«Переломали пид***сов»
Почему выпустили Макаренко и Шепитько?
«Переломали пид***сов», – весело воскликнул один из лидеров фракции БЮТ, влетая в зал Верховной Рады, на ходу отмахиваясь рукой от журналистов, назойливо пытающихся получить у него комментарий по поводу освобождения из-под стражи бывшего Анатолия Макаренко и Тараса Шепитько. Его возглас был явно адресован представителям действующей власти: освобождения бывшего главы Государственной таможенной службы, как удалось выяснить «Главкому» от них требовала не только «возмущенная общественность», о которой рассказывала Юлия Тимошенко, не только депутаты-оппозиционеры, но и значительно более серьезные силы…
Произошло сие событие около полудня, когда в зале Верховной Рады было, скажем прямо, негусто. Более того, поначалу многие депутаты узнавали о новом этапе в «деле Макаренко» от журналистов и, естественно, комментировать сие событие наотрез отказывались. По крайней мере, на диктофон. В любом случае, «Главком», побродив по кулуарам парламента, собрал сразу несколько версий ответов на вопросы, почему бывшего руководителя Гостаможслужбы и его подчиненного – бывшего руководителя Энергетической таможни Тараса Шепитько – освободили под подписку о невыезде, почему это случилось именно сейчас, и чего ожидать от нашей Фемиды в дальнейшем.
-- Версия первая: Дело разваливается
Большинство депутатов-оппозиционеров (впрочем, как и юристов, которых попутно обзвонил «Главком») склонны верить тому, что уголовное преследование Анатолия Макаренко изначально было бесперспективным. Сегодня же Апелляционный суд де-факто констатировал факт: дорасследование вины бывшего главного таможенника бесперспективно. Видимо, потому что стороне обвинения найти не удалось более существенных доказательств – и, исходя из этого, принял единственно возможное в такой ситуации решение…
«Человек был исполнителем, он исполнял не свое решение. Его вина, даже если она есть с юридической точки зрения, была косвенной, а степень нарушения закона никак неадекватна годичному пребыванию под стражей», – прокомментировал «Главкому» сложившуюся ситуацию политолог Владимир Фесенко.
Бютовец, премьер оппозиционного правительства Сергей Соболев предлагает смотреть на ситуацию еще шире. «Материалы дела, подготовленные Генеральной прокуратурой, полностью разваливаются, ее доводы фактически разбиты. При этом мы понимаем, что эпизоды, вина в которых вменяется Макаренко, являются ключевыми и по делу Тимошенко», – говорит он.
«Так получилось, потому что кое-кому клепку в голове иметь надо, – лаконично комментирует в режиме «офф-рекордс» видный представитель Партии регионов. – Не уверен – не обгоняй».
Если следовать такой логике, то уже вскоре «потонуть» может и «газовое» дело против Юлии Тимошенко. Конечно, прямо признать свою капитуляцию в таком случае власть вряд ли решится, но вот интенсивность процесса над экс-премьером может, по крайней мере, на время сойти на нет.
В дальнейшем же, следует ожидать, власть перейдет от количественного к качественному подходу относительно дел, возбуждаемых против своих политических оппонентов. И в самом деле, расследование «злоупотреблений» власть если и не называла делом чести, то общественность дела против Тимошенко и ее соратников воспринимает именно в таком ключе (ведь месть в определенных обстоятельствах вполне может подойти под определение дела чести, почему нет?) Развал каждого из этих дел – это звонкая пощечина, позор для власти, покрыть который она сможет только безупречно качественным расследованием другого потенциально «политического» дела.
Впрочем, при прежней власти также не были доведены до «посадки» громкие дела, например, относительно Бориса Колесникова, трудящегося ныне вице-премьером.
-- Версия вторая: Не все в судах так плохо
Довольно близко к первой версии другое объяснение сегодняшних событий. Оппозиционеры поясняют: в судебной системе Украины, мол, таки нашлись честные судьи, внявшие «железным» доказательствам политического характера дела против Макаренко и принявшие волевое решение освободить «первого украинского политического заключенного» из-под стражи.
«В судебной ветви власти работает определенное количество судей, которые выполнят любой заказ, поступивший из Администрации Президента или Генеральной прокуратуры. Их фамилии, в общем-то, известны. Но абсолютное большинство судей, по крайней мере, пробуют честно выполнять свои обязанности. Произошедшее сегодня в Апелляционном суде, – это первая ласточка того, что те методы работы с судьями, которые использует Банковая, начали буксовать. Судьи все же осознают ответственность за свои заведомо неправосудные решения. И это только начало процесса…», – рассуждает бютовец Сергей Соболев.
«Помните судью Замковенко? Того, который принял решение выпустить из СИЗО Юлию Тимошенко? Он принял это решение – и стал народным депутатом. Принял бы другое – получил бы орден. Ярослава Мудрого, например. Здесь примерно та же ситуация», – еще раз убедившись, что поблизости нет ни одного включенного диктофона, говорит другой представитель Партии регионов.
Не будем судить, какие плоды своего сегодняшнего решения может пожать безымянный судья Апелляционного суда, если комментирующие его действия депутаты окажутся правы. Просто, вспомнив прецедент Замковенко, констатируем: если сегодняшнее решение действительно стало волюнтаристским актом, совершенным отдельно взятым судьей, то каких-то принципиальных изменений в отношениях между оппозицией и правоохранителями оно вряд ли вызовет. Макаренко обратно за решетку другой судья уже вряд ли посадит (по крайней мере, в ближайшее время) – в другом случае, это бы просто выглядело несолидно. А вот Тимошенко, Луценко и другим «политическим» ждать каких-то поблажек к себе не стоит…
-- Версия третья: Слава реформам Януковича!
