Росія починає торгові війни?
Україні не радять відповідати радикальними діями на погрози про обмеження на експорт нашої продукції до країн Митного союзу.
Україні не радять відповідати радикальними діями на погрози про обмеження на експорт нашої продукції до країн Митного союзу. Хоча Київ міг би «ускладнити» життя росіянам, яким треба узгодити з нами позиції по вступу до ВТО. Експерти переконані, що подібними заявами Росія лише намагається тиснути на Україну напередодні переговорів прем’єрів та президентів двох країн. До того ж огляду на президентські вибори в Росії, «торгові війни» і з іншими країнами все частіше будуть використовуватися як піар-майданчик для Путіна та Медведєва, які нібито захищають національні інтереси. Але і російському, і українському бізнесу не вигідні будь-які обмеження, тож він про лобіює свої інтереси. Тож збитки від цього якщо і можливі, то лише в короткостроковій перспективі. Україна для Росії не менш важливий партнер, як і Росія для України.
Про це в прес-центрі «Главкому» говорили експерт із зовнішньоекономічної діяльності, член-кореспондент НАН України, член Робочої групи з підготовки рекомендацій стосовно збільшення переваг та мінімізації негативних наслідків створення зони вільної торгівлі з ЄС для економіки України Володимир Сіденко та виконавчий директор Міжнародного Фонду Блейзера Олег Устенко.
Олег Устенко: «Мы не можем стать членом Таможенного союза, такое быстрое вступление просто невозможно»
Эту проблему надо рассматривать с нескольких аспектов: в контексте членства Украины в ВТО и международной интеграции Украины (Европейский Союз, Таможенный союз, возможные объединения со странами Азии). Что касается ограничительных мер, предпринятых Таможенным союзом, то у нас нет четкой информации. Насколько мы понимаем, сейчас они относятся к трубам небольшого диаметра, что является достаточно весомым экспортным товаром для Украины, но отнюдь не самым важным. Для нас более чувствительная группа товаров, которая касается украино-российских отношений и стран Таможенного союза, - это трубы большого диаметра, о них пока речь не идет.
Здесь затрагиваются вопросы, связанные со стекловолокном. С продукцией химической промышленности мы достаточно конкурентоспособны на рынке Российской Федерации, так что это может быть чувствительная группа товаров. Что касается столовых приборов, на которые наложены ограничения, то это не такой серьезный вид товара, из-за которого может пострадать украинский экспорт.
Что касается глобального контекста, то действительно ситуация в Украине, особенно относительно нашей внешней торговли, достаточно быстро менялась на протяжении последних 12 месяцев. Вчера была обнародована новая статистика Госкомстата, которая показывает, что торговый дисбаланс увеличивается. Было незначительное падение темпов роста экспорта, вместе с тем наблюдались определенные изменения и в импорте – он уменьшался. То есть, теоретически, вопросы, связанные с такого рода ограничениями могут быть негативными для Украины, потому что сжимают возможности для нашего экспорта. В краткосрочной перспективе меры, которые предприняты Таможенным союзом, являются достаточно болезненными, учитывая хотя бы то, что они могут продолжаться.
Этот процесс также можно рассматривать с точки зрения того, что на Украину оказывается определенное давление. Мы помним визит премьера Путина в Украину, когда говорилось о необходимости немедленного подписания соглашения о вхождении Украины в Таможенный союз. Помним и пресс-конференцию г-на Путина по поводу того, что Таможенный союз будет смотреться не так органично без Украины. Но мы также помним Послание Президента Януковича Верховной Раде, в котором он заявил очень четко по поводу европейского выбора Украины. Более того, г-н недавно Клюев вернулся из Брюсселя, где, похоже, у него были достаточно успешные переговоры о возможности подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. И в этом контексте предпринятые Таможенным союзом шаги стали еще одним подтверждением того, что они являются возможным рычагом давления на украинскую сторону.
Не забывайте, что это все будет только в краткосрочной перспективе, потому что члены Таможенного союза ведут переговоры о вступлении в ВТО. Так или иначе, но Российская Федерация должна будет согласовывать свою позицию по ВТО с Украиной. И у Украины будет большое количество вопросов, связанных со взаимодействием либо отдельно с Россией, либо можно будет пытаться разрешить подобного рода проблемы вообще в целом с членами Таможенного союза.
Ситуация развивается не очень хорошо, но не является критической. Скорее, здесь есть большое поле для переговоров. Мы не видим какой-то особенной проблемы в том, что слишком сильно пострадает украинская экономика от этих ограничений. Да, она пострадает, но не так сильно, как это пытаются сейчас представить некоторые политики.
