Бензиновая лихорадка
Зашкаливают цены на топливо не только в Украине, а и во всем мире. У нас же правительство пыталось вручную сдерживать их рост, видимо, только усугубляя ситуацию.
Цены на бензин давно прошли отметку в десять гривен, хотя правительство до сих пор настоятельно рекомендует на АЗС не превышать 9,5 грн./литр «девятосто пятого». Но зашкаливают цены на топливо не только в Украине, а и во всем мире. У нас же правительство пыталось вручную сдерживать их рост, видимо, только усугубляя ситуацию. Более того, перед началом посевной кампании без достаточного количества топлива могут остаться сельхозпроизводители, если чиновники не предпримут срочных мер. Что будет дальше – никто не может спрогнозировать, ведь Кабмин все еще не выработал свою «топливную» стратегию на этот счет.
Об этом в пресс-центре «Главкома» дискутировали директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
Сергей Куюн: «За десять дней марта цены прошли тот отрезок повышения, который должны были пройти за предыдущие полтора месяца»
Пару слов о причинах подорожания. Мы видим, что беда во всем мире: топливо зашкаливает и в Америке, и в Европе, и в России, и, конечно же, у нас как у страны, которая на 90% зависит от импортной нефти и нефтепродуктов. Вторая составляющая – это повышение налогов вначале этого года на 40% или на 50 копеек за литр. И поскольку налоговая составляющая одна из самых крупных, порядка 30% от цены нефтепродукта, то это очень серьезный фактор.
Что касается резкого мартовского подорожания, то все, и участники рынка в первую очередь, уже в январе понимали, что будет подъем цен в связи с ростом акцизов и продолжающимся ростом цен на нефтепродукты и нефть в мире. Поэтому были проведены активные консультации с правительством, в ходе которых были высказаны точки зрения и прогнозы на ситуацию. Правительство обратилось к нефтетрейдерам, и 28 января было принято решение о том, чтобы до 15 февраля заморозить цены на уровне 9-ти гривен за литр бензина А-95. 15 февраля плавно переросло в 23, а 23 февраля правительство попросило отсрочку еще на 2-3 дня, а потом все пропали. Рынок оказался в ситуации, когда нужно было либо останавливать колонки, либо входить в цены, которые были объективны на данный момент и, таким образом, продолжить работу. Вариант остановки был чреват тем, что могли обвинить в экономическом саботаже накануне посевной, и тогда, конечно, уже ничто не мешало бы сделать то, что пытаются сделать сегодня, обвиняя в росте цен и большом скачке. Поэтому цены за десять дней марта прошли тот отрезок повышения, который должны были пройти за полтора месяца.
Почему так резко? Потому что весь февраль пружина сжималась просьбами правительства дать время выработать программу, стратегию и т.д. Поскольку эта стратегия не была выработана, в начале марта цены достигли того уровня, которого должны были достигнуть, притом они стали ровно в те уровни, которые рассчитываются секретариатом экспертно-аналитической группы, не выше ни коим образом. Темпы, конечно, были впечатляющими, потому что это было отложенное подорожание. Поэтому странно сегодня слышать, когда чиновники говорят: повернитесь лицом к народу. Целый февраль цены необъективно были заниженные по просьбе того же правительства. По предварительным данным, убытки крупнейших розничных сетей, которые входят в Ассоциацию «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», достигли порядка 150 миллионов гривен за счет того, что цена на колонках была стабильной, а цена в мире достигла рекордных высот.
У меня сегодня чувство дежавю 2004 года, когда тот же Юрий Бойко, то же правительство, те же лица, те же обвинения в сговоре, в спекуляциях и т.д. Это говорит о том, что за семь лет команда, которая сегодня руководит, так и не поняла, как этот рынок функционирует и что с ним нужно сделать. Поскольку рынок продуктов очень прозрачен: 60% - себестоимость закупки, 30% - налоговая составляющая, порядка 10% - это затраты, логистика, эксплуатационные расходы и маржа трейдера. Все предельно ясно, этот рынок можно прогнозировать, есть специальные методики, но, несмотря на это, мы имеем эффект дежавю, какой был в 2004, 2006, 2007 годах.
Думаю, что завтра, когда Антимонопольный комитет планирует вынести свое решение, это дежавю будет усиливаться. Антимонопольный комитет превратился в дубинку, которая вместо того, чтобы развивать конкуренцию на рынке, выполняет карательную функцию, на которую все меньше и меньше обращают внимание. Вспомните громкое дело о штрафе на бориспольских заправщиках на сотни миллионов гривен. Никто эти штрафы так и не заплатил.