Большинство регионалов, с которыми удалось пообщаться «Главкому», были, понятное дело, единодушны: решение отпустить Макаренко приняли конкретно взятые судьи по, которым лучше других известным основаниям. Мол, судебная ветвь власти в нашем государстве является независимой, поэтому, конечно же, никакие политические и любые другие мотивы на это его решение повлиять не могли, поэтому и комментировать сегодняшние события политикам нечего.
Лидер «бело-синей» фракции Александр Ефремов даже пошел в этих рассуждениях дальше других. «Освобождение Макаренко – это логичный ход, это свидетельство того, что в нашем государстве просто начинает в нормальном режиме работать судебная система. Потому что до этого к ней могли возникать разные вопросы», – рассказал он.
Что ж, если принять как данность, что судебная система, следуя заветам реформы, которую она якобы недавно пережила, повернется лицом к людям, то следствия этих изменений не останутся нынешними «политическими» заключенными незамеченными. Главное из них – это, наверно, уменьшение количества не совсем логичных и понятных решений судей вроде предложения читать по четыре тысячи страниц материалов уголовного дела в день, адресованного защитникам Тимошенко. Или помещения под стражу Юрия Луценко с аргументацией: мол, отказывается свидетельствовать против себя самого.
-- Версия четвертая: Отвлекающий маневр
Эта версия состоит в том, что власть, всерьез вознамерившаяся надолго упечь за решетку Юрия Луценко (а, может, и Юлию Тимошенко), поэтому в течении последних нескольких недель занялась показательным ребрендингом судебной системы. Оппозиционеры рассказывают: если, мол, раньше люди в мантиях даже подумать не могли о том, чтобы принять решение, в чем-то расходящееся с «генеральной линией», а власть такая ситуация полностью устраивала, то теперь Банковая действует тоньше. Нынче она использует ложные ходы и может по тактическим соображениям сдать назад, предписав тому или иному суду принять решение, несколько расходящееся с, казалось бы, безальтернативной стратегией действий власти.
Яркий пример такой тактики – принятие, а затем и подписание Президентом «закона о красном флаге», а затем – признание его неконституционным Конституционным судом. Представители власти немедленно получили возможность кивать на здание на Жилянской: вот, мол, вы говорите о том, что у нас судебная система подконтрольна Банковой, а КС взял и продемонстрировал свою принципиальность и независимость.
«Они отпустят Макаренко с Шепитько, а потом по Луценко и по Юле как «шуганут» – мало не покажется! – рассказывает «Главкому» один из членов фракции БЮТ. – А на Западе просто пожмут плечами: вы ж сами видите – наша Фемида реально слепая».
Если сторонники этого подхода правы, то в судьбе главных «политических подсудимых» Украины действительно вряд ли наступит перелом в лучшую сторону. Анатолий Макаренко и Тарас Шепитько станут живыми доказательствами существования в Украине независимого суда, и власть будет просто обречена беречь их как зеницу ока. Юрий Луценко же и, возможно, Юлия Тимошенко станут не доказательствами, но жертвами этого самого независимого суда. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…
-- Версия пятая: След Москвы
Наконец, сразу несколько депутатов из кардинально разных политических сил рассказали «Главкому» еще одну версию, объясняющую сегодняшние события с, прямо скажем, конспирологической точки зрения. Они отослали нас к недавней встрече российского премьера Владимира Путина с Виктором Януковичем в Крыму. Формально ни о каких договоренностях, достигнутых по ее итогам, СМИ ни одной, ни другой страны не сообщили, что дало повод отечественным экспертам назвать ее безрезультатно.
Неформально же якобы в ходе этого рандеву Владимир Владимирович поинформировал Виктора Федоровича о последних веяниях внутренней российской политики и, как следствие, о скором будущем украинско-российских отношений.
Итак, по словам нескольких независимых друг от друга источников, Путин сказал примерно следующее: внутри российского «тандема» принято решение о выдвижении на следующий президентский срок именно Владимира Владимировича. Ставка же на Дмитрия Анатольевича, которую рискнуло сделать окружение Виктора Федоровича, соответственно, не сыграла. Поэтому если Виктор Федорович не хочет серьезного осложнения отношений с Кремлем в самом ближайшем будущем (а выборы Президента России, напомним, состоятся уже весной следующего года), ему стоит немедленно отказаться от преследования Юлии Владимировны, слывущей давним партнером Владимира Владимировича, и членов ее команды. В противном случае отношения между двумя братскими государствами резко перестанут быть братскими. А, учитывая специфику на протяжении многих лет прикармливаемого электората Виктора Федоровича, это чревато мрачнейшими политическими перспективами как его партии на ближайших парламентских, так и для него лично на президентских выборах.
И мол, демонстрацией того, что встреча стала результативной, и было принято решение об освобождении первых «политических заключенных. Если сторонники этой версии правы, то должно последовать продолжение. Как в отношении резкого ослабления пресса украинского правосудия на саму бывшую главу правительства, так и в отношении ее (и Януковича) политического будущего…