Кому нужно китайское солнце в степях Украины?

Сегодня речь идет о перспективе...

В середине прошлого десятилетия в мире зафиксировали настоящий бум развития солнечной энергетики, которая отпочковалась от многослойной альтернативной энергетики. При этом история разработок альтернативных источников энергии началась еще в прошлом столетии - после так называемого нефтяного шока 74-го прошлого века, когда впервые был зафиксирован стремительный рост цен на нефть. Ряд кризисов в экономиках стран лидеров капиталистического мира, случившихся после этого подорожания, заставил государства активно инвестировать в альтернативную энергетику.

Вторую волну «альтернативной активности» можно было зафиксировать в 90-х, когда ряд европейских стран стал вводить «зеленые тарифы», «зеленые сертификаты» и многие другие стимулы для производителей альтернативной энергетики. «Третья волна» приходится на 2005-2006 гг., результатом чего стало превышение в 2008 году инвестиций в альтернативные источники энергии над инвестициями в традиционную энергетику. А уже в 2009 году количество вводимых альтернативных мощностей превысило количество традиционных. К началу прошлого года те или иные формы поддержки энергетики из возобновляемых источников применяли более 100 стран мира.

Не стала исключением и Украина. Причиной все более глубокого проникновения бизнеса в это направление энергетики, стал рост цен на нефть и природный газ, когда в августе 2008 г. за баррель нефти давали немыслимые для ума 148 долларов. Конечно, не стоит ожидать, что уже через год-два Украина станет полностью энергонезависимой. Сегодня речь идет о перспективе, и чем раньше это заработает, тем быстрее будет результат. Главное – не наломать дров…

Наступаем на грабли

На сегодняшний день представляется устойчивой тенденция, что кроме роста цен на традиционные энергоресурсы, происходит стремительно снижение стоимости на комплектующие PV-индустрии. Например, на солнечные панели (в стоимости построения солнечных парков они составляют около половины стоимости) цена падает на 10-15% ежегодно. Следовательно, с того же 2008 года стоимость их уменьшилась на 30-45%, т.е. себестоимость построения солнечных парков снижается и делает этот рынок более привлекательным для инвесторов.

Вот почему даже экономический кризис не ударил по проектам в солнечной энергетике. Нефть быстренько вернулась к психологической отметке в 100 дол за баррель, а вслед за ней уже с 2009 года оживились инвесторы солнечной энергии. Госорганы также не стали бюрократизировать процесс продвижения идей возобновляемой энергетики. Нацкомиссия регулирования электроэнергетики еще в 2009 году установила «зеленые тарифы» для производителей энергии с альтернативных источников.

До принятия закона о "зеленом тарифе" срок окупаемости таких проектов мог превышать 15 лет. Не так уж много, мягко говоря, было желающих в Украине вкладывать в такие проекты деньги. Правда, на уровне государства понимание важности развития этой отрасли для будущего страны было еще в 90-х. Но понимания, как это делать эффективно – отсутствовало. Принятая в 97 году государственная комплексная программа строительства ветровых электростанций была профинансирована из госбюджета на 52%, а построено лишь 17% от запланированных мощностей. Это означает, что без частного капитала, который отвечает своими деньгами за результаты любого проекта, реализация подобных проектов сомнительна. Законы рынка не обманешь. Это отлично понимает даже авторитарный Китай, который за последние 5 лет обеспечил более половины всего прироста мировых мощностей альтернативной энергетики.

Так при чем здесь Китай? Еще немного и все станет ясно. Вторым не менее важным для первичного развития, первых этапов жизненного функционирования проектов альтернативной энергетики и следующего за этим привлечения еще большего количества инвесторов (и еще больше денег) является начальная поддержка государства. Украина не стала исключением. И в новом налоговом кодексе установлены налоговые льготы для тех компаний, которые будут завозить оборудование для производства энергии с возобновляемых источников.

Фактически в статье 197 Налогового кодекса Украины четко и ясно прописаны все возможные варианты будущего альтернативной энергетики. Вариант первый: закупить и привезти в Украину оборудование – главное, как всегда, дешевле, – для производства возобновляемой энергии. Вариант второй: закупить оборудование (плюс технологии) для следующего производства оборудования в Украине, которое будет использоваться уже при производстве энергии.

Первый вариант ставит точку на самостоятельности альтернативной энергетики Украины. Во многом наша страна уже прошла через этот путь в начале 90-х. Тогда вместо поддержки собственного производителя и внедрения современных технологий в Украину просто «впихивали» вагонами, например, «сникерсы» и «марсы». Качество продукции – отдельная тема. Вопрос в другом. «Сникерсы»-то делались в других странах, люди получали зарплату в других странах, прибыль получали другие страны. То же самое происходило в самых разных отраслях экономики Украины. Отсюда прозябание отечественного производителя и массовая трудовая иммиграция украинцев в страны Европы. Сказать, что сегодня ситуация изменилась к лучшему – было бы большим комплиментом для всей череды политиков и экономистов начиная с 1991 года и заканчивая 2011 г. И сегодня с альтернативной энергетикой мы можем наступить на те же грабли, что и 20 лет назад.

