Николай Томенко Оппозиционер при власти

Вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко считает, что до осени правительство Азарова уйдет в отставку...

Вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко считает, что до осени правительство Азарова уйдет в отставку, а оппозиция сама себе подпишет приговор, если не пойдет на следующие парламентские выборы единым фронтом.

Николай Владимирович, летом прошлого года вы прогнозировали, что внутренний конфликт в Партии регионов спровоцирует отставку премьера. Не случилось. Азаров работает. Что сдержало президента?

Н. Т. Я говорил о двух сценариях: первый — отставка правительства, второй — обновление действующего Кабмина. Президент избрал второй путь. Много министров поменялось, некоторые уволились, в том числе в связи с административной реформой. Однако тема отставки правительства остается актуальной. Президент максимально использует премьера Азарова при проведении непопулярных реформ, а уж потом будет принимать решение

Когда наступит этот момент?

Н. Т. После того как стартует пенсионная реформа. А она будет реализована, в ином случае МВФ не даст следующий кредит. Затем наступит очередь таможенного, трудового, жилищного кодексов, земельной реформы. И чтобы сохранить хоть часть поддержки граждан, президент будет вынужден сбросить с себя негатив. Он поменяет правительство и примется искать новых союзников. Я не удивлюсь, если в новом Кабмине увижу представителей и команды Ющенко, и тех сил, которые считают себя проевропейскими.

К тому же Янукович засиделся в нише пророссийского президента. Он будет пытаться получить поддержку всей Украины, а не только Восточной и Южной.

Это переформатирование, по вашим прогнозам, состоится в ближайшие полгода?

Н. Т. Обычно такие события у нас происходят либо по завершении весеннего политического сезона, либо в начале осени. Мне кажется, решающим будет июнь.

Что изменилось в работе Кабмина в результате админреформы и сокращения количества министров?

Н. Т. Правительство сейчас — это просто объединение конкурирующих команд. Все понимают, что Азаров занимает должность премьер-министра формально. Группы Клюева, Колесникова — Ахметова, Фирташа — Бойко сами принимают решения по зонам своей ответственности и пытаются не провоцировать конфликтов с премьером.

То есть вы считаете, что Азаров не влияет на ситуацию в стране?

Н. Т. То, что произошло на рынке сельхозпродукции, — показательный пример. История с гречкой и мукой — результат того, что аграрный рынок полностью отдали на откуп одной из групп влияния в Партии регионов. За счет монополизации кто-то серьезно заработал, заложником стала страна, а теперь и сам премьер, у которого нет рычагов влияния на эту сферу.

Какой же из центров влияния в партии власти максимально усилился за этот год?

Н. Т. Объективно на первое место вышла группа Фирташа — Левочкина — Хорошковского. Это абсолютно очевидно.

Одно из самых резонансных решений парламента последнего времени касалось переноса выборов с весны 2011 года на осень 2012-го. Считаете ли вы, как и Юлия Тимошенко, что выборы следовало назначить на март? Ведь было понятно, что провести кампанию в такие сжатые сроки сложно.

Н. Т. Откровенно говоря, для оппозиции было важно не то, чтобы выборы состоялись в марте, а чтобы они прошли по пропорциональной системе. Короткий срок для избирательной кампании — не самая большая угроза. Ключевой проблемой для нас является то, что к осени следующего года будет изменена избирательная система. Внедрив смешанную систему выборов, власть сведет к нулю шансы оппозиции на формирование большинства в следующем парламенте.

Тактическую борьбу оппозиция уже проиграла. У Партии регионов есть полтора года на то, чтобы следующие парламентские выборы сделать для себя максимально комфортными. Что дальше?

Н. Т. Да, перед нами теперь стоят более сложные задачи. Мы понимаем, что следующие выборы пройдут по смешанной системе. Сегодня нам необходимо защитить в законе о выборах принцип формирования комиссий 50 на 50 (оппозиция и власть). Нужно отстоять механизм принятия решений в избирательных комиссиях на основе 50% + 1 голос, ограничить право комиссий исключать кандидатов в депутаты из бюллетеня. Это актуально для мажоритарных округов.

Но главное — оппозиции надо договориться между собой.

