Как не погибнуть на воде. Советы знающих
Чаще всего несчастные случаи на воде провоцируют владельцы яхт и катеров, управляя ими в нетрезвом состоянии, развивая скорость до 120 километров при разрешенных пятнадцати
В Украине зарегистрировано порядка 97 тысяч больших и малых судов. После трагического случая в России на теплоходе «Булгария» у нас осуществлено 160 проверок, в результате которых эксплуатацию запретили 17-ти судам. Вместе с тем, количество аварийных ситуаций на плавсредствах, по сравнению с прошлым годом уменьшилось в два раза. При этом чаще всего несчастные случаи на воде провоцируют владельцы яхт и катеров, управляя ими в нетрезвом состоянии, развивая скорость до 120 километров при разрешенных пятнадцати, а также горе-предприниматели, которые устраивают прокат гидроциклов прямо на пляжах и зонах отдыха.
Об этом на пресс-конференции в «Главкоме» говорили начальник Госречинспекции Украины, заместитель начальника Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства Александр Вечурко и командир Коммунальной аварийно-спасательной службы «Киевская служба спасения» Роман Ткачук.
Александр Вечурко: «Количество аварийных ситуаций уменьшилось в два раза по сравнению с прошлым годом»
В Украине зарегистрировано порядка 97 тысяч больших и малых судов. Регистрирует их Главный регистратор флота Украины, надзор за безопасностью ведет Госфлотинспекция Украины, в подразделении которой морская и речная инспекция. Надзор проводится, но контроль должны вести местные органы власти, потому что на всю Украину у нас 127 инспекторов, это очень малое количество. На Киев и Киевскую область 8 инспекторов, круглосуточно установить надзор невозможно. Поэтому у нас работает сеть внештатных инспекторов, которые ведут надзор по определенным регионам.
Несмотря на сложности, количество аварийных ситуаций уменьшилось в два раза по сравнению с прошлым годом. На конец июля 2010 года было 19 аварий, в которых погибло 14 человек. В этом году за аналогичный период было 13 аварий, погибло 5 человек. Нам помогает транспортная прокуратура и водная милиция.
Судно – это опасное техническое сооружение, но не все люди это понимают. В прошлом году, слава Богу, запретили выдавать экстернат, то есть права выдаются только после курсов, потому что появилось очень много мощных лодок, катеров, яхт. Сейчас только через курсы, что очень радует, потому что раньше сложно было проконтролировать, что делается в регионах. И, в общем, я вижу результат, в первую очередь для меня – это человеческие жизни.
Роман Ткачук: «80% чрезвычайных ситуаций на воде – это утопление, связанные с купанием в неразрешенных местах и в состоянии алкогольного опьянения»
Ежегодно с целью обеспечения безопасности жителей города Киева, и подготовки к пляжному сезону Киевская администрация издает распоряжение, согласно которому утверждается перечень пляжей и зон отдыха, которые разрешены для купания и отдыха. Все аттракционы и развлекательные мероприятия на воде происходят в данных зонах. Согласно этому распоряжению, в 2011 году подготовлено 11 городских центральных пляжей и 14 зон отдыха возле воды.
Так как в Киеве очень большая акватория речки Днепр, приток и очень много озер с целью обеспечения безопасности к несению дежурства привлечены больше 500 спасателей. На территории Киева существует 4 водолазно-спасательные станции, 6 спасательных станций и ежегодно организовуются так называемые сезонные спасательные посты, которых с начала сезона открылось 13.
80% чрезвычайных ситуаций на воде – это утопление, связанные с купанием в неразрешенных местах и в состоянии алкогольного опьянения. По городу Киеву с начала года утонуло 26 человек, 6 из них в разрешенных в зонах купания. Жизни спасены 74-м людям. На воде произошло 109 чрезвычайных ситуаций, сюда вошли утопления, прыжки с мостов, несчастные случаи на воде с плавсредствами. Например, катер катал «плюшку» и перевернулся, слава Богу, никто не пострадал, но факт чрезвычайно ситуации существует. Неделю назад на Жуковом острове скутер врезался в плавсредство, погибло два человека.
Наша служба особенно в летний период находится в постоянной готовности. Спасатели выполняют патрулирование зон ответственности. Особенное внимание уделяют аттракционам и появлению в зонах купания скутеров, плавсредств, моторных лодок. Жители города Киева самостоятельно вывозят на берег плавсредства, сбрасывают их и, не подчиняясь никаким правилам, используют их, входят в зону купания, более того, в зоне купания устраивают прокат. Такие ситуации есть и на детских пляжах. Спасатель никаким образом не может воздействовать на физлицо, которое катается на гидроцикле, но благодаря Флотинспекции и водной милиции мы находим методы влияния.
С чем связано уменьшение количества несчастных случаев на плавсредствах?
Александр Вечурко: Это результат более жесткой работы инспекции. Когда я начал работать инспектором в 2001 году, ни одно плавсредство, которое находилось на набережной, не имело ни одного документа. За это время привели в хоть и не идеальный порядок с документацией, но, во всяком случае, на 70%. После того, когда судно зарегистрировано, у него должен быть определенный перечень документов по 24 пунктам. Это свидетельство на годность плавания, на право собственности. На основании этих документов начинают выдаваться регистрационные документы, при этом осмотр должен проводиться ежегодно. Есть санитарное свидетельство, пожарное, на радиообеспечение, должны соответствовать дипломы судоводителей. Это все касается водоизмещающих судов более 24 метров. Когда все это есть, вызывают судоходную инспекцию, и инспектор пишет, разрешена или запрещена эксплуатация. Все большие суда у нас находятся в нормальном техническом состоянии.