Мы столкнулись с отсутствием системных решений в этой отрасли. И от этого проиграет не только отрасль, а и потребитель. Потому что мы видим, как только цена дошла до ограничения - уже в субботу-воскресение появилось сообщение о том, что в Луганской области контрабандное дизельное топливо идет нескончаемым потоком. Только ограничили рынок - тут же топливо полезло из всяких щелей. Цена на колонке 9 гривен, у контрабандистов - 7,3 (правда, за кеш, говорят, безналом дороже). То же самое с качеством продуктов: не будет объективной цена на колонках, значит, операторы будут вынуждены искать источники дешевого топлива. То есть топлива, которое по каким-то причинам будет дешевле, то ли за счет отсутствия налогов, то ли низкого качества. Поэтому меньше качества, меньше конкуренции, меньше выгоды для всех.
Александр Сиренко: «На сегодня Минтопэнерго ничего не остается делать, как просто рекомендовать какой-то потолок цен»
Сегодня с утра порядка 1400 заправок в Украине торговали бензином А-95, стоимость которого выше 9,5 гривны. Напомню, 9,5 гривны – это последняя цифра, которую правительство попросило трейдеров не превышать. Вы видим, что порядка 20% рынка пока еще в этот коридор не вернулись.
Ситуация на рынке сейчас действительно тяжелая и для потребителя, и для производителя, и для импортера топлива. Виной тому происходящие события на внешних рынках, в основном сигналы подаются их Африки, где сначала в Египте были волнения, и цена на нефть пошла вверх, далее вспыхнула Ливия. Еще неизвестно, какие будут последствия после трагических событий в Японии. Были взрывы на заводах, Япония - крупная страна-потребитель нефти и нефтепродуктов.
Я хотел бы немного поправить коллегу по февральским событиям, почему целый месяц цены практически не росли. Это нефтетрейдеры предложили зафиксировать цену до 15 февраля. И, по мнению многих участников тех событий, это был авансовый платеж правительству за невведение пошлин на нефтепродукты. Далее диалог в Минэкономики действительно затянулся, на том же заседании поставили под сомнение и формулу расчета розничных цен, и подход к этой формуле. В общем, на сегодня Минтопэнерго ничего не остается делать, как просто рекомендовать какой-то потолок цен, потому как формула не работает с конца января.
Мы все время слышим от нефтедрейдеров и собственников заправок, что поднимать цену нужно, так как растет цена в мире. Сегодня на Нью-йоркской бирже цена упала на 20 долларов, еще недавно была 116 долларов за баррель, а сегодня 96. Почему нефтетрейдеры не снижают цены на топливо?
Сергей Куюн: Это действительно распространенное мнение. Но если мы построим за последние пять лет динамику цен на нефть и положим рядом линию динамики цен в Украине на автозаправочных станциях, то получим две параллельные линии, как на повышение, так и на падение. Наш рынок на 90% работает на привозном бензине. Была бы своя нефть, были бы свои ресурсы, может, как-то можно было бы это сдерживать. Но их нет, мы обычная европейская страна в плане энергоснабжения, мы все привозим, как Германия, Франция, Голландия.
Высокие цены не интересны никому: потребителю, потому что по 10 гривен никто покупать не хочет, трейдерам - потому что никто не хочет покупать, значит, бизнес не работает, правительству – потому что замирает экономическое развитие. Высокие цены – это беда для всех.
Олександр Сиренко: Хотел бы поправить, сегодня украинские производители снизили цену на 300 гривен на тонну. Есть послабление для операторов рынка, которые покупают отечественный продукт.
Действительно нужно задаться вопросом, что же делать? Почему мы с каждым движением барреля нефти меняем ценники на заправках? По всей видимости, есть такое средство, и оно неоднократно озвучивалось и правительством, - это увеличить производство на внутреннем рынке. Украинского бензина на рынке должно быть больше. Вместо того, чтобы покупать и ввозить заграничный продукт, на который ежедневно меняются цены, котируются в он-лайн режиме, можно было бы покупать украинский продукт, которого много и который дешевле. Почему операторы выбирают путь от обратного, ввозя из Литвы, Беларуси, Румынии, а не развернутся в сторону украинских заводов – это вопрос большой дискуссии, который уже муссируется несколько месяцев.
Сергей Куюн: Почему тогда инициируется антидемпинговое расследование по отношению к импорту, если украинский дешевле?..
Сразу же на заседании в пятницу, когда Бойко постановил снизить цены на 300 грн., подошли представители ТНК-ВР и «Укртатнафты» и сказали, что готовы платить 100-150 млн., только дайте топливо. А топлива нет! Вот и все.
Александр Сиренко: Потому что заводам невыгодно производить его в достаточном количестве. Им нужно конкурировать с импортом, у них экономика не работает. Это еще вопрос, с чем мы выйдем на посевную в апреле…
Сергей Куюн: А что плохого в ежедневном изменении цен на топливо? Когда цены будут падать, а не расти, то за счет импорта и падать будут быстрее. А если взять то, как меняли оптовую цену в феврале нефтеперерабатывающие заводы, она росла каждый день.