Н. Т. Мы обречены договариваться. Особенно насчет координации работы в мажоритарных округах. При большом количестве кандидатов от оппозиции в одном округе наши шансы будут минимальны. Если мы не согласуем действия, по мажоритарке пройдут максимум пару десятков представителей оппозиции.

Как вы себе это представляете: Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок сядут и станут делить мажоритарные округа?

Н. Т. Попробуем представить на моем примере. У меня как у кандидата-мажоритарщика есть две площадки для выборов. Первая — моя малая родина (округ в Черкасской области), вторая — нынешнее место жительства (Оболонский район города Киева). Я предлагаю обсудить мою кандидатуру и предоставить мне один из этих округов. Считаю, что кандидат должен быть связан с округом, от которого баллотируется. И так по всей стране. Я готов убеждать «Батькивщину», что ей не стоит, например, выдвигать кандидатов во всех округах Черновицкой области, где есть поддержка у партии Яценюка. В Западной Украине надо договариваться со «Свободой» и т.д.

Вы уверены, что Яценюк и Тягнибок станут что-то согласовывать?

Н. Т. Я остаюсь оптимистом по отношению ко всем оппозиционным силам. Ведь все они декларируют приверженность Украине и демократии. Переговоры следует начинать уже сейчас, чтобы общество видело этот процесс.

Сделаны ли уже в этом направлении какие-нибудь шаги?

Н. Т. Неофициально. К такому разговору уже готовы Анатолий Гриценко и Вячеслав Кириленко. Они понимают, что у них больше шансов попасть в парламент не по партийным спискам, а через округа.

Сколько потенциальных перебежчиков осталось в БЮТ?

Н. Т. Основные миграционные процессы уже прошли. Я прогнозировал, что во фракции останется сто человек. Сейчас там 104 депутата. В парламенте создана фактически квазибютовская фракция Игоря Рыбакова, состоящая из перебежчиков. Прогнозирую создание еще одной депутатской группы на основе «Нашей Украины». Они уже работают на большинство, но отношения не оформили.

Кто туда войдет?

Н. Т. Группа Жвании, часть «Единого центра».

Массовый исход из БЮТ дает возможность некоторым политикам занять освободившиеся места возле Юлии Тимошенко. По какому принципу она сейчас отбирает этих людей?

Н. Т. В последнее время я не занимаюсь партийной деятельностью. Но скажу, что главной ошибкой «Батькивщины» всегда было отсутствие внятной кадровой политики. Многие попадали в БЮТ не как в идеологическую организацию, они приходили, чтобы реализовать свои цели. В партию должны приниматься люди не потому, что они понравились Тимошенко или Турчинову. Если эту систему не поменять, перед выборами БЮТ окажется в сложной ситуации.

Как решить эту проблему?

Н. Т. Я предлагал систему праймериз. Но только не тех уличных, которые у нас превратились в профанацию. Праймериз — это когда все члены партии получают анкету и сами формируют проходную часть избирательного списка.

Когда БЮТ планирует проводить съезд?

Н. Т. Съезд запланирован на март. Но пока я не вижу необходимости его проводить. На съезде должна быть представлена модель обновления партии: идеологии, программы и кадрового наполнения. Об этом я не слышал. Нет смысла тратить время и деньги на формальное мероприятие.

Чем закончатся резонансные уголовные дела, возбужденные против представителей оппозиции?

Н. Т. Ответа не знает никто. Схема с уголовными делами используется для информационного и публичного давления на неугодных людей. История с преследованием родственников председателя Верховного суда Онопенко подтверждает это. Дела, возбужденные против его зятя и дочки, помогли Онопенко поменять отношение к судебной реформе. Теперь он стал «правильным» главой Верховного суда.

Этот алгоритм применяется ко всем. Исключением является лишь Тимошенко. Тут задумана схема, в результате которой она будет вынуждена пропустить избирательную кампанию. Планируется вынести условный приговор, который согласно новой редакции закона о выборах не даст ей возможности баллотироваться. Сейчас главная цель — доказать ее служебную халатность хотя бы по одному из фрагментов уголовных дел.

