«Пощипать» олигарха
Президенту пора заглянуть в последний резерв?
Пообещав во время общения с народом провести реформы больно, но быстро, и призвав «потерпеть», Виктор Янукович забыл или не захотел сказать того, чего от него многие ждут. Раз уж, как многие подметили, Банковая во многом старается подражать Кремлю, то тот же Владимир Путин начал свою политическую карьеру с антиолигархической риторики. Мол, имеющие сверхприбыли на народном добре оборотчивые ребята должны «не борзеть» и делиться. С народом в том числе. Чем это в итоге обернулось в России, тема для другого разговора, но посыл изначально был дан вполне четкий.
Когда Янукович только пришел к власти, сразу пошли слухи, что сейчас начнется показное раскулачивание какого-нибудь опального олигарха. И народ рад будет, и его имущество удастся под шумок разделить между нужными людьми. Но ничего такого громкого не произошло: считавшийся главной жертвой на заклание Игорь Коломойский пока более-менее успешно маневрирует, демонстрируя свою лояльность Банковой, а история с нападением на офис Сергея Таруты покрыта мраком таинственности. Сам Президент по поводу олигархов отметился только грозным, но туманным обещанием, что они «будут стоять в общей очереди».
Казалось бы, для Януковича сейчас самое время проявить принципиальность, и хотя бы на словах призвать олигархов «затянуть пояса» вместе со всеми. Как минимум, поддержку в обществе такой призыв бы имел, и, может, Виктору Федоровичу на время даже забыли бы его вертолетные забавы и покупку дорогущих люстр для собственной резиденции.
Тем более что во время предварительных боев за грядущую пенсионную реформу призывы начинать спасение глубоко дефицитного ПФ не с рядовых работников, а с разжиревших крупных работодателей звучали очень громко. Оценили бы это и жертвы недавно принятого Налогового кодекса.
«Сейчас государство снижает налог на прибыль и НДС – значит, у собственников предприятий появилась возможность вывести деньги из тени, – уверен глава Федерации профсоюзов Украины регионал Василий Хара. – Да и сверхэксплуатацию работников нужно прекратить: у нас доля зарплаты в себестоимости продукции составляет 6–9 %, в то время как в развитых странах – 45–60 %. Вот где проблема, а они пенсионный возраст повышают!»
-- Пугалки от Тигипко
Вице-премьер, а с недавних пор и министр социальной политики Сергей Тигипко, уворачивающийся от летящих в его адрес шишек, регулярно делится своими методами увеличения налоговых отчислений с крупных экспортеров. Это, во-первых, денонсация еще советского соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, которая сделала этот остров излюбленным местом для хранения сбережений нашими олигархами. Дело в том, что юридически Кипр не является оффшором и уже через него запускаются целые механизмы купли-продажи и получения дивидендов, в том числе, через фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах. Неудивительно, что Кипр долгое время остается лидером по иностранным инвестициям в украинскую экономику. И учитывая, как долго тянется история с разрывом соглашения, будет оставаться еще долго, хотя не так давно в правительстве этот вопрос называли решенным.
Если о Кипре высказывались все кому не лень, то следующая идея Тигипко - более оригинальная. Он предложил ввести индикативные цены на одну из основных статей украинского экспорта - металл. Такие меры, по его замыслу, не позволят экспортерам металла манипулировать с налогами.
Соратница Тигипко Александра Кужель рассказывает, что подобные методы борьбы с налоговыми минимизаторами вводились в России:
«Если средняя цена по отрасли была, скажем, 800 долларов, а на конкретном предприятии – 240, то им давали две недели на приведение в соответствие, либо просто заходили с проверкой. У нас, например, в Армянске все население является работниками завода «Титан» г-на Фирташа. И город – убыточный, там – дефицит бюджета. Притом что производит самую дорогую продукцию! Потому что налог на землю очень низкий, товар уходит с завода по себестоимости и налоги платятся с минимальной прибыли. Потом же – по себестоимости уходит на аффилированную фирму, а оттуда – продается на экспорт. Государство на этом теряет».
Впрочем, экономисты относятся к инициативе введения индикативных цен скептически.
«Заявления Тигипко - это популизм, - уверен президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. - Индикативные цены будут способом вытягивания взяток, углубления коррупции и разбирательств с нежелательными компаниями с помощью такого инструмента. А чиновники напишут методику определения таких цен на уровне советской экономической школы 60-х годов.
Вместо этого нужно провести специальные действия разведывательного характера о состоянии дел на рынках и привести к какому-то соответствию отчетность экспортеров».
