Оппозиция множится делением
Реален ли раздел округов между кандидатами?
Хотя до парламентских выборов еще год с лишним, в оппозиционной среде не прекращается шевеление относительно очередного объединения усилий против «антинародной власти». Учитывая, что власть своими манипуляциями с избирательным законодательством, похоже, сделает все, чтобы максимально упростить себе жизнь за счет остальных, особых вариантов у оппозиции не остается. Об этом, впрочем, говорили и раньше, но все без особого толку.
Недавно эту благодатную тему поднял Арсений Яценюк, заявивший, что если оппозиция не объединит усилия перед выборами, то после них окажется в парламентской резервации. И это еще те, кому повезет. Вспомнил Яценюк и о такой форме сотрудничества оппозиции как выставление единого кандидата по мажоритарному округу. Такое единство, мол, не даст распорошить голоса и выехать на оппозиционном горбу кандидату от власти. Причем стоит учесть, что потенциально провластные кандидаты без конкретной привязки к Партии регионов будут во время кампании всячески отгораживаться от не очень популярной нынче власти, окончательно запутывая избирателей. Чтобы, пройдя в парламент, спокойно слиться с ней до следующих выборов. На благо страны и реформ.
С этой точки зрения, конечно, презентация единого кандидата от оппозиции существенно облегчит избирателю задачу. Подобные механизмы, например, были опробованы на парламентских выборах 2002-го года, проходивших по той же смешанной системе, которую планируется внедрить в 2012-м. Тогда «Наша Украина» и БЮТ поделили мажоритарные округа, но ситуация, прямо скажем, отличалась от нынешней. «Наша Украина» в те времена была явным гегемоном на демократическом поле, и особых трений с БЮТ в процессе такого разделения территорий не было. То ли дело сейчас, когда фракция НУНС разбита на массу частей, суммарный рейтинг входящих в нее партий (если не считать человека-партию Арсения Яценюка) находится в пределах статистической погрешности, и чуть ли не каждый ее депутат видит своим единственным шансом попасть в парламент лишь мажоритарку. Добавим в эту компанию «Фронт змин» Яценюка, набирающую обороты «Свободу», не попадающих в тесноватый список «Батькивщины» представителей БЮТ – и увидим, что по-доброму поделить на такое тучу народа весьма ограниченное количество пока не нарезанных мажоритарных округов малореально. К тому же, вряд ли кому-то из оппозиционеров улыбнется делегирование на Юго-Восток, где самим регионалам места мало. Фокус бютовца Сина, который смог стать мэром Запорожья, воспользовавшись раздраем среди местных региональных элит, вряд ли удастся повторить в массовом порядке.
Зато сложно представить, что на Западной Украине, где концентрация нацдемов зашкаливает, кто-то покорно сложит руки «ради общего дела». Хотя местные выборы показали, что даже в таком «свидомом» регионе не исключены казусы вроде того, который случился в Коломийском районе Ивано-Франковщины, в котором выборы по мажоритарным округам выиграли три выдвиженца ПР. А по Тернопольской области Партия регионов получила рекордные 304 мандата депутатов городских и районных советов.
«На Западе будет очень серьезная борьба между кандидатами от «Свободы» и условными кандидатами от Тимошенко (Рух, Самооборона, осколки НУНС)», – прогнозирует политолог Владимир Фесенко. – На самом деле, если по регионам удастся развести хотя бы кандидатов от Тимошенко и Яценюка – это уже будет успехом в нынешних условиях, но в полном объеме координировать действия не удастся. У этой проблемы один путь решения – двухтуровая система, которая заставит оппозицию объединиться и облегчит избирателю задачу. Но понятно, что, скорее всего, этого не произойдет».
Также нужно понимать, что для партии мажоритарщик, делающий упор на социальные вопросы и занимающийся за свой счет условным «гречкосейством» – это локомотив, который «тянет» за собой и список в конкретном округе. И даже если будет достигнута предварительная договоренность о дележе округов, возникает вопрос, по каким критериям определять самых достойных.
«Алгоритм должен быть таким – перед выдвижением надо делать замеры и смотреть, кто из оппозиционных кандидатов имеет наибольшие шансы, – рассуждает нунсовец, глава партии «Украинская платформа» Павел Жебривский. – Такие замеры надо делать где-то за месяц до выдвижения кандидатов. И если у кого-то будет больше шансов, чем у меня, – то почему бы не уступить дорогу? Потом должна быть координация по работе в комиссиях. Если, скажем, от «Украинской платформы» в округе будет кандидат, то глава фракции НУНС должен предоставить нашей политической силе право подавать туда членов комиссии».
Член партии «За Украину» Иван Стойко, который баллотировался по мажоритарке еще в 2002-м, говорит, что механизмы отбора тогда и сейчас никак не должны отличаться:
«Каждая оппозиционная политическая сила выдвигает своего кандидата, проходит фактически внутрипартийный праймериз. Никаких новаций тут не вижу. И уже осенью нужно начать работу, чтобы весной выйти на единых кандидатов. Объединение всех, на сегодняшний день, конечно, невозможно. Но координация действий должна быть и тут мы поддерживаем Яценюка».