Поговорим о ситуации в Киеве. Вы оживили информационное пространство заявлением о том, что Леонид Черновецкий подал в отставку с поста мэра. Через несколько дней он опроверг эту информацию, но не стал скрывать, что особого удовольствия от своего нынешнего положения не испытывает. Чем закончится эта история?

Н. Т. Как бы ни пыжилась власть, она очень боится заявления мэра об отставке. Именно этим объясняется абсурдное высказывание Азарова о том, что Черновецкий будет мэром столько, сколько он захочет. Власть оказалась в заложниках. У нее нет своего популярного кандидата, который мог бы пойти на досрочные выборы. Надежды на то, что команда Попова станет популярной, не сбылись. Сейчас его поддержка в Киеве составляет 7–10%. Поэтому вся задекларированная борьба с коррупцией в столице остановлена, власть боится резких движений Черновецкого. Сохраняется и его влияние в Киевсовете. Попов остается администратором, которого прислали управлять столицей. Люди понимают, что Черновецкий не имеет отношения к тому, что происходит в Киеве сейчас, и вся ответственность лежит на команде Попова.

Давайте представим, что Черновецкий решился и написал заявление. Как в таком случае могли бы развиваться события?

Н. Т. Заявление может быть принято, но выборов может и не быть. Парламент может не назначить их дату.

Но если бы досрочным выборам дали зеленый свет, как вы считаете, стоило бы Тимошенко пойти на них?

Н. Т. Интересный вопрос. Раньше я был категорически против. Но поскольку сейчас Тимошенко пытаются исключить из политики, это заставляет задуматься. Пост городского головы даже с урезанными полномочиями (согласно новому закону о столице) мог бы дать ей возможность для контригры. Это была бы площадка, на которой Тимошенко могла бы показать, что даже в такой ситуации может конкурировать с властью.

Вы часто общаетесь с Юлией Владимировной?

Н. Т. Нечасто. Общаемся в основном по вопросам, к которым надо привлечь внимание в парламенте. Я вице-спикер, представляющий всю оппозицию. И моя помощь, в том числе и Тимошенко, сейчас очень важна.

Президент празднует годовщину инаугурации. Что бы вы могли назвать его главным достижением?

Н. Т. Монополизацию власти. Для общества это недостаток, для Януковича — позитив. Он этого хотел, он это сделал: взял все под свой контроль, сформировав свою команду вплоть до районного уровня. В этой системе нет публичных конфликтов, таких как во времена Ющенко. И это большое преимущество.

А что можно назвать главным проколом Януковича?

Н. Т. Он не стал президентом всей страны. Я периодически заказываю исследования у разных социологических структур. После победы Виктора Януковича на выборах уровень его поддержки составлял 60%. Обычно все президенты стартуют с таким показателем. Сегодня же действия президента одобряют около 30%. То есть половина сторонников главы государства испарилась. При этом самые большие потери у Януковича в восточных и южных регионах страны. В этой базовой для президента электоральной части страны большинство (51% по последним опросам) разочарованы. Это большой проигрыш.

Что это — начало конца?

Н. Т. Конец наступит тогда, когда общество дойдет до состояния активного невосприятия этой власти.

Что вы имеете в виду? Массовый выход граждан на Майдан?

Н. Т. Необязательно. Например, в каком-то регионе сопротивление граждан может вызвать неадекватная кадровая политика, закрытие школ или больниц. Сегодня предпосылки к этому уже есть.

Досье

Вице-спикер украинского парламента, кандидат исторических и доктор политических наук Николай Томенко родился 11 декабря 1964 года в селе Малые Каневцы Чернобаевского района Черкасской области.

В 1983–1985 годах служил в Афганистане. В 1989 году окончил исторический факультет Киевского университета им. Шевченко и поступил в аспирантуру. В 1998 году возглавил Институт политики. С 2000 по 2001 год работал начальником Главного управления прессы и информации в столичной горгосадминистрации. С 2002 года трижды избирался народным депутатом, возглавлял комитет ВР по вопросам свободы слова и информации, а также комитет по вопросам семьи, молодежи, спорта и туризма. В 2005 году вошел в первое правительство Тимошенко в статусе гуманитарного вице-премьера. В 2007 и 2008 годах избирался вице-спикером в парламентах пятого и шестого созывов.

Опубликовано: 25/02/2011