Кого из украинских чиновников объявят невьездными
США наказали российских чиновников, украинские на очереди?
Пока украинцы переживают страсти судебного процесса над Тимошенко и сотоварищами, нашим правоохранителям в пору бы обратить внимание на события за океаном. Особенно стоило бы присмотреться к происходящему в США тем судьям, прокурорам и следователям, которые за последний год успели наследить в политических преследованиях оппозиционеров.
В конце прошлой недели практически все информационные агентства мира облетела неожиданная новость – США таки огласили персонами нон-грата более 60-ти чиновников разных силовых ведомств России, которые, по мнению американцев, причастны к смерти в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского.
Скандальный юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в камере 16 ноября 2009 года. Он был арестован в ноябре 2008 года по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Сам же утверждал, что его уголовное дело является местью за показания о возможной причастности сотрудников правоохранительных органов к хищению 5,4 миллиардов бюджетных рублей.
Его смерть доблестные правоохранители замяли, а потому коллеги Магнитского сделали все возможное, чтобы дело приобрело как можно больший международный резонанс. Российские правозащитники даже обратились с открытым письмом к властям США и ЕС применить санкции ко всем виновным в его смерти.
И, как ни странно, у них получилось. Сначала комитет Европарламента по международным делам единогласно поддержал введение санкций против российских чиновников.
16 декабря 2010 года жесткий «российский пункт» попал в окончательную резолюцию Европарламента о защите прав человека. Евродепутаты призвали Комиссию и все правительства стран-членов изучить вопрос оглашения всех причастных к смерти Магнитского персонами нон-грата, а их счета заморозить.
Члены ЕС пока что только говорят о возможных санкциях, а вот в США все уже свершилось. Еще в 2010 году в Конгресс внесли законопроект «О правосудии в отношении Сергея Магнитского», предусматривавший введение жестких санкций против 60 российских чиновников.
После острых дебатов проект закона все же отложили, но уже 19 мая 2011 года сенатор Бенджамин Кардин внес расширенный проект закона о наказании виновных в смерти Магнитского. В конце июля, даже до голосования, без лишнего шума и пыли американский Госдеп уже применил санкции к провинившимся российским чиновникам. Оказалось, в комментарии Администрации президента США Барака Обамы к сенатскому законопроекту было указано, что госсекретарь Хиллари Клинтон уже «предприняла шаги по запрету поездок в США лиц, причастных к противоправной гибели Сергея Магнитского».
Не будем здесь разбирать все подробности дела Магнитского, и пытаться провести аналогию с преследованием оппозиции в Украине. Честно говоря, за нас это уже сделал бывший посол США в Украине Стивен Пайфер. На днях он признал, что наш Президент уже становится персоной нон-грата в мире: «действия украинских властей лишили Януковича шансов когда-то поехать с визитом в Вашингтон».
И это только начало. А что же будет, когда судья Киреев доведет суд до конца и Тимошенко получит приговор, потеряв возможность баллотироваться на выборах? И как это будет выглядеть на фоне дел против Луценко, Макаренко, Диденко и сотоварищей?
Возможно, приговор Тимошенко и не вызовет такого международного резонанса, как смерть Магнитского. Но считаем не лишним напомнить украинским чиновникам, кто из них, по аналогии с российской историей, может попасть под жесткий американский пресс.
Согласно еще не проголосованному американскому законопроекту, полный перечень попавших под санкции россиян будет обнародован в 90-дневнй срок после принятия. Пока известно, что туда вошли все из списка 60-ти. По некоторым сообщениям СМИ, этот список даже расширили за счет некоторых известных персон из руководства российских правоохранительных органов.
Итак, в обновленном списке «невьездных россиян» мог оказаться глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Точной аналогии этому посту в Украине нет, но, учитывая, что «расследованием» дела Тимошенко у нас занималась Генпрокуратура, место Бастрикина у нас должен занять не кто иной, как сам Генпрокурор Виктор Пшонка. Или, на худой конец, его первый зам Ренат Кузьмин. К тому же, в американском «черном списке» отдельным пунктом точно значится замгенпрокурора России Виктор Грин.
Так что куму Виктора Януковича и его заму пора бы заканчивать все финансовые дела в США и забыть об этой стране навсегда.
