Янукович поставил галочку
Пресс-конференция Президента оказалась такой же формальностью как поездка любимых им журналистов в Межигорье
Спустя год после первой пресс-конференции Виктора Януковича в президентском качестве, он снова решил пообщаться с прессой. В промежутке между этими двумя брифингами у него был опыт телевизионного общения с народом, но это немного другой формат. Момент для разговора с журналистами был выбран, казалось бы, логичный. Отработал свое на этой сессии парламент, принявший на последней неделе массу ключевых законопроектов, включая пенсионную и медицинскую реформы. Сам Янукович завтра празднует день рожденья, который практически совпадает с 500 днями его президентской каденции, и, отстрелявшись с журналистскими вопросами (один из которых, конечно же, был про подарки, которые Президент хочет получить), сможет готовиться к празднованию и приему вереницы желающих засвидетельствовать ему почтение.
Президентский брифинг был обставлен так же псевдопафосно, как любое мероприятие Партии регионов. К 9 утра площадь перед «Украинским домом» была забита людьми с флагами ПР и «Молодых регионов», с привычными плакатами с «совковыми» лозунгами о неотвратимости реформ и прочих успехах власти. В народ вышли и некоторые депутаты ПР – «Главком» заметил Максима Луцкого, Виктора Коржа и Вадима Колесниченко. Луцкий убеждал общавшихся с ним пожилых женщин, которых интересовал вопрос «когда все это безобразие закончится», что первый год – самый трудный, Корж расписывал своей слушательнице плюсы пенсионной реформы, а Колесниченко, как всегда, сиял, аки комсомольский значок, и фотографировался с желающими. Журналистов начали пропускать через рамки за два часа до начала пресс-конференции и те кто, занял места, могли убивать время разве что на импровизированном фуршете с кофе, чаем и бутербродами, масло на которых было креативно намазано не на хлеб, а сверху на сыр. Ну, и прослушиванием инструкций пресс-секретаря Президента Дарки Чепак, для которой этот брифинг стал фактически первым «боевым крещением». Предыдущий ее выход в журналистский народ с попыткой подарить торт на профессиональный праздник, завершился для нее не очень приятно. Впрочем, как и в этот раз, но об этом чуть позже.
Вся пресса была рассажена по четырем секторам: один – для зарубежной прессы (туда попали, в том числе, представители украинских «Известий» и «Коммерсанта»), один – для центральной и два – для региональной. Хотя, на самом деле, садиться можно было где угодно. Например, подошедшая на брифинг шефа Анна Герман, видимо, вспомнила, что когда-то работала на «Радио «Свобода» и уселась в сектор зарубежных СМИ. От каждого сектора Чепак получила список желающих задать вопрос. В итоге ближе к 11 часам под окрики режиссера действа, который переживал, что головы журналистов будут закрывать обзор камерам, затих игравший в преддверии появления Президента рок-н-ролл и Виктор Федорович под торжественное музыкальное сопровождение прошествовал к своему трону. Чепак осталась стоять за трибуной в сторонке, чтобы модерировать процесс.
Вступительное слово Януковича, который назвал журналистов коллегами, поскольку «мы с вами делаем общее дело для нашего государства», было стопроцентно предсказуемым и зубодробительно скучным. Янукович, сложивший руки так, будто у него в них костяшки домино, назвал давно озвученные цифры роста экономики, умолчав при этом какую долю в них составляет инфляция, важность реформ, необходимость модернизации страны и, учитывая аудиторию, упомянул о свободе слова и координационном совете по этому вопросу, которым поручено заниматься собственно г-же Чепак.
«Реформы направлены на улучшение жизни, прежде всего тех людей, кто свое дело уже в жизни для нас, нашего поколения сделал. Это – пенсионеры», – эта фраза, учитывая, что и Президент, и премьер пребывают в пенсионном возрасте, прозвучала весьма пикантно.
Вещал Янукович, не заглядывая в бумажку, и даже с первого раза справился со словом «имплементация». Выглядел, правда, немного уставшим, но это, видимо, объясняется тем, что он в отсутствие проходящего курс лечения Николая Азарова работает за двоих. Даже готов, пока премьер не завершит лечение, выступить его дублером на встрече с российским премьером Путиным.
Когда пошли вопросы из зала, стало понятно, что сегодня пройдут две пресс-конференции. Одни вопросы были если не лояльны для Президента, то максимально для него удобны и не требовали перехода на «вторую передачу». Начало собственно пресс-конференции «на правах хозяина» начал журналист Первого национального, который поинтересовался у Виктора Федоровича, как идут реформы. Конечно, таким вопросом смутить гаранта, у которого под боком есть целый реформаторский комитет, было сложно. Он выпалил набор фраз о том, как сложно ломать сопротивление несознательной бюрократии, что с отстающими будут разбираться и подтягивать к работе более эффективных менеджеров.
Без проблем он справился и с вопросом об экономических перспективах украино-российских отношений.
«Перспектива сотрудничества с Россией огромна, – выдал откровение Янукович. – В прошлом году мы вышли почти на 42 миллиарда долларов товарооборота, в этом году у нас будет около 50 миллиардов».
Если обобщить все вопросы по российской теме, то Янукович пообещал не сливать «Нефтегаз» с «Газпромом», но также подчеркнул, что не видит будущего у «Нефтегаза» и не исключил частичное размещение на IPO акций входящих в него предприятий вроде «Укрнефтегаза», «Укрнафты» и «Черноморнефтегаза». На вопрос же, как именно будет украинская сторона добиваться снижения цены на газ, Янукович ответил очень туманно – мол, создана рабочая группа, которая должна быть эти вопросы решить. И многое будет зависеть от того, когда и насколько здоровым выйдет на работу Николай Азаров.
На таких вопросах, а также на вопросах региональных СМИ Янукович фактически отдыхал. От «Радио «Буковина» поступил вопрос, как государство будет бороться с коррупцией (Янукович похвастал тем, что с 1 июля действует новый антикоррупционный закон и назвал борьбу с коррупцией «делом всей страны»), из Кировограда поинтересовались, почему Украина до сих пор не стала «житницей Европы» (Президент отчитался о становлении рынка земли и принятом на днях земельном кадастре), газета «Коломийські вісті» проявила озабоченность подготовкой к Евро-2012 и перспективой Олимпиады-2022 (глава государства дал гарантии, что к Евро мы будем на 100 % готовы, а подготовка к Олимпиаде, которую он по ошибке тоже назвал чемпионатом, идет полным ходом).
Но была и фактически другая пресс-конференция. Откровенно нервировали Януковича вопросы центральных СМИ, где активничали представители движения «Стоп цензуре». Вот тут-то стало заметно, что у Януковича, похоже, есть проблемы с восприятием объективной реальности. На ожидаемый вопрос о том, когда же Президент выполнит обещание отвезти в «Межигорье» не только избранных журналистов и когда расскажет, кому принадлежит масса объектов на территории резиденции, Янукович стал огрызаться. Заявил, что не будет терпеть языка ультиматумов и пожурил журналистов, что они обидели Дарку Чепак, отказавшись недавно принять от нее праздничный торт.
Тут он повернулся к застывшей рядом Чепак:
«Я не знаю, вы уже вышли из этой организации? («Стоп цензуре» – Ред.)»
«Меня исключили», – отозвалась та .
«Исключили…» – засмеялся Янукович и завел старую волынку:
«Для каждого человека дом – это то святое, которого не хотелось бы, чтобы кто-то касался любыми руками. Я такой, как и все. Я тоже живой человек. Я думаю, что вы не найдете президента, который бы приглашал к себе в спальню. Знаете таких? Это ваше дело, чем вы занимаетесь – у меня есть другие дела, которым я посвящаю время, которые считаю важными для страны и для людей».
Правда, относительно хозяев территорий «Межигорья» он все-таки «дал наводку»: «Иногда они приезжают в Украину».
Когда же очередь задавать вопрос дошла до этого сектора в следующий раз, Чепак предоставила слово журналисту «1+1», чем вызвала недовольство многих. С места пошли реплики о том, что пресс-секретарь Президента не соблюдает поданный ей перед началом брифинга список очередности, на что Чепак ответила, что у нее на руках два списка от центральных СМИ и она будет чередовать фамилии из них.
В итоге, когда после очередного круга Чепак дала слово журналистке формально лояльной «Комсомольской правды», «стопцензурщица» с телеканала СТБ Наталья Соколенко без микрофона обратилась к Януковичу с письмом с последними фактами притеснений СМИ и предложениями, а также попросила воздействовать Виктора Федоровича на своего сына-депутата, чтобы он не голосовал чужими карточками. У Януковича было несколько вариантов реакции на эту ситуацию, но он выбрал, пожалуй, самый проигрышный:
«Когда вы станете матерью, вы поймете, что такое дети. Когда детей втягивают в ту грязь, в которую вы пытаетесь втянуть моих детей, мою семью... Вы еще зацепите внуков, старшему внуку 11 лет, давайте, погоняйтесь еще за ними».
Страшно представить, что было бы, если б вопрос был задан не о сыне, а о пропавшей из виду супруге Виктора Федоровича, фотографий которой не было обнаружено даже в его «межигорском» поместье.
Еще один блок вопросов, от которых Януковичу становилось явно не очень удобно, касался, конечно же, судебного процесса над Юлией Тимошенко. Президент сказал, что следит за процессом на уровне ознакомления с новостями, но его «консультанты» утверждают, что суд поступает абсолютно законно:
«Закон нарушается только Тимошенко, адвокатами и народными депутатами, присутствующими в зале, которые препятствуют сегодня законной судебной процедуре. Это судью больше обвиняют в нерешительности и неприменении закона».
Впрочем, Янукович похвалил судью Киреева, который стал «совсем другой» по сравнению с началом процесса. О действиях «Беркута» в зале суда в четверг Янукович пространно изъяснился, что это первое в истории открытое судебное заседание «с участием радикально настроенных групп людей с разных сторон» и милиции тоже очень сложно. И пустился в рассуждения о работе над новым уголовно-процессуальным кодексом.
Янукович напомнил, что никогда не оскорблял Тимошенко, «которая стала звездой сейчас», сказал, что не осуждает выбранный ею способ защиты, и пожелал, чтобы этот процесс скорее закончился:
«Я не желаю зла или плохого Тимошенко. Все, что она имеет, как говорится, это вопрос ее. Она лучше знает, где и в чем она виновата, и если она нарушила закон – значит нарушила».
Поспорить трудно, конечно. Любопытно, что, если говоря о Тимошенко, Янукович уверял, что он не может позвонить судье или прокурору, то комментируя оскандалившегося луганского регионала Романа Ландика, выдал следующее:
«Я имел разговор с генпрокурором вчера утром, и безусловно дело будет расследовано так, как положено, – по закону… Это, как говорят уважаемые коллеги из первого ряда (Янукович покосился на «стопцензурщиков»), «ганьба» этому мужику, который поднимает руку на женщину».
Отвечая на вопрос бердянской журналистки о том, как нынче будет проходить празднование Дня Независимости – по-богатому или поскромнее, Янукович пообещал «создание праздничной обстановки в центрах городов», молебен всех конфессий и «праздничную атмосферу для всех возрастных групп на Крещатике». На вопрос о том, какие подарки скрасили бы праздничную атмосферу на его дне рожденья, Президент серьезно озадачил гостей, сообщив, что максимальная стоимость подарка нынче ограничена законом и «лучшим подарком со стороны чиновников, которые хотят меня поздравить, будут горящие глаза и желание хорошо работать».
На этой праздничной ноте Чепак закруглила пресс-конференцию, и Янукович отправился в холл «Украинского дома». Пока Президента избавляли от пут микрофона, его охрана заблокировала журналистов в зале. Распутавшись, Янукович, помахал рукой куда-то вверх, очевидно, наблюдавшему с балкона за брифингом снайперу, и, похоже, неожиданно для своей охраны отправился «в народ». А журналисты, которым не досталось слово, оккупировали Дарку Чепак, требуя объяснить, по какому принципу она давало право задавать вопросы. Зажатая в кольцо пресс-секретарь призналась, что никакого второго списка журналистов центральных СМИ у нее нет, а темы, которые хотели обсудить журналисты предварительно обсуждались с Администрацией Президента, что назвала нормальной мировой практикой. Хотя подобный формат пресс-конференции непривычен даже для украинских реалий.
«Мне жаль, что не все журналисты смогли поставить вопрос, – рассказывала просидевшая всю конференцию с фирменной загадочной улыбкой на устах и даже разок вступившая в дискуссию Анна Герман. – Думаю, нужно возобновлять практику, когда стоит открытый микрофон – и журналисты без всяких списков к нему подходят. Рада, что Президент был настроен позитивно и доброжелательно, и даже на, мягко говоря, некомплиментарные вопросы отвечал спокойно и уравновешенно. Это очень хороший знак».
Так и прошел сеанс общения Януковича с журналистами. Даже при большом желании из него сложно вынести какие-то новости или новые месседжи. Но галочка поставлена. До встречи через год?