Пиар на газу

До сих пор Николай Азаров не позволял себе столь резких заявлений в отношении российских партнеров.

Процесс в отношении Юлии Тимошенко привносит в политическую жизнь страны все новые сенсации. Защищаясь от эскапад Тимошенко в ходе дачи свидетельских показаний в Печерском райсуде, Премьер Николай Азаров впервые допустил возможность разрыва газовых соглашений 2009 года в судебном порядке. «Правительство изучает возможность, в том числе, и разрыва соглашений с Российской Федерацией через суд. Однако решение по этому поводу еще не принято», - подчеркнул он.

До сих пор Николай Азаров не позволял себе столь резких заявлений в отношении российских партнеров. Наоборот, две последние встречи с Владимиром Путиным оценивались главой украинского Кабмина как «исполненные конструктивного диалога». Вот, к примеру, как Премьер Николай Азаров охарактеризовал ход переговорного процесса по пересмотру газовых соглашений 2009 года в эфире одного из телеканалов в июне. «Последние переговоры наши, чем завершились? Они завершились тем, что премьер-министр России впервые за эти 2 года сказал публично, что в контракте есть вопросы, которые у наших украинских коллег вызывают недоумение. Значит, надо с ними разобраться. То есть он признал, наконец, что контракт необходимо пересматривать», - заявил Николай Азаров.

Можно было бы списать изменение риторики Премьера в отношении газовых контрактов на необходимость защищаться от нападок обвиняемой в суде. Она действительно не ограничивала себя в выборе выражений в отношении политических оппонентов. Однако мало верится в то, что провоцирующее поведение Тимошенко в ходе судебного заседания повлияло на позицию главы Кабмина в отношении исполнения газовых контрактов 2009 года.

Николай Азаров хорошо понимал и контролировал то, что говорил в ходе дачи свидетельских показаний. Вместе с тем, в правительстве видят отсутствие прогресса в газовых переговорах с Москвой, и именно это вынуждает чиновников пускать в ход пропагандистские уловки.

У украинского премьера было два адресата, которым предназначалось PR-заявление, сделанное в суде. Первый - это избиратели, которым в следующем году предстоит оценить эффективность работы действующей власти перед избирательными урнами. Второй - российская власть, с которой Николай Янович, собственно и допускает возможность судебной тяжбы.

Порция политической пропаганды, предназначенной для украинских избирателей, включала следующие тезисы.

1. Когда Азаров прочитал соглашение (заключенное Тимошенко), он «не мог себе представить, что такое соглашение могло быть санкционировано правительством Украины».

2. «Условия сделки делают практически невозможным односторонний выход из нее».

3. В результате соглашения население Украины получило повышение коммунальных тарифов. «Поэтому я расцениваю это соглашение как предательское по отношению к людям и к стране».

В завершение Николай Янович не удержался от пиара достижений правительства. «В итоге, после продолжительных и трудных переговоров, мы получили 100 долларов скидки, что дало нам возможность немного передохнуть», - заявил Премьер.

Российской стороне адресовались несколько иная часть монолога главы правительства. «Конечно, можно обратиться в суд. Но, как показывает практика, это предполагает годичное разбирательство. А нарушения условий контракта с российской стороны нет», - сказал Николай Азаров.

Таким образом, Премьер фактически признал, что достаточных оснований для обращения Украины в Стокгольмский арбитраж с иском о пересмотре газовых соглашений 2009 года в настоящее время не существует. Следовательно, пропагандистская риторика Азарова рассчитана, в первую очередь, на «внутреннего потребителя».

Газовый контракт от 19 января 2009 года содержит в себе условия, при которых он может быть поддан корректировке. Так, пункт 4.4 гласит, что в случае если «обстоятельства на рынке топливно-энергетических товаров существенно изменились по сравнению с тем, что стороны обоснованно ожидали при заключении настоящего контракта, и контрактная цена, указанная в пункте 4.1 настоящего контракта, не отражает уровня цен рынка», то стороны могут вступить в переговоры по пересмотру контрактной цены. В случае, если сторонам не удалось договориться о пересмотре контрактной цены в течение трех месяцев с даты начала переговоров, любая из сторон вправе передать дело в Стокгольмский арбитраж для принятия окончательного решения.

Таким образом, у Украины никто не отбирал права инициировать судебное разбирательство по газовым контрактам. Вопрос лишь в серьезности аргументации. Расторжение газовых контрактов 2009 года между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» в судебном порядке требует подготовки серьезной доказательной базы. Однако проработке подобных аргументов украинскими силовиками или специалистами Министерства энергетики или других профильных ведомств на данный момент ничего не известно.

Единственной попыткой обосновать несправедливость цены российского газа и тарифа на его транспортировку можно считать заявление, распространенное в конце июня пресс-службой Кабмина. В нем со ссылкой на расчеты профессора кафедры транспортных систем и технологий Академии таможенной службы Украины Анатолий Пасичника (!) утверждалось, что справедливая цена на транспортировку российского газа через территорию Украины должна быть вдвое выше действующей. «Группа украинских ученых предоставила правительству методику расчета, по которой стоимость транспортировки тысячи кубометров газа на 100 км должна составлять $5,85» - говорилось в сообщении. Согласно тем же оценкам, российский газ для украинских потребителей должен стоить $270,75 за тысячу кубометров. По действующим же контрактам, в первом квартале 2011 года транспортировка тысячи кубометров газа на 100 км обходилась «Газпрому» в $2,84, нынешняя стоимость тысячи кубометров российского газа составляет $355.

Таможенники получили данные цифры, взяв за основу стоимость российского газа для Германии - $318,96 за тысячу кубометров и себестоимость добычи газа в России - $30 за тысячу кубометров. Они вычли из стоимости российского газа в Германии стоимость добытой тысячи кубометров с учетом 20% рентабельности и разделили ценовую разницу на расстояние между восточной границей Украины и границей ФРГ. В то же время, чиновники не ответили на вопрос, почему «Газпром» должен реализовывать добытый газ на европейском рынке именно с 20% рентабельностью. И самое главное, как заставить российского монополиста это сделать.

Анализируя же цифры, мы получаем не самую радостную картинку для украинского правительства. В первом квартале 2011 года, согласно отчетности «Газпрома», компания продавала газ по среднеевропейской цене в $354 за тысячу кубометров. Для