Солнечная энергия является красочным примером, как, используя с одной стороны государственную поддержку, а с другой прорехи в налоговом кодексе «инвесторы» могут поставить украинскую возобновляемую энергетику в зависимость от зарубежных технологий. Обращать внимание на это нужно именно сейчас, когда «солнечные проекты» только-только стартуют в Украине. К слову, использовать в качестве примера ветряную энергию было бы не показательно, так как «сила ветра» уже завоевала Украину.

«Made in China» или «Зроблено в Україні»?

Рост интереса бизнеса к солнечной энергетики в мире вылился в реализацию глобальных проектов по строительству огромных комплексов (заводов) для производства солнечных батарей. По состоянию на 2010-2011 гг. в ключевых странах (Германия, США, Китай, Испания), которые реализовывают проекты в солнечной энергетике, образовался достаточный ресурс производства батарей. И на начальном этапе развития солнечной энергии в Украине уже формируются «группы интересов», которые готовы продвигать (продавать) батареи производства разных стран.

В Украине на данный момент реализован только один крупный проект с постройки австрийской компанией «Актив Солар» наземной солнечной электростанции мощностью 7,5 МВт в Крыму. В ближайших планы «Актив Солара» входит введение новых мощностей «чистой энергии» уже в этом году. Также готовятся запускать свои проекты еще ряд других европейских инвесторов. Глава Государственного агентства по энергоэффективности Николай Пашкевич подтверждает, что в 2011-м в проекты солнечной энергетики будет инвестировано около 400 млн. евро с тем, чтобы за 2 года достичь мощности 2-2,5 ГВт.

Вместе с тем периодически можно услышать громкие заявления (за последние несколько лет) о создании заводов по производству солнечных батарей в Крыму, Луганской, Закарпатской, Одесской областях. Но пока все так и заканчивается словами…

Учитывая зачастую жадность, экономность и неразборчивость бизнесменов, которые почувствовали привлекательность рынка альтернативной энергетики существует опасность, что они завалят «солнечный рынок» Украины дешевыми батареями с азиатских рынков, в основном с Китая. В последнее время в украинских СМИ то и дело отслеживаются пафосные выступления лоббистов именно такого подхода (например крупная международная корпорация Шарп). Ими критикуются нормы закона, согласно которому доля комплектующих украинского происхождения, поставляемая на «солнечные заводы», с 2012 года должна составлять не менее 30%, а с 2014-го – все 50%. Принимая этот закон, авторы преследовали понятную цель: как можно быстрее создать собственную новую отрасль и начать развитие собственных технологий.

Безусловно, «made in China» уже далеко не того сомнительного качества, что было лет 10-15 назад. Но даже в ряде западных странах уже ввели ограничительные меры на ввоз азиатской продукции (Канада, Испания и другие страны), чтобы стимулировать развитие отечественного производителя.

По итогам прошлого года Китай стал лидером по освоению рынка солнечной энергии и вышел на первое место по производству солнечных батарей. Вообще в сравнении 2009 и 2010 года, то Поднебесная увеличила вложения в альтернативную энергетику на 15 млрд. дол – до 54 млрд. дол. А то, что акцент будет сделан именно на энергии солнца, свидетельствует окончательное решение Китая отказаться от строительства атомных электростанций на 80 гигаватт, и увеличить введение солнечных станций на 20 гигаватт.

Если подойти к делу с калькулятором и сравнить стоимость солнечных батарей, то получиться познавательная математика. Китайская батарея производительностью 100 ват обойдется в 250 евро. Батарея на 100 ват, но произведена в Германии, будет стоить на 60% дороже – 400 евро.

Но проблема даже не в Китае и не в дешевизне его батарей (весь мир завален дешевым китайским товаром), а в том, что китайские поставщики не нацелены на передачу в Украину технологий для производства таких батарей. Не будем питать иллюзий и к Германии или США. Они, как и китайцы, не будут передавать нам технологии, а с радостью продадут только готовую продукцию. Таким образом, как в начале 90-х Украина будет без современных технологий, а украинцы останутся без потенциальной работы. Есть и другой вариант: что мешает китайским инвесторам приходить и строить заводы в Украине? Тогда и рабочие места будут создаваться, и технологии приживаться, а нормы законов будут распространяться и на эти предприятия. Только строить заводы они почему-то не очень спешат…