Как прокатили Фирташа
Бизнесмену не удается избавиться от государства
Попытка Дмитрия Фирташа провести через раду проект, который даст ему возможность еще больше расширить свой контроль над титановой отраслью, пока что потерпела неудачу. Причем похоронена была, в том числе, руками регионалов, которые практически не скрывают, что бизнесмен – их человек.
Законопроект о внесении изменений в закон «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (относительно исключения из списков отдельных предприятий), был зарегистрирован 10 июня депутатом-регионалом Юрием Каракаем, в очень короткие сроки получил позитивное заключение Главного научного-экспертного управления и вчера был предложен сессионному залу на рассмотрение. В проекте предлагалось вывести из списка объектов, не подлежащих приватизации, несколько предприятий, в числе которых – Крымское ПО «Титан», Иршанский ГОК, Вольногорский ГМК и Запорожский ТМК.
50 % минус 1 акция «Титана» принадлежит Group DF Дмитрия Фирташа, остальные – государству. В свою очередь «Титан» арендует у государства Иршанский и Вольногорский комбинаты. Вполне очевидно, кто больше всего заинтересован в приватизации этих объектов, тем более что с арендой комбинатов у Фирташа ранее возникали проблемы. Пусть были они во времена правительства Тимошенко, но и при, казалось бы, дружественной власти бизнесмена наверняка нервирует пристальное внимание к титановым активам со стороны правтельства. Тем более, при наполеоновских планах Фирташа консолидировать у себя всю титановую промышленность.
Но планы придется чуть отложить. Провал законопроекта, приоткрывающего Group DF путь к окончательному прибиранию вышеупомянутых предприятий к своим рукам, связывают как раз с происками первого вице-премьера. За внесение проекта в повестку дня проголосовали всего 198 депутатов – регионалы, «литвиновцы», пара внефракционных (Буряк, Васадзе), депутаты «Единого центра» и Влад Каськив, который никак не определится со сложением мандата. Коммунисты предсказуемо не нажали ни одной кнопки «за», но привычных уже «страховочных» голосов тоже не оказалось – и 20 «рыбаковцев», и многие лояльные власти осколки НУНС голосование проигнорировали. Самое интересное, что не дали свои голоса и 20 депутатов из Партии регионов, проявивших редкое неединодушие с однопартийцами.
Беглого взгляда на список непроголосовавших из ПР достаточно, чтобы увидеть среди них большое количество неофитов (Бут, Глусь, Зубов, Полунеев, Сигал, Фельдман, Яценко). По признаниям регионалов, посильную помощь Клюев оказывал и группе-фракции «Реформы ради будущего», также проигнорировавшей голосование. Впрочем, другие источники говорят, что «Реформы» были созданы стараниями Сергея Левочкина, и тогда вообще странно получается: это что же делается? Сергей Владимирович с господином Фрташем больше не друзья?
«Не договорились о деньгах», – шутили оппозиционеры.
Автор проекта – депутат Каракай – не относится к числу публичных и разговорчивых представителей ПР, и добиться от него ответа, почему однопартийцы не оценили его предложение, оказалось затруднительно.
«Это надо у депутатов спросить», – разочарованно махнул он рукой и ретировался.
Спросили у депутатов. Юрий Бут сказал, что не помнит ничего такого, Юрий Полунеев – что в момент голосования отлучился на секунду из зала (как будто это мешает результативным голосованиям). Валерий Бондик был более пространен, но также загадочен в своем объяснении: «Если я скажу, что не голосовал, потому что не успел, вы не поверите. Никаких принципиальных соображений у меня тоже не было. Просто было определенное обращение Крымской партийной организации, которое находится у меня на рассмотрении, – поэтому я пока не голосовал».
Содержание обращения Бондик озвучить отказался, поскольку оно служебное, и пообещал установить, правомерно ли оно написано.
Глава фракции Александр Ефремов, хоть и голосовал за проект Каракая, но слышать о нем ничего не хотел: «Без понятия, почему он не прошел. Меня этот вопрос не интересует и фракцию тоже. Это была личная инициатива депутата».
Пришлось обратиться к человеку, который, казалось, должен знать о внутренней кухне в Партии регионов, все – Михаилу Чечетову.
«Думаю, не проголосовали из-за недостатка информации – в названии проекта ведь не было сказано о том, какие именно предприятия приватизируются, – сразу прояснил ситуацию Чечетов. – Это мы с вами знаем, что там за объекты были. А вы думаете, депутаты читают проекты, которые им дают по пачке в день? Читают единицы! Поэтому когда серьезные законы принимаются, нужно депутату в ухо раз пять сказать».
Тут, конечно, хотелось добавить, что сам Чечетов предпочитает оральному несколько иной метод контакта с депутатским корпусом, но оказалось, что имел в виду он вовсе не свою фракцию:
«Фракция Партии регионов как раз приняла решение голосовать, кто-то, может, просто вышел. Но принципиально не голосовали другие фракции, которые не разобрались. Автор законопроекта просто в недостаточной мере их проинформировал».
На фоне пошлых намеков оппозиции о материальном стимулировании, фраза «в недостаточной мере проинформировал» прозвучала особо пикантно. Правда, нардеп из «Реформ ради будущего» Александр Бобылев уверил «Главком», что с информацией все было нормально:
«У нас на фракции все всегда обсуждаются. Часть наших депутатов – это в прошлом очень серьезные промышленники. Выступают специалисты, эксперты, которые говорят, – вопрос не несет никакой технической идеи, ничего финансового, что было бы выгодно для этого предприятия. Мы очень доверяем нашим экспертам, поэтому и не голосовали».
А живым подтверждением слов Чечетова о том, что депутаты не в курсе, за что голосуют их карточки, стали нардепы из спикерской фракции, которая поддержала внесение проекта в повестку дня в полном составе.
Пострадавший недавно при пожаре в гостинице «Украина» Сергей Гриневецкий бросил: «Меня не было, я был на комиссии по помилованию. И очень многих помиловал, кстати!» Отсутствовал во время голосования и Валерий Баранов, который также не смог объяснить, почему его фракция считает, что «Титан» обязательно нужно продать.
В любом случае, в следующий раз Дмитрию Фирташу и помогающим ему парламентариям придется провести более плотную работу с депутатским корпусом. А если точнее – с теми людьми, под контролем которых находятся мелкооптовые запасы карточек для голосования. Или же подключать более тяжелую артиллерию.