Довгого укоротили. Что дальше?

Опальный секретарь начинает свою игру

Пятилетняя деятельность Олеся Довгого на посту секретаря Киевсовета подошла к концу. Александру Попову все-таки удалось сковырнуть «вундеркинда» с должности, правда, осадок оставил тот факт, что Довгому самому пришлось зал просить уволить его. Якобы если не добровольное заявление об отставке, то голосов в зале за сегодняшнее решение просто бы не нашлось. С другой стороны, это показало, что у Попова есть достаточно методов воздействия на ситуацию, в чем после бравады Довгого на предыдущем заседании Киевсовета появились сомнения.

Судьбоносное для Довгого заседание было назначено на 10 утра, но ожидание затянулось – ночные консультации между заинтересованными сторонами по поводу персоны преемника Довгого, похоже, плавно перетекли в утренние. В здание на Крещатике тем временем стекались депутаты, пробегая через оккупированный телекамерами в ожидании главного виновника торжества дверной проход. Владелец «Фуршета» «фронтовик» Игорь Баленко общался в углу с Виталием Кличком, когда к ним подошел «регионал» Василий Горбаль.

«Если ты приходишь, значит, что-то будет сегодня», – расплылся в улыбке Кличко, который и так был прекрасно осведомлен о реальной повестке дня. Горбаль что-то пытался рассказать про уже купленные на первое число билеты, а по лестнице к ним тем временем протиснулся однопартиец Кличко Валерий Карпунцов и тут же сострил: «Можно вас подвинуть? Я – маленький и наглый».

Кличко шутку оценил, ведь в свое время он именно так выразился о Довгом. Хотя сегодня, казалось, особого восторга от его грядущей отставки не испытывал. Всем журналистам Кличко давал достаточно однотипные ответы, что уход Довгого ничего не решает, а необходимо переформатирование Киевсовета и перевыборы мэра: «Секретарь ничего не делает – депутаты же голосуют». Боксера, который вновь вдохновлен открывающимися перед ним мэрскими перспективами и рисуемыми ему рейтингами в отсутствие толковых конкурентов, понять можно.

Другой неудавшийся кандидат в мэры Василий Горбаль уверил «Главком», что его фракция сегодня обязательно проголосует за отставку Довгого, а предыдущее провальное голосование назвал провокацией:

«Это и голосованием-то назвать сложно – ведь Попов не требовал ставить этот вопрос на голосование. Депутаты тогда не разобрались, а многих просто не было в зале». Относительно наследника Довгого, Горбаль заявил, что было бы политически целесообразным увидеть кандидатуру от ПР, но добавил, что этот вопрос решается в КГГА.

На тот момент уже было известно, что круг претендентов сузился до двух рифмующихся друг с другом кандидатур – представителя ПР Владимира Дейнеги и «ГАКовки» Галины Гереги. И если на вечер понедельника более предпочтительной виделась первая кандидатура, то через некоторое время в фавориты выбилась Герега, считающаяся креатурой нардепа-регионала Василия Хмельницкого. Оба претендента – очень не бедные люди, владеющие известными торговыми сетями. Минусами Дайнеги не на диктофон называли личностную неприязнь к нему главы фракции Народной партии Валерия Мошенского, что немаловажно в преддверии формирования нового большинства, и то, что подпись Дайнеги как главы комиссии по вопросам собственности, могла стоять под различными неоднозначными решениями. А новый секретарь, в свете объявленной войны коррупционному наследию предшественников, должен быть кристально чист.

«Сегодня может ничего и не быть, – заговорщически подмигнул «Главкому» Александр Омельченко, который в последнее время зачастил на заседания Киевсовета. – Ведь смотрите, как они долго решают – сначала Дейнека, потом Герега, значит, голосов нет. И это же говорит не в лучшую сторону об авторитете Попова, если он по звонку меняет решения. Если бы Довгий сам не написал заявление, не было бы голосов, значит, он получает какие-то гарантии».

Тем временем пошла информация, что программа минимум – отставка Довгого – должна быть выполнена, а по поводу того, кто займет его место, консультации будут продолжаться весь вторник, и уже на заседании в среду будет назначен новый секретарь. Соответственно, и вся повестка на вторник ужималась, по сути, до одного вопроса.

Спустя час после анонсированного начала заседания Олесь Довгий, наконец, появился в сессионном зале, чтобы устроить «театр одного актера». Он сразу перешел к делу, заявив, что депутаты уже должны быть в курсе «из СМИ», что сегодня будет несколько необычное заседание, и он сделает заявление, которое будет озвучено в самом начале.