Володимир Сіденко: «Найближчі місяці очікувати якогось лібералізму від Росії щодо всіх абсолютно країн світу не доводиться»
Хотів би відзначити три моменти. По-перше, цей крок має безумовно яскраве політичне забарвлення. Він не є несподіваним, бо ще місяць тому прем’єр Путін заявив, що якщо Україна обере шлях укладення Угоди про зону вільної торгівлі з ЄС на тих умовах, які не влаштовують Росію, то можуть бути запроваджені додаткові обмеження. Тоді він конкретно назвав, що вони, наприклад, можуть торкатися обмеження експорту української трубної продукції. Тому зараз маємо просто реалізацію цього попередження.
По-друге, тоді в часі це співпало з проведенням в Україні парламентських слухань та ухваленням вслід за цим постанови Верховної Ради, яка однозначно політично віддала перевагу курсу на євроінтеграцію. Хоч там і немає прямої відмови від Митного союзу, скоріше, це питання компетенції Президента, але офіційна постанова ВР є документом, який передрікає вирішення цього питання. Це є першою реакцією на такий крок. Незважаючи на це, більше 10 днів чекали на обнародування детальної інформації, але її більше зсувають до початку переговорів у Москві між прем’єрами двох країн 7 червня, за якими прослідують відповідні перемовини двох президентів. Це виглядає як фактичне попередження перед цими переговорами. Тобто, тут є безумовне політичне забарвлення.
Чи є тут яскраво виражений дискримінаційний підхід з точки зору торгівельних питань? Відповісти не так просто. Ми бачимо, що і відносно інших країн сьогодні вживаються досить жорсткі заходи. Є інформація, що Росія заборонила весь експорт овочевої продукції з Європейського Союзу, не чекаючи якихось розслідувань. Тобто, це характеризує зараз таку лінію, яка взяла гору в російській торгівельній політиці. Думаю, чималою мірою воно пов’язано з тим, що наближаються вибори в РФ, де основні політичні сили будуть демонструвати свій патріотизм та намагання жорстко захищати національні інтереси. Думаю, що на найближчі місяці очікувати якогось лібералізму від Росії щодо всіх абсолютно країн світу не доводиться.
До будь-якого виду продукції в Україні можна пред’явити подібні претензії, тому що зарплати занижені, витрати на охорону навколишнього середовища в металургійному секторі не відшкодовуються повною мірою і це певним чином занижує ціну пропозиції. Тому якщо є велике бажання довести, що це демпінг, є певні підстави для таких маніпуляцій. Хоча я думаю, що головні причини цього процесу – політичні.
По-третє, чи є це остаточний крок? Думаю, це попередження, в Росії є інші кроки, вони залежать від того, чи будуть якісь позитивні чи негативні для трактування Росії подальші дії України. Перед Україною є сьогодні вибір: або відповісти адекватними діями, що було б, на мій погляд, кардинальною помилкою, тому це означало б увійти у виконання російського сценарію подій. Не маючи серйозних ресурсів, ми можемо зазнати поразки в торгівельній війні і отримати щось подібне до газових конфліктів, тобто таку угоду, яка потім шкодитиме нашим національним інтересам. Або ж запропонувати якісь позиції, які б зацікавили певні впливові кола в Росії, і були спрямовані на те, щоб нейтралізувати ці намагання загострювати торговельно-економічні відносини.
Думаю, якщо будуть знайдені відповідні позитивні пропозиції, зокрема, з української сторони, це могло б зупинити небезпечну тенденцію до зміни клімату в російсько-українських відносинах. Перевести їх у більш конструктивне русло, навіть незважаючи на те, що Росія буде незадоволена загалом форматом вирішення питання щодо переваги України в напрямі ЄС.
Які саме можуть бути ці пропозиції від України?
Володимир Сіденко: Насамперед, це пропозиції кооперації в певних секторах, де є спільні інтереси. Спільна модернізація певних галузей в тому ж авіапромі чи суднобудуванні. Думаю, що тут є певні можливості, хоча вони не такі прості, як здається, тому що коли йдеться про кооперацію, то загальна позиція у росіян – отримати повний контроль. Тут питання йде про вміння вести переговори та запропонувати такі умови, які б не позбавляли Україну можливості бути рівноправним партнером, а з іншого боку – були цікавими росіянам.