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин также считает, что выводить таким образом крупный капитал «на чистую воду» - не лучший вариант:
«Эти механизмы не работают в нормальной среде, которая претендует на рыночность. Тем более что крупный бизнес имеет механизмы влияния на те или иные нормативные положения. Пока это все напоминает декларации, что мы, мол, не только средний бизнес давим, но «заботимся» и о крупном».
Учитывая же, скажем так, обособленность самого Сергея Леонидовича в Кабмине, непонятно, насколько «индикативна» в плане борьбы с несознательными олигархами его собственная позиция.
-- Скиньтесь по-хорошему
Впрочем, при нынешней срощенности власти, крупного бизнеса и органов, собственно, этот бизнес контролирующих, решать проблемы привычней минуя всяческие формальности. Тем более что недавно был создан Совет отечественных и иностранных инвесторов при Президенте, в который вошли особо приближенные к нынешней власти «денежные мешки». А в кулуарных беседах призывы к олигархам проявить «социальную ответственность» могут подкрепляться вполне конкретными и недвусмысленными аргументами.
«Послушайте, да власть всегда может их собрать и, условно говоря, попросить скинуться - скажем, выводить за рубеж в этом году не 30 миллиардов, а только 20! - рассуждает теневой министр экономики депутат от НУНС Александр Бондарь. - Можно подумать, что они не знают, кто куда продает и как это проводится через налоговую! Ведь любой смертный просто так не может перевести деньги за рубеж.
А по большому счету чтобы не выводили все в Кипр, надо по примеру Грузии и Польши сделать налоги такими, чтобы их было выгодно платить, и чтобы ко всем налоговая относилась одинаково. Тогда и будут легальные зарплаты и пенсии. А так вы хотите, чтобы кадры, которых олигархи кругом рассадили, с ними реально боролись?»
Бондарь также намекает, что определенным стимулом поубавить аппетиты для власти и олигархов может стать судьба некоторых азиатских и африканских правителей, которые как раз и имели слабость к выводу миллиардных капиталов за границу, в то время как их граждане бедствовали. И хотя, перефразируя классика, Украина - не Египет, власть не может не коситься на происходящее на юге от нашей страны, в том числе, в некоторых европейских странах. Особенно с учетом заявленных ею непопулярных реформ.
«Власть неизбежно столкнется с проблемой необходимости экономить и в то же время, рискуя столкнуться с ростом социального напряжения, необходимостью увеличивать социальные расходы. И тут последний ресурс и резерв - крупный бизнес, - говорит политолог Владимир Фесенко. - Но опять же - если прижимать, то всех или выборочно? И это уже создаст напряжение среди бизнесменов. То есть надо будет заставить поделиться с бюджетом, но при этом не пережать, чтобы бизнес окончательно не ушел в тень».
Конечно, некоторые попытки договориться с бизнесом власть предпринимает вполне открыто - например, обсуждение с нефтетрейдерами цен на бензин, договоренности с производителями подсолнечного масла по поводу снижения цен на внутреннем рынке. Но есть откровенно провалившиеся попытки договориться по-хорошему. Фесенко отмечает, что многое будет зависеть не от административных методов, а от эффективной государственной политики, напоминая, что в начале 2000-х металлурги получили льготы, которые и позволили отрасли набрать обороты.
А экономист Владимир Лановой считает, что лобовые попытки «пощипать» олигархов закончатся тем, что «щипать» скоро будет вовсе некого:
«Если бизнес убыточный, устаревший, теряющий рынки, и никто не хочет наш металл и удобрения покупать, то как стимулировать отчисления? Нужно стимулировать их к экономии расходования ресурсов, обновлять оборудование. А для этого нужно, чтоб были реальными цены на сырье - ведь если они бесплатно берут руду, то зачем заниматься модернизацией? Лучше накапливать миллиарды, скупать другие активы, совершенно не заботясь о старых. Нужно реструктуризировать экономику - тогда будет меньшая себестоимость продукции и можно будет говорить о прибылях и увеличении отчислений в бюджет. А так просто стричь овцу нельзя – она завтра умрет с голоду и холоду. У нас через десять лет не будет промышленности вообще – останутся только электростанции и переработка сельскохозяйственного сырья».
Возможно, наметки новой политики государства в отношении крупных собственников проявятся уже на ближайшем заседании того самого Совета инвесторов. Хотя главное будет сказано по старинке без посторонних ушей. И тон будет выбираться для каждого отдельный.
Рисунок: rusmir.in.ua