«Уважаемые коллеги! – начал Довгий надрывным голосом, выйдя на трибуну, и сделал характерный жест, попытавшись обхватить ее руками. – Я неоднократно думал о том, как сегодня выступить перед вами с этой трибуны. Я знаю, что многие из вас ждут от меня резкого выступления и резкой оценки всего, что в последнее время происходило в горсовете. Но, я считаю, сильный тот, кто может принять решение остановить нарастающий конфликт, а не продолжать его. Я первым делаю этот шаг, я вам всем говорю, что это было мое решение, и я призываю вас всех поддержать его и перевернуть страницу противостояния, чтобы сберечь то лучшее, что было наработано в этом сессионном зале».

Довгий пригрозил, что теперь будет отстаивать свои политические принципы не как председательствующий на заседаниях, а как внефракционный депутат, и пустился в экскурс о приобретенном «позитивном опыте» и превращении горсовета в «площадку для публичной профессиональной дискуссии». Перед глазами встали кадры дискуссий, когда руководство Киевсовета пряталось от депутатов за пуленепробиваемым стеклом. Довгий пообещал поделиться опытом и помочь своему последователю побыстрее войти в курс дел.

Остальное было делом техники – процедурные вопросы были проголосованы депутатами практически единогласно. БЮТ и УДАР, правда, хотели затянуть вопрос обсуждением и требованием рассмотреть вопросы о недоверии городскому голове и внеочередных выборах Киевсовета, но Довгий только кивнул на главу регламентного комитета из «Блока Черновецкого» Виталия Павлика, который все эти поползновения обрубил на корню. В итоге, прошение Довгого об отставке было удовлетворено тайным голосованием по продвинутой технологии – перевернутыми карточками. Причем аккурат перед тем как поставить ключевой вопрос на голосование, Олесь Станиславович выслушал звонок по телефону, после чего глотнул воды и вскочил со стула. «Неужто наверху передумали?» – наверняка промелькнула мысль у многих, но после непродолжительной заминки мечта Александра Попова сбылась. Отставленный Довгий пригласил глав фракций обсудить дальнейшие сценарии развития событий, и заседание было закрыто до двух часов дня среды.

Все прошло без аплодисментов и как-то слишком буднично, поскольку все понимали, что сделано только полдела. Предстоят выборы нового Секретаря и переформатирование большинства. Тот же опальный Довгий, заявив, что выходит сегодня из Блока Черновецкого и начинает работать как внефракционный депутат, явно выразил желание стать еще одним центром притяжения в дезориентированном киевсоветовском болоте.

За эти годы Довгий, наверняка еще лелеющий политические амбиции, успел обзавестись соратниками, которые ему многим обязаны, плюс на него могут ориентироваться осколки других фракций, обиженные новой властью. Наверно, неслучайно фракция «Республика Киев» лишилась сегодня критического для своего существования количества депутатов, организовавших другое карликовое образование «Кияни». Происходящее в Киевсовете также наверняка приведет к тому, что фракция Блока Леонида Черновецкого распадется на несколько частей, как в свое время случилось с БЮТ, и ситуация станет еще более запутанной.

Задача Довгого – получить определенный статус, собрав «по сосенке» и возглавив фракцию, которая может стать самой крупной в Киевсовете. Но сделать это будет непросто, поскольку членство во фракции униженного властью экс-секретаря будет означать для депутатов уход в оппозицию. А к этому многие представители болота просто не готовы.

Конечно, главе КГГА, мэрские планы которого пока выглядят призрачно, рокировку на секретарском посту нужно было производить как можно скорей. После усаживания на кресло Секретаря Киевсовета своего человека – будь-то Гарега или Дейнега – он сможет воплощать проекты, направленные на улучшение собственного имиджа, без лишнего противодействия. Попов уже пообещал в ближайшие недели представить вместе с новым Секретарем стратегию развития Киева, которая «объединит всех киевлян».

Вышедший к журналистам из дверей с табличкой «Музей подарунків» Попов вообще был крайне лаконичен, выразив удовлетворение тем, что Киевсовет поддержал его предложения и пообещал дальнейшее очищение от коррупции. На уточняющий вопрос, что главе КГГА придется в дальнейшем иметь дело с тем же составом горсовета, журналистам ответили двери, за которыми Попов мгновенно скрылся. Ему еще нужно было успеть все подготовить к завтрашнему голосованию.