Щодо енергоносіїв, то експерти вже звертають увагу на те, що в 2014 році в середині Росії все одно будуть запроваджені ринкові ціни на газ, тож погоджуючись сьогодні на зменшення цін, Україна може потрапити в пастку Митного союзу вже за кілька років, платячи по європейським міркам?
Володимир Сіденко: Це абсолютно реальна перспектива. Я розмовляв із серйозними російськими фахівцями і вони кажуть, що в принципі сьогодні знижена російська ціна на газ є штучною. Вона ґрунтується на тому, що неповною мірою враховуються витрати на соціальну інфраструктуру у місцях видобування, на екологію і т.д. Якби враховувались ці витрати, то ніякої пільгової ціни в Росії і на внутрішньому ринку не існувало. Тим більше, що поклади природного газу та нафти вичерпуються в Західному Сибіру, хоча йде переміщення у Східний Сибір, там потрібні значні витрати на інфраструктуру та облаштування цих територій, на транспортування, бо йдеться про нові тисячі кілометрів. Звичайно, що ці витрати мають бути якимось чином відшкодовані. Крім того, до розробки деяких покладів залучаються західні транснаціональні компанії, які не будуть працювати на умовах якихось особливих цін, що вміщуватимуть дотації певних груп споживачів. Вони орієнтуються на ринкові світові ціни.
Це абсолютно реальна перспектива, і враховувати в наших планах збереження на тривалий період якихось пільгових режимів, доступ до російських енергоносіїв – не нереально.
Олег Устенко: Очевидно, что это все краткосрочная мера. Более того, она не играет позитивной роли для Украины. С точки зрения стратегических интересов Украины, для нас было бы выгодно перейти на ту систему ценообразования, которая используется в мире, скажем, за вычетом стоимости транзита газа, который идет потом через территорию Украины. Это бы стимулировало развитие энергосберегающих отраслей, и вообще развитие энергосбережения в экономике и т.д. Не забывайте, что энергозатратность украинской экономики одна из самых больших в мире, она гораздо выше, чем средние показатели по СНГ. Низкая цена на газ фактически консервирует проблемы. Но при любом раскладе, очевидно, что Таможенный союз перейдет на мировые цены и рыночный механизм их установления.
Проблема украинской ситуации состоит в том, что мы находимся между двух важных лагерей. С одной стороны, Европейский Союз, с другой – Российская Федерация и Таможенный Союз. Для нас одинаково важна торговля и с точки зрения Таможенного Союза, и с точки зрения Европейского Союза. Европейский Союз – это 25% нашего экспорта, СНГ – порядка 35%.
Мы экспортируем туда продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая дает возможность лучше себя чувствовать украинскому бизнесу. Доля Российской Федерации в общем товарообороте Украины - 31,7%. Мы очень чувствительны, но они тоже чувствительны к нашему экспорту.
Общая сума нашего товарооборота с Россией за 2010 год составила 37 миллиардов долларов. Более того, в январе 2011 года Украина переместилась на третье место в товарообороте с Российской Федерацией, до этого мы были пятым торговый партнером России (Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Украина). Мы для них колоссально важный торговый партер, равно, как и они для нас.
Украина - важное место, куда Российская Федерация вкладывает свои прямые иностранные инвестиции. Политики пытаются ставить какие-то ограничения по торговле, но прагматичный бизнес лоббирует свои интересы не только в Украине, Нидерландах или Штатах, а и в Российской Федерации. Не в интересах бизнеса иметь подобного рода ограничения. Поэтому говорить, что это ограничение установлено на колоссально длительный период времени, не приходится.
Одно из ограничений, которое было введено 19 мая, касается крепежей для машиностроительной продукции. Один из наших важнейших товаров, которые мы продаем в Российскую Федерацию, - это машиностроительная продукция. Она в основном продается в Россию и СНГ, мы не конкурентоспособны с ней на европейских рынках. А теперь представьте, вы продали машиностроительную продукцию, но не разрешаете продавать крепежи к ней. А что делать тем, кто ее купил? Как можно обслуживать станки, которые уже были закуплены и на которые нет дополнительных деталей? Здесь пытаются вводить политические ограничения для того, чтобы создать давление и для украинского, и для российского бизнеса. Это не сможет быть в долгосрочной или даже в среднесрочной перспективе, но это действительно карта, которая может заставлять принимать решения в краткосрочном периоде времени.
