Депутаты займутся домогательствами
Сексизм хотят поставить вне закона
«Эх, если б наш так мог», – смеялось большинство украинских (да и не только) граждан в разгар знаменитого «моникагейта», искренне сочувствуя бедолаге Клинтону, попавшегося в сети расчетливой стажерки. Точно так же вне понимания для многих украинцев находится совсем свежий скандал с главой МВФ Домиником Стросс-Каном, который подозревается в домогательствах к отельной горничной. Но в будущем отношение к подобным вещам в Украине могут изменить.
Буквально за пару дней до того, как глава МВФ влип в историю, о которой судачит весь мир, в украинском парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения равных прав и возможностей
женщин и мужчин в сфере труда)». Двое из трех авторов проекта (Ярослав Сухой и Владимир Марущенко, третий – «бютовец» Олег Шевчук) представляют парламентское большинство, поэтому можно предположить, что у него есть шансы получить необходимое количество голосов.
В проекте предполагается дополнить существующий закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» – ввести термин «сексизм» и расширить понятия «дискриминация» и «сексуальное домогательство». А в законах о местном самоуправлении и государственной службе упомянуть принципы гендерного равенства. В частности, Кабмин и органы местного самоуправления должны будут после принятия законопроекта комплектоваться с соблюдением этих самых принципов. Но если в данном случае механизм соблюдения гендерного баланса толком не прописан, то вот о формировании выборных списков сказано предельно четко – в каждой пятерке кандидатов в депутаты должно быть не меньше 2 лиц одного пола.
Ныне действующий закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» действует с 2005-го года и, по мнению многих экспертов и общественных активистов, явно не способен обеспечивать такие права и возможности. Сами авторы изменений аргументируют свою инициативу необходимостью выполнения международных обязательств Украины и европейских конвенций о борьбе с домашним насилием и ликвидации дискриминации женщин, а также резолюции ПАСЕ о борьбе с сексистскими стереотипами в медиа.
В пояснительной записке авторы законопроекта приводят неутешительные цифры участия украинских женщин в политической жизни страны (за все время независимости доля женщин в парламенте не превышала 8 %) и уверяют, что временное введение гендерных квот укрепит систему госуправления, позитивно скажется на экономическом росте и «позволит работающим гармонизировать профессиональную и семейную жизнь». Снимут искусственные ограничения, надо понимать, тогда, когда доля женщин в госуправлении достигнет запланированных «ооновскими» Целями Развития Тысячелетия-2015 30 %.
Помимо этого, в законодательстве появляется термин «сексизм» («один из видов дискриминации по признаку пола, выраженный в распространении идей, основанных на утверждении о неполноценности, предпочтения одного пола над другим, способствуют формированию в обществе представления о традиционных ролях женщины и мужчины, подстрекают к гендерной ненависти или насилию и оговору лица или группы лиц по признаку пола»), а также иначе расписан угрожающий термин «сексуальное домогательство». Если ранее его описание было достаточно куцым, то теперь расширилось до «любых нежелательных, сексуально мотивированных, вербальных или не вербальных действий или высказываний сексуально-ориентированных замечаний другому лицу, целью или следствием которых является нарушение достоинства этого лица и создание ситуации запугивания, враждебности, унижения или оскорбительной среды; обещание награды, в области образования или занятости, за удовольствие сексуально-ориентированного предложения; обещание угроз или угрозы за отказ в удовлетворении сексуально-ориентированного предложения; принуждение к участию в действиях сексуального характера».
По словам главы подкомитета по гендерной политике «бютовки» Елены Бондаренко, такие мудреные формулировки принадлежат не столько формальным авторам законопроекта, сколько целой группе, состоявшей из различных экспертов и представителей общественных организаций, которая работала над этими изменениями с 2008-го года. Причем «кучковалась» она вокруг почившего ныне в бозе Министерства семьи, молодежи и спорта.
«Честно говоря, выглядит странным, что парламентское большинство собирается принять введение гендерного квотирования при формировании списков, – говорит Бондаренко. – Мы с Николаем Томенко уже дважды вносили законопроекты аналогичного характера и проваливало их с треском именно парламентское большинство. С другой стороны, на прошлой неделе мы провели подкомитетские слушания, на которых были около 60 участников и участниц, присутствовали представители правительства, обмундсмена, общественных организаций, где было признано, что ситуация с правами человека в Украине катастрофическая. И участники слушаний высказали предложение обратиться в ПАСЕ, чтобы в число вопросов, по которым Украина пребывает под мониторингом Совета Европы, включить права женщин. Может быть, таким образом мы подтолкнули власть к внесению этого законопроекта?»
