Янукович приказал сидеть. Документ
Левочкин протолкнул президентское вето?
Пока вся страна пережёвывала поздравления Виктора Януковича с Днем защитника отечества и переживала четырехчасовое общение Президента с народом, Виктор Федорович без лишнего шума лишил посаженных оппозиционеров каких-либо шансов выйти из СИЗО. Ни на сайте Президента, ни где-либо в другом месте пока не опубликовано вето Президента на закон №2977-VI, которым, фактически, значительно ограничивались возможности держать арестованных под стражей, нет. Но «Главком» из своих источников получил соответствующий документ.
Напомним, что законопроект №7084 «О внесении изменений в статью 155 Уголовно-процессуального кодекса Украины об усовершенствовании порядка взятия лиц под стражу» во втором чтении был принят 3 февраля 2011 года. Причем, проголосовали его подавляющим большинством – 350-ми голосами. Еще удивительнее, что этот самый законопроект разработала и подала не оппозиция, пытающаяся освободить своих соратников, а правительство. Разработчиком документа значится не кто иной, как Азаров Николай Янович и Кабинет Министров Украины.
Украинские правозащитники и международные эксперты давно критиковали власти за слишком суровое законодательство в части содержания подозреваемых под стражей. Фактически, у нас по подозрению в совершении любого пустякового преступления суд имел право избрать самую суровую меру пресечения. Об этом говорят очень давно, правозащитники указывали, что такое положение порождает переполненные СИЗО, где люди сидят чуть ли не за воровство мешка зерна.
Реагируя на эту критику, еще летом 2010 года, до того, как о посадке украинских оппозиционеров заговорил весь мир, Кабмин разработал и подал на рассмотрение ВР законопроект, которым радикально ограничивались возможности судов избирать самую жесткую меру пресечения.
Итак, чиновники предложили, чтобы держать под стражей могли только тех подозреваемых, которым законом предвидено наказание больше 5 лет заключения. В документе также прописали исчерпывающий перечень исключений из этого правила. Не подлежат применению альтернативных мер пресечения: люди, которых подозревают в совершении двух умышленных преступлений или подозреваются в новом умышленной преступлении; при наличии доказательств, что подозреваемый готовит новое преступление; подозреваемый не имеет постоянного места проживания; застава не была передана государству; поручитель не обеспечил надлежащего поведения подсудимого; установлены факты давления подозреваемого на участников судебного процесса.
Более того, в переходных положениях законопроекта установлено, что документ набирает юридический силы с момента опубликования, а все судебные вердикты, ранее вынесенные касательно избрания меры пресечения, пересматриваются согласно новым положениям 155 статьи кодекса на открытом судебном заседании в присутствии прокурора и подозреваемого.
Не надо быть провидцем, чтобы спрогнозировать, что в случае подписания Президентом закона, практически все посаженные оппозиционеры имели шансы попасть под его действие и получить более мягкие меры пресечения. Фактически, многие политики как раз и предвидели такое развитие событий. Но не срослось. Похоже, в последний момент Янукович или передумал миловать оппозиционеров, или на него повлияли «неведомые силы».
Как бы там ни было, эксперты, с которыми удалось пообщаться по поводу президентского вето, откровенно признавали, что оно явно надуманно. Надлежащей аргументации в нем нет, а потому оно имеет четкую политическую подоплеку. Тем более, что документ то был разработан в Кабмине и одобрен Минюстом. К примеру, известный правозащитник, глава Украинской хельсинской группы Евгений Захаров заявил «Главкому», что не понимает, зачем было ветировать документ. «Я положительно оцениваю закон №2977-VI, жаль, что Президент применил к нему право вето. Раньше содержание под стражей применялось слишком часто, исключения были только для легких преступлений, да и то, надо было еще этого добиваться. Считаю, что вето – это шаг назад, в прошлое», - рассказал нам Евгений Захаров.
Как же так получилось, что в единой команде власти вдруг случился раскол, да еще по такому принципиальному поводу? Источники «Главкома» в АП утверждают, что в этом разногласии в очередной раз проявился конфликт между разными группами из ближайшего окружения Президента. И в то время, как в Кабмине заседают далеко не кровожадные люди, подготовившие более-менее гуманный законопроект, некоторые в Администрации с этим на корню не согласны. Напомним, что по свидетельствам целого ряда СМИ, Сергей Левочкин, которого причисляют к орбите влияния Дмитрия Фирташа и Валерия Хорошковского, воспринимают «посадки» проходящих по делу РосУкрЭнерго чуть ли не как личную вендетту. И что этим господам, что уже не одно демократическое государство вслух говорит об «избирательном правосудии в Украине», и что подобные разговоры очень плохо отображаются на имидже Виктора Януковича? Главное, чтобы сидели, - так выходит?
Предлагаем вам самим ознакомиться с президентскими замечаниями: