем".
У премьера была возможность продумать варианты подработки, пока Президент переключился на вопросы образования, высказав обеспокоенность закрытием украиноязычных школ («Так это или не так, я хотел бы на этот вопрос получить ответ от министра образования и от премьер-министра») и озаботился реформированием Налоговой, чтобы НДС возвращался экспортерам не за 74, а за 28 дней. Наведение порядка с этим налогом, в общем-то, прописано и в программе реформ на прошлый год и МВФ этого требует, но подвижек не видно.
Весь свой спич Президент зачитывал с бумажек, разбавляя его оригинальными репликами. Самодеятельность гаранта легко было распознать по его любимому словосочетанию-паразиту "как говорят". И то, что у его спичрайтеров наметился кризис жанра, свидетельствует повторение старых идей.
«В процессе подготовки и проведения реформ мы остро ощутили кадровую проблему – не хватает образованных, творческих, нестандартно мыслящих людей, - признал проблемы с "командой профессионалов" Янукович. - Поэтому в этом году мы сформируем, как и планировали, президентский кадровый резерв «Новая элита нации», который создаст механизм отбора и привлечения наиболее одаренных граждан к внедрению реформ».
Пляски вокруг кадрового резерва ведутся давно, и "Главком" об этом уже писал, но что до сих пор мешало, наконец, начать работу в этом не самом сложном из вышеперечисленных направлении - непонятно. Но Янукович прямо сказал, что легких задач ставить не будет, и поинтересовался у собравшихся, готовы ли они их решать.
"Энтузиазма не слышу, - по-отечески посмотрел на страдальцев Президент и, дождавшись одобрительных возгласов, вконец всех запугал. - Все, что будет сейчас вами сказано, будет использовано (хотелось, конечно добавить - "против вас в суде" - "Главком") при оценке вашей деятельности".
Выступавшая после Президента Ирина Акимова владеет украинским языком похуже Президента, но получше премьера - с ярко выраженным "акающим" акцентом она убедила, что деятельность Комитета не напрасна, и нужно проводить регулярные тематические заседания. Необходимо и более тесно сотрудничать с региональными комитетами, потому как те же главы ОГА - ни много ни мало "промоутеры реформ на местах".
«Промоутеры» в этот день молчали, зато разговаривали министры. Первый вице-премьер Андрей Клюев отчитался по инвестициям, пообещав привлечь 168 миллиардов гривен, из них – 40 % из-за рубежа, а аграрный министр Николай Присяжнюк заверил, что с продажей земли будет все нормально. Янукович несколько раз напомнил Присяжнюку, что земельная реформа - в числе важнейших («мы не имеем права на ошибку») и спланировал, что рынок земли будет запущен уже со следующего года.
Юрий Бойко пообещал Президенту в скором будущем реформировать многострадальный «Нафтогаз» и выпустить акции компании на биржу. Также заслуживали внимания его слова, что планируются изменения в закон о трубопроводном транспорте, но министр обошелся без подробностей. Сергея Тигипко похвалили за его инициативы по пенсионной реформе, но, в целом, выступления министров показались Президенту неинтересными. Увидев, что народ в зале заскучал ("это - плохой знак"), он попросил представителей Кабмина быть более четкими и лаконичными.
Выступавший следом министр инфраструктуры с видом первый зам болеющего министра инфраструктуры Константин Ефименко оттараторил все про свои пароходы и паровозы так четко, что Янукович вымолвил только "молодец" и даже не смог толком засыпать молодого, но широкого в лице таланта дополнительными вопросами. Зато оторвался на министре ЖКХ Юрии Хивриче, главе Минздрава Илье Емце и, собственно, Дмитрии Табачнике. Хивричу Президент обрисовал печальные перспективы, поскольку министр не смог ответить на вопрос об очистных сооружениях в Крыму. Янукович неожиднно дал указание силовикам провести проверку ситуации с выбросами сточных вод на побережье Черного моря и берегах больших рек. А заодно уволить погрязших в коррупции местных санитарных врачей. Ответственным за это назначен глава СБУ Валерий Хорошковский.
Табачнику влетело за непредсказуемую политику министерства в инициировании различных будоражащих общество законопроектов. И дан срок, чтобы отчитаться по куче вопросов. Причем именно министру образования Янукович напомнил, что тот не выполнил массу его поручений.
Еще раз напомнив, что будет по-своему помогать тем, "кто тормозит", Президент объявил, что следующие заседания комитета будут касаться реформ земли, здоровья и образования, анонсировав подписание плана действий на 2011-й год. И пообещал, что чем быстрей будут проведены реформы, тем меньше боли все почувствуют. Возражения не принимаются.