Один из авторов предлагаемых изменений – глава международного женского правозащитного центра «Ла Страда Украина» Екатерина Левченко – в свое время подавала иск против Николая Азарова за его легендарное высказывание «Не женское дело проводить реформы». Сейчас она признает, что существующее законодательство просто не позволяет ей засудить премьера. И возлагает надежды на расширение в законопроекте понятие «дискриминация»:
«Суд отказал мне, поскольку дискриминация у нас определяется как действие или бездеятельность. А слова к этому не относятся. Если же мы посмотрим на конвенцию ООН про ликвидацию всех форм дискриминации относительно женщин, то там дискриминация не определяется через действия, а означает просто любое разделение. Таким образом, мы приводим национальное законодательство в соответствие к международному.
Что касается сексуальных домогательств, то нынешнем законе это определение касается только тех лиц, которые пребывают в состоянии материальной зависимости, а на самом деле оно более широко – не только в контексте «босс – подчиненная». Причем обвинять можно и юридических лиц – за создание неблагоприятной атмосферы на работе. Знаете, как бывает, когда женщине говорят – ты глупая, ты блондинка, ты не в той юбке… За это должен отвечать работодатель».
Левченко сетует, что на сегодня в Украине есть только одно дело, касающиеся сексуальных домогательств, но оно практически развалено в суде. Она объясняет это тем, что в нашем обществе женщина часто не верит в продуктивность обращений в суд и не уверена, что в случае такого обращения не станет объектом насмешек и обструкции.
Но вписать в закон пункт о домогательствах будет мало – ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях никакой особой ответственности за домогательства не предусмотрено. Хотя по 154 ст. Уголовного кодекса факт харрасмента наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимумов или арестом на срок до 6 месяцев, но юристы склоняются к тому, что доказать такой факт в Украине практически нереально.
«По домогательству нужно поменять целый ряд законов, – считает лидер движения FEMEN Анна Гуцол. – Например, прописать международные нормы в системе доказательств, когда женщина не обязана доказывать, что ее домогались. И то, что она ходила в короткой юбке, ничего не значит. А у нас – наоборот: женщина, а не мужчина должна собрать всю доказательную базу.
Но как раз нормы о сексизме и домогательстве в законопроекте, думаю, оставят, поскольку они не касаются власти и ее распределения. Напомню, что старый закон о гендерном равенстве приняли только тогда, когда убрали оттуда норму гендерного квотирования списков. И учитывая сегодняшнюю ситуацию, думаю, эти положения в нашей патриархальной системе все равно не примут. При первом же чтении эти нормы будут исключены».
Беглый опрос депутатов-мужчин из фракций большинства показал, что к допущению женщин к управлению страной они, конечно же, всеми руками «за», но с оговорками.
Глава профильного комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений «литвиновец» Олег Зарубинский сказал, что законопроект еще не видел, а со слов комментировать его не готов: «Журналистов я уважаю, но не доверяю». Зато его коллеги из других фракций оказались более доверчивыми и разговорчивыми.
«Получается, что установкой этих квот мы женщин как бы унижаем в интеллектуальном плане – они, значит, безграмотные и интеллектуально ущербные, никудышные организаторы и по умственному потенциалу слабее мужчин, – делает оригинальный вывод регионал Михаил Чечетов. – Мы же не соревнуемся, кто выпьет и поднимет больше – понятно, что тут мужчина физически сильнее. Но в умственном потенциале женщина не глупее. У нас была Маргарет Тетчер, и не скажу, что Черчилль был сильнее ее. Или возьмите Ющенко и Тимошенко – и спросите у людей, кто из них сильнее в интеллектуальном или организаторском плане? Думаю, ответ будет однозначен. Не надо женщин унижать – они у нас самые умные, красивые и талантливые, и многие из них утрут мужчинам нос в интеллектуальном плане! А что касается домогательств и насилия, то, конечно, честь и достоинство женщин надо защищать законодательно, потому что женщина физически слабее мужчины».
Коммунист Александр Голуб хвастается, что его фракция может показать пример по процентному соотношению находящихся в ней женщин, но говорит, что гендерные подходы должны эволюционно вписаться в «действующие политические традиции»:
«К этим нормам мы должны прийти на протяжении какого-то времени. Каждая из политических партий, выдвигая кого-либо на должность или выдвигая кандидатов в списки, прежде всего, исходит не из гендерных вопросов, а из определенных уставных норм – когда руководитель не занят размышлениями, сколько ему женщин и мужчин записать. Те же низшие организации выдвигают представителя, исходя из политических качеств, а не из гендерных. Механически решить вопрос так, как предлагается, просто невозможно».
Да и даже многие женщины-депутаты не в восторге от такой законодательной помощи и возможного появления конкуренток. Например, Катерина Лукьянова из НУНС выступает против увеличения женщин в парламенте, фактически повторяя высказывания Николая Азарова, что это – «не женская работа».
Так что обсуждение нюансов законопроекта может привести к тому, что на выходе мы получим совсем другой документ. С учетом всех украинских традиций.