Мы помним «сырные войны», «конфетные войны» Белоруссии и Украины, «автомобильные войны» Штатов и Японии, «винные войны», войны с минеральной водой Грузии и России. У всех есть опыт таких войн, но подобного рода торговые войны – это прошлый век. Есть валютные войны – гораздо более высокий уровень торговой войны, когда вы можете давить на экспорт или задавливать импорт. Какой смысл вводить ограничения на отдельный вид продукции, когда можно играть с валютными курсами? Есть несколько центров тяжести, и Россия не самый основной игрок. Более важные игроки в мировом плане - Китай, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Япония и Бразилия. Россия не мелкий игрок, но и не такой крупный, который влияет на такого плана ситуацию в мире.
Подобного рода ограничения кажутся немного странными, тем более, что они сработают только в краткосрочной перспективе. Бизнес против них, и он будет лоббировать свои интересы, тогда от таких ограничений придется отказаться. Но потери для обычных налогоплательщиков и в Российской Федерации, и в Украине будут достаточно большими.
Господин Устенко, вы говорили, что этот демарш – краткосрочная перспектива. Что нас ожидает в долгосрочной? Означает ли это, что будет приостановлен экспорт по некоторым отраслям?
Олег Устенко: Думаю, первое, что будет сделано, это поднятие импортных пошлин. У них есть логическое объяснение, которое состоит в том, что они пытаются в рамках Таможенного союза синхронизировать тарифы, которые у них есть по разным странам. Сложность ситуации у них состоит в том, что нужно синхронизировать тарифы между собой, но каждый из них идет в ВТО, и каждая отдельная страна пытается согласовывать свои тарифы с кем-то другим. У них будет ограниченная возможность игры на их поле, им надо вести общую политику переговоров. Не секрет, что основным переговорщиком выступит Российская Федерация, потому что основная доля ВВП Таможенного союза - в России. Это не будет устраивать политические интересы ни Казахстана, ни Белоруссии, потому что это разные экономики. Сейчас они должны будут обговаривать тарифы отдельно с каждой страной-членом ВТО, что буде усложнено.
Теперь они пытаются синхронизировать тарифы с собой, пытаясь разговаривать и с Украиной по этому поводу. У нас колоссальное отличие тарифов, что является одним из аргументов, почему мы никогда не можем стать членом Таможенного союза. Во-первых, мы являемся членом ВТО, у нас есть согласованные позиции по тарифам со всеми ее членами. Во-вторых, мы пытаемся подписать соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом, и снижать наши тарифные ограничения в отношениях с ЕС (равно, как и они пытаются это сделать). В Таможенном союзе тариф на автомобили – 30% от стоимости товара, у нас – 5-10%, на медицинское оборудование у нас 0%, у них – 10%, на золото у нас 2-5%, у них - 20%. Теоретически синхронизировать тарифы возможно, но это дело не одного года. Это является аргументом того, что мы не можем стать членом Таможенного союза, такое быстрое вступление просто невозможно.
Будут ли учащаться такие экономические санкции в отношении Украины в преддверии президентских выборов в России?
Олег Устенко: Бизнес Российской Федерации должен определиться, кого он будет поддерживать на выборах. Так или иначе, бизнесу и налогоплательщикам надо давать какие-то обещания, и Россия не исключение в этом плане. Я думаю, поэтому в Российской Федерации победит прагматичная позиция. Прагматичность ее состоит в том, что подобного рода торговые ограничения невыгодны никому, а особенно бизнесу.
Владимир Сиденко: Мы не можем точно предсказать, каковы будут возможные потери, потому что всегда существует возможность кумулятивного эффекта тех или иных мер. Например, кто думал, что в 2008 году банкротство «Lehman Brothers» вызовет такие последствия? Основа была, но в определенных условиях такие механизмы могут играть на умножение эффекта.
Россияне это прекрасно понимают, потому что все это происходит на фоне существенного повышения цен на газ. То есть, это двойной удар по нашей металлургической промышленности. С одной стороны, растут издержки, с другой – сокращаются рынки сбыта. И может сложиться так, что все производство в целом станет нерентабельным. Дальше кумулятивный эффект идет на бюджет, потому что предприятия являются крупными налогоплательщиками, а там и без этого перегруженность внешними долгами. Таким образом, образуется цепочка негативных последствий. Потому эта мера не такая безобидная. Может быть заложен и такой сценарий, что в какой-то мере это обесценит какие-то активы и заставит их продавать для решения своих проблем. А россияне будут иметь громадные ресурсы, и скупать это по выгодным для них ценам.