Важно, чтоб были нормальные спассредства. У спасательного круга есть сертификат, в котором указан срок его действия. Фирма, которая его выпустила, должна быть лицензирована. Ежегодно проводятся их испытания, и выдаются соответственные документы об их проведении.
Ужесточили ли вы требование к судам после несчастных случаев в России?
Олександр Вечурко: После того, что произошло в России, у нас был циркуляр о проверке судов. Судно в России было 25-тилетнее, а у нас по большому счету где-то 90% судов такого возраста. За этот период было осуществлено 160 проверок по всей Украине, которые касались и морских, и речных судов. Речных судов такого возраста было проверено 67. После этих проверок запретили эксплуатацию 17-ти судам. По Киеву запретили эксплуатацию теплоходу «Арарат», потому что у него не велся журнал по количеству погруженных людей. Поэтому вынудили, чтобы завели журнал, зарегистрировали его и установили админнаказание.
Какой максимальный срок эксплуатации судов?
Александр Вечурко: Есть очень много параметров. Когда суда строились, у них срок был 30-35 лет, потом нормативные документы изменялись. Многое зависит от того, эксплуатировалось судно в соленой воде или в реке.
Есть ли штрафы за нарушение эксплуатации плавсредств?
Олександр Вечурко: Штрафы есть, но очень маленькие. Допустим, за управление судном без свидетельства на управление маломерных судов штраф от 3 до 5 минимумов необлагаемых налогом, то есть от 51 гривен.
Кто на воде имеет право остановить и проверить документы?
Роман Ткачук: Флотинспекция, водная милиция.
Александр Вечурко: Если идет судно и визуально видно, что оно нарушает, его может проверить представитель инспекции. Он первым делом проверяет наличие документов на собственность, на управление и техническое состояние. Для того чтобы определить его алкогольное опьянение нужно его куда-то отвести и т.д. Но нарушитель сразу же может написать заявление о превышениях полномочий. Поэтому мы просим водный отдел милиции, который нам всегда идет на встречу. У них очень хорошая скоростная лодка, которая идет под 120 километров и догоняет даже скутера.
Сколько нужно инспекторов для эффективной работы?
Александр Вечурко: Патрулирование на воде должно производиться круглосуточно. На Киев надо около 30, и как минимум 4 скоростные катера.
Сколько гидроциклов зарегистрировано, кто осуществляет контроль над ними?
Александр Вечурко: В 2010 году по всей Украине было зарегистрировано 105 гидроциклов, в 2011 – 45. Они должны спускаться на воду со свидетельством на право управления, технический осмотр, оно должно быть обеспечено спассредствами (жилет, нагрудник). Это все должно находиться на борту, для чего предусмотрен водонепроницаемой бардачок для хранения документов. Естественно должен быть нанесен бортовой номер. Если судно занимается коммерческой деятельностью, перевозкой пассажиров, у него должна быть лицензия. Управлять гидроциклом может или инструктор, или же человек, который тоже имеет свидетельство на управление маломерным судном.
Роман Ткачук: Прокат гидроцикла без инструктора запрещен.
Каким образом осуществляется организация безопасности в зонах отдыха?
Роман Ткачук: Для обеспечения безопасности людей, в зонах купания постоянно должен присутствовать спасатель. В случае возникновения любой чрезвычайной ситуации, он через радиостанцию передает информацию на спасательную станцию. Приниматься решение, либо выходит водолазная группа, либо информация передается во Флотинспекцию или транспортную милицию.
Дайте совет для безопасности поведения на водных аттракционах.
Роман Ткачук: За непосредственное обеспечение безопасности на водном аттракционе несет тот предприниматель, который выполняет эту работу. Мы не можем к каждому аттракциону приставить спасателя. На аттракционах должна вестись инструкция по технике безопасности, с ней желательно ознакомиться. Нельзя оставлять на воде детей без присмотра. Нельзя пользоваться горкой в нетрезвом виде. Приводит к чрезвычайным ситуациям неправильное использование плавсредства, или, например, когда в плавсередстве, которое предусмотрено для четырех человек, перевозят восемь.
Как реагируют люди, когда их останавливает работник милиции?
Александр Вечурко: Реагируют нехорошо, многие даже не понимают, почему их устанавливают. В черте города Киева движение должно быть 15 километров в час, а он летит. Как правило, яхтами управляет человек наемный. Тогда пытаемся объяснить хозяину, что он не прав, но от судовладельца обычно идет нехорошая реакция.
Роман Ткачук: Скажу о самих жителях города Киева, которые приходят в зоны отдыха и на пляжи. Практика показывает, что люди крайне негативно относятся к спасателям. Я хотел бы обратиться к жителям города Киева с тем, чтобы они понимали, что находятся на водном объекте. В затоке «Наталка» очень много случаев, когда отдыхающие переплывают на остров и потом назад. Глубина в данной затоке порядка 20 метров. Если происходит утопление, водолаз, при условии стопроцентной темноты на ощупь будет вынужден проводить поисковые работы. Когда спасатель говорит, что купание разрешено только в зоне, где глубина не более 1,7 метра, следует ответ вплоть до нецензурных выражений. На нас реагируют как на людей, которые пытаются прервать превосходный отдых на воде. Отдыхающие должны понимать, что мы пытаемся обеспечить безопасность, и если что-либо произойдет, нам придется рисковать жизнью спасателей, проводя поисковые работы.