О каком стабилизирующем эффекте мы говорим? Мы знаем, за счет чего держит топливо на колонках группа «Приват». В ноябре «Ливелой» было ввезено 400 000 тонн бензина и всю зиму его продавали без налогов по осенним ценам. Как только он закончился в выходные, «Приват» поднял цены на 60 коп. – низкооктановый бензин, на 25 коп. – 95-й, на 20 коп. – 92-й, дизельное топливо подорожало на 30 коп. Вот и весь секрет этой устойчивости украинского производителя - завезти без налогов и торговать. Такой вот эффект стабильности.
С одной стороны есть административное давление, с другой - мировые тенденции. Чего же нам ожидать от рынка в марте? Что будет с посевной кампанией? Как повлияет этот фактор?
Сергей Куюн: С 2005 года, когда были отменены пошлины на импорт нефтепродуктов, мы с вами позабыли, что такое дефицит, посевная, уборочная. Рынок был постоянно переполнен продуктом, а сейчас он «сухой». Из-за государственного регулирования по сути никто не делал запасов, никто не завозил топливо впрок, как это обычно делали.
Если брать в идеале, когда рынок работал спокойно и без влияния внешних факторов, то никакого сезонного фактора на цены не было. Более того, каждую весну мы наблюдали снижение цен на дизельное топливо, потому что его навозили столько, что пытались продать по любой цене. На сегодня мы имеем обратную картину, на что есть объективные причины, потому что нефть заводами будет покупаться по высокой цене, нефтепродукт сюда привозят тоже по высокой цене, так что в этом году неблагоприятная ситуация. Поэтому тут нужно сделать все, чтобы открыть как можно больше возможностей для поставок топлива со всех источников, которые только могут быть. Говорят, что демпингует Беларусь, так прекрасно, покупайте там дизельное топливо, привозите его сюда и давайте селянам. У нас рынок накануне посевной уже сворачивается, запасы в феврале никто не делал, потому что видят, что продаются они без наценки или в убыток. Все работают с колес, а это очень нехорошая тенденция. Балансы снизились, но не так сильно, чтобы паниковать. Еще не поздно эту ситуацию нормализовать и дать доступ топливу на этот рынок.
Цена, установленная министром в пятницу, не будет способствовать наращиванию поставок. Это цена, которая удерживается крупнейшими нефтеперерабатывающими компаниями для получения каких-то преференций в будущем. Вопрос пошлины потихоньку уходит с повестки дня, но я уверен, что будет еще какое-топ предложение по тому, как оградить рынок от поставок из альтернативных источников.
Так дефицит возможен?
Сергей Куюн: Я надеюсь, что нет. Еще можно топливо поставить, но надо принимать решение быстрее.
Александр Сиренко: Опасность в обеспечении сельхозпроизводителей топливом вижу только в снижении производства украинскими заводами. Напомню, ТНК-ВР заявила в январе о том, что если по итогам первого квартала экономика будет отрицательной, они остановят завод. Это не шутка, не политическое заявление, сейчас идут ежедневные расчеты по экономике этого предприятия. Напомню, что Одесский НПЗ стоит с октября прошлого года, Кременечуцкий НПЗ снизит переработку по техническим причинам к концу марта. В итоге к посевной в апреле мы можем прийти только с одним Шебелинским ГПЗ, работающим на пониженных оборотах Кременчугом и вновь мы будем завозить в Украину большие объемы нефтепродуктов. Но не факт, что нам их дадут.
Какая цена будет?
Александр Сиренко: Очень сложно сказать, потому что впервые в пятницу началось регулирование рынка и неизвестно, какие последствия будут, потому что цена украинских производителей на внутреннем рынке Украины формируется, исходя из внешних факторов.
Долго ли нефтеперерабатывающие компании смогут удерживать эти цены? Импортеры будут давить?
Александр Сиренко: Импортеры цену не держать, это видно и сегодня. Насколько долго цену будут держать заводы - как минимум до следующего заседания комиссии, которое состоится вначале следующей недели.
Сергей Куюн: Надо понимать, что это дается путем многомиллионных потерь с одной единственной целью – получить преференции в виде пошлины или еще чего-то. Это все – убыток и достаточно большой. Заводы и при рыночной ситуации говорили об убытках, а сегодня, когда цены регулируют, просто дается аванс, но с тем, что «мы свое наверстаем» за счет потребителя.
Лисичанский НПЗ заработал 67 млн.долл. убытка в прошлом году, а румынский Rompetrol - 193 млн.долл. Ситуация плохая объективно не только в Украине, а везде в мире. Мажейкяйский завод объявил об убытках, Мозырский завод тоже получил только 30 млн. прибыли, для такого завода это считай ноль. Обстановка плохая объективно, а не то, что в Украине создаются такие условия. Мы тут гадаем, что будет, но это чиновники нам должны были сказать не на старте посевной, а еще в феврале, ведь все же знали, что цена будет расти.