В обновленный список могла попасть председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Проводя аналогии с Украиной, главе Печерского суда Инне Отрош не стоит планировать поездок за океан.
Похоже, не угодила американцам и глава пресс-службы следственного департамента МВД Ирина Дудкина. Тут уж в пору задуматься бывшему главе пресс-службы МВД Украины Константину Стогнию и главе пресс-службы генпрокуратуры Юрию Бойченко. Хотя, газовые дела соратников Тимошенко у нас ведет прокуратура вместе с СБУ. Потому не будем удивляться, если в наш список невьездных попадет и глава СБУ Валерий Хорошковский, и даже глава его пресс-службы Марина Остапенко.
В легендарном списке 60-ти, который точно попал под санкции Госдепа, также найдется немало интересных имен.
К примеру, под гнев американцев попал до недавнего времени начальник Следственного комитета при МВД РФ Алексей Аничин. У нас его место в «черном списке» может по праву занять начальник главного управления по расследованию особо важных дел прокуратуры Андрей Курысь. Одной ведь работой занимаются.
Да практически все следователи по делу Тимошенко могут попасть «под раздачу». В списке Магнитского значится бывший заместитель главы Следственного комитета при МВД, а ныне руководитель правового управления Генеральной прокуратуры Олег Логунов. Именно он курировал дело Магнитского. Очевидно, тут следует хорошенько задуматься легендарному старшему следователю по особо важным делам украинской прокуратуры Александру Нечвоглоду и следователю Сергею Войченко, которые составляли обвинение Тимошенко.
Не забыли американцы о рядовых следователях, не желающих перемещать «политических» из СИЗО в больницу. Вот и Олег Сильченко, следователь следственного комитета МВД России, отказавший адвокатам Магнитского в предоставлении подзащитному медпомощи, тоже в черном списке. Сколько таких Сильченко будет по делам Луценко и Иващенко можно только представить.
Имеются в «черном перечне» практически все начальники следственных управлений и члены следственных групп, которые хоть как-то причастны к фабрикации дела Магнитского. Все их украинские коллеги по делам Тимошенко, Луценко и многих других могут смело рассчитывать на свое собственное место под палящим американским солнцем.
Далее в американском списке идет с десяток работников департамента налоговых преступлений, которых пытался вывести на чистую воду Магнитский. И даже некоторые начальники управлений ФСБ. К примеру, невьездным в США стал начальник легендарного управления «К» ФСБ России Виктор Воронин.
Не поскупились американцы санкциями и для работников СИЗО Бутырской тюрьмы, где скончался Магнитский. В список невьездных попали начальник, его заместитель и глава медсанчасти.
Конечно же, замыкают «черный список» Госдепа доблестные рядовые служители российской Фемиды. Сергей Подопригоров – судья Тверского суда Москвы, санкционировавший арест Магнитского, а позже незаконно продлевавший его содержание под стражей. Алексей Криворучко, Светлана Ухналева, Елена Сташина, Галина Филиппова, Татьяна Корнеева – все судьи Московских судов, продлевавшие содержание Магнитского в СИЗО. Все они в черном списке, как и те, кто отказался закрыть сфальсифицированное уголовное дело.
Судя по аргументации наказания российских судей, наши Вовк и Киреев с Печерского суда давно наработали на черный список. То же касается и Онищука с сотоварищами из Киевского апелляционного, постоянно продлевающих содержание под стражей бывших чиновников Тимошенко.
Пока что перспектива у наших прокуроров, судей и сбушников нарваться на санкции США и ЕС может и выглядит туманно. Только вот такой же туманной она казалась и их российским коллегам в 2009 году. Они тоже думали, что в России им все дозволено, и если что, за них заступятся. За кого-то заступились, и они до сих пор работают в силовых ведомствах России, но многих показательно уволили. Многие и так переживут санкции американцев. Но все их имена уже вписаны в коррумпированную правоохранительную схему нынешней России, и эту схему признал весь цивилизованный мир.
Впишут ли имена Пшонки, Хорошковского, Кузьмина, Вовка, Киреева, Онищука, Нечвоглода, Войченко и других в коррупционную схему украинской правоохранительной системы – пока что зависит только от них самих.