Что интересно, «правая рука» поднявшего эту тему Яценюка Андрей Пышный далек от оптимизма и утверждает, что достичь распределения мажоритарных округов будет «крайне и крайне сложно»: «Договоренности с оппозицией усложняются очень многими факторами, но попытаться стоит».
Чего ж действительно не попытаться? Депутат от БЮТ Игорь Грынив уверен, что «таких договоренностей нам не избежать, особенно там, где есть опасность победы провластного кандидата в результате такой распорошенности оппозиции». Пообещали рассмотреть «разумные предложения» и в «УДАРе» Виталия Кличко. А глава «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко предлагает дождаться внесения в парламент закона о выборах: «И если действительно будут включены мажоритарные округа, то, безусловно, оппозиционные партии должны координировать выдвижение кандидатов, чтобы вокруг кого-то одного объединять усилия. Это необходимо с точки зрения интересов максимально честных выборов».
«Нашеукраинец» Андрей Парубий прикидывает, что у его партии, несмотря ни на что, есть 25–30 кандидатов, которые могли бы реально претендовать на победу на округах. Вот только в оппозиционной консерватории надо кое-что подправить:
«На местных выборах мы уже опробовали смешанную систему и, если суммировать показатели оппозиции, конечно, она бы одержала полную победу. Нужно сделать так, как было в 2002-м году – это кардинально изменило бы конфигурацию будущего парламента.
Также «Наша Украина» предлагает концепцию защиты выборов. Нужно чтобы оппозиция создала единый координационный центр, где были бы объединены усилия всех наблюдателей и своих членов комиссий для широкого контроля над результатами выборов».
На вопрос о том, по каким критериям будут делиться округа, Парубий также приводит в пример некие текущие рейтинги и представительство в регионах. Другое дело, что рейтинг – это такая штука, к которой доверия мало даже у тех, кто его заказывает, если цифры оказываются не в его пользу. Тем более если разрыв оказывается на грани.
Но против самой идеи, пока дело не дошло до ее практической реализации, как видим, нет никого. Даже Олег Тягнибок, от которого все ожидают наибольших проблем из-за его показной обособленности от нынешней оппозиции, хоть и обходится общими фразами, в целом, демонстрирует благодушие:
«Это очень предварительные разговоры. Не исключаем, что по некоторым округам мы можем договариваться, но этот вопрос пока не актуален. К тому же, такие договоренности бывают разными: как делить округа – по всей Украине, по отдельным областям? И никто ничего пока не может сказать, потому что непонятная ситуация с законом. Договариваться мы можем также и по комиссиям, потому что представителей «Свободы» как непарламентской силы там не будет, и по параллельному подсчету голосов, и по ненападению друг на друга».
Наибольший оптимизм излучает «самооборонщик» Тарас Стецькив, который говорит, что на повестке оппозиционного дня стоит вопрос объединения оппозиционных сил в единую политическую силу, о чем другие его коллеги уже даже не вспоминают.
«Да, это так, как бы фантастически это не звучало, – уверяет Стецькив. – И если будет на то политическая воля, самое позднее, к осени это произойдет. И только как мягкий вариант координации усилий я рассматриваю вариант, когда политические силы договариваются на выборах по пропорциональной части как минимум про взаимное ненападение – раз, создание коалиции в будущем парламенте – два и разделение мажоритарных округов – три. Я уже восемь месяцев твержу об этом на встречах с избирателями и счастлив, что хотя бы сейчас многие политические лидеры начали поддерживать это».
По мнению Стецькива, решить вопрос может объединение хотя бы Яценюка, Тимошенко и Гриценко. Понятно, что в такой конфигурации последний пойдет «прицепом», а возможность объединения «Батькивщины» и «Фронта змин» в недавнем интервью «Главкому» категорически опроверг Андрей Пышный. С претензиями «фронтовиков» на объединение исключительно на базе их юной партии в процесс слияния могут быть вовлечены разве что карлики вроде «Собора» Анатолия Матвиенко, для которых это единственный шанс остаться «в процессе».
«Я такие заявления из национал-демократического лагеря слышу перед каждыми выборами, но это не более чем декларации, – уверен глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. – Причем если округа еще как-то можно делить на Востоке и частично в Центре, то там, где традиционный электорат демократов, это очень затруднительно. «Свобода» точно не будет играть в эти игры, а у БЮТ, Арсения и Кличко такая непростая история отношений, что если это и возможно, то только в единичных округах, и то на локальном уровне».
Пока ни одна из сил не хочет открыто противопоставляться остальному оппозиционному движению, но ближе к выборам старые болячки дадут о себе знать. Тем более что на Банковой наверняка есть инструменты, которыми их можно расковырять.