Украинцев не смогут выселить из общежитий

Осенью около полумиллиона украинцев могли бы остаться без жилья.

Осенью около полумиллиона украинцев могли бы остаться без жилья. Причина в том, что по закону, 1 октября нынешнего года истекает мораторий на изменение формы собственности общежитий.

-- Комнатный вопрос

Запрет установили три года назад. За это время местные органы власти должны были создать необходимые условия для приватизации жилых помещений в общежитиях.

Однако до сих пор по всей территории Украины на птичьих правах в общежитиях проживают сотни тысяч граждан. Окончание моратория для многих из них означает: новые владельцы могут выселить их без суда и следствия.

Впрочем, жилищного коллапса, скорее всего, удастся избежать. На прошлой неделе Верховная Рада рассмотрела законопроект, усовершенствующий регулирование жилищных прав украинцев. Проект № 8678 депутаты после недолгого рассмотрения приняли в первом чтении и отложили на сентябрь.

Главное новшество, предлагаемое авторами документа — продление моратория на изменение формы собственности общежитий (значит, и на принудительное выселение из них жильцов) еще на три года. Однако новая отсрочка оказалась лишь дубликатом старой. Ни реальных стимулов, ни инструмента наказания за затягивание процесса подготовки общежитий к приватизации в документе не предусмотрено. Эксперты уверены, что без дополнительных изменений в проекте проблема выселения точно также встанет перед многими жильцами уже в 2015 году. Ведь палки в колеса здесь ставят вовсе не законодательные нормы, а местная бюрократия.

-- Пять лет для пользы жильца

Теперь люди, которые по разным причинам были вынуждены поселиться в общагах, защищены законодательно. «Закон, обеспечивающий реализацию жилищных прав этой категории граждан, был принят Верховной Радой еще в 2008 году, — рассказывает заместитель начальника Управления жилищной политики Министерства по вопросам ЖКХ Ирина Олейникова. — Он предусматривает, что все украинцы, которые на законных основаниях не менее пяти лет живут в общежитиях, имеют право на приватизацию этих комнат».

В целом документ четко и конкретно прописывает механизм обретения жильцом права собственности на положенные ему квадратные метры. Правда, есть небольшой нюанс, уточняет Олейникова. Чтобы гражданин мог начать процесс приватизации своей комнатушки, необходимо, чтобы все здание находилось в коммунальной собственности и принадлежало территориальной общине. Почти из четырех тысяч общежитий на территории Украины коммунальных всего 1808. Остальные находятся либо в государственной собственности, либо достались частным предприятиям в середине 90-х, во время приватизации и корпоратизации государственного имущества.

«Трехлетний мораторий на изменение формы собственности общежитий был направлен как раз на то, чтобы все не коммунальные помещения были переданы местным советам в установленном законом порядке, — поясняет президент Ассоциации жителей общежитий Украины Анатолий Будник. — Стоит ли говорить, что за это время в коммунальную собственность перешли даже не десятки, а единицы общежитий. Самые проблемные города в этом вопросе — Ужгород, Одесса, Евпатория, Запорожье, Луганск. Там со стороны местных властей — наибольшее сопротивление».

По словам экспертов, у чиновников есть большой разгон для бюрократического «творчества». Они могут не принять здание в коммунальную собственность. Могут принять «с правом приватизации», а могут — и без него, с формулировкой: «для передачи общежития в фонд социального жилья». Могут поставить здание на капремонт с последующим использованием «для других целей». Либо вообще снести, а освободившийся земельный участок продать на аукционе.

Правда, Олейник утверждает, что закон в этом случае обязывает предоставить альтернативное жилье. «Эта норма не имеет срока давности, — говорит она. — Поэтому даже если комната в общежитии не приватизирована, без крыши над головой жилец не останется». Однако, по мнению Будника, в ведомстве немного лукавят: «Дело в том, что подобная защита распространяется только на граждан, которые имеют ордер. А таких в общежитиях не более 15—20%. Это значит, что 80% жильцов запросто могут стать бездомными».

-- Украинские ордероносцы

С одной стороны, принятие закона снимет социальное напряжение. По словам Будника, в последние месяцы телефон в приемной Ассоциации звонил, не переставая, жильцы общежитий осознали сложность своего жилищного вопроса. К тому же кое-какие стимулы для передачи общежитий в коммунальную собственность закон все же устанавливает. Например, если раньше частные владельцы могли передать здание местным властям на основании договоренностей, то теперь они обязаны учитывать интересы всех сторон и, если придется, компенсировать людям потери. «По другому забрать такие общежития в коммунальную собственность невозможно, — комментирует представитель Комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики парламента Владимир Коваленко. — Если здание в свое время было включено в уставный фонд предприятия на законных основаниях, государство уже не может распоряжаться им по собственному усмотрению. Однако там ведь тоже живут люди. Поэтому в проекте предусмотрена норма о компенсации предприятию средств за передачу общежития местным советам. Но только в том случае, если доля государства в собственности менее 50%».

Впрочем, эксперты утверждают, что проект нуждается в серьезных изменениях. «Первое, что нужно пересмотреть, — это срок проживания в общежитии, после которого человек может претендовать на приватизацию, — считает Будник. — Действующий закон устанавливает период в пять лет. Но это противоречит ст. 257 Гражданского кодекса, в которой установлен срок давности три года. В соответствии с Конституцией, принятие новых законодательных актов не может сузить права граждан, установленные ранее. Поэтому мы будем бороться за то, чтобы в законопроект было внесено это изменение».

Второй принципиально важный момент — ордера. В Ассоциации жителей общежитий Украины говорят, что признание их единственным документом, подтверждающим законность проживания, нарушает права подавляющего большинства жильцов. «Вселяясь в комнаты общежитий в конце 90-х, люди часто не задумывались о получении каких-то подтверждающих документов, — вспоминает Будник. — Главное, чтобы была крыша над головой. Теперь, прожив по 15 лет в этих стенах, они не имеют права приватизировать это жилье, потому что живут там якобы незаконно. Мы считаем, что нужно принять во внимание не только ордера, но и любые другие подтверждающие документы: направление с предприятия, приказ, справку о распределении».

Правда, чиновники поддерживают эксперта не слишком охотно. Дело в том, что уравнивание в претензиях на жилплощадь абсолютно всех жильцов общежитий может привести к махинациям. Ведь очень часто люди заселялись в общежития по договоренности с комендантом и жили на условиях найма. Следовательно, права на государственное жилье они не имеют, однако будут им пользоваться. «Эту коллизию можно разрешить, — убежден Коваленко. — В законопроекте прописано создание специальной комиссии, которой будет поручено проверить законность проживания граждан в общежитиях. Если человек живет без ордера, но у него есть другие подтверждающие документы, то ему выдадут ордер. Всем остальным придется либо оформлять проживание на законных основаниях, либо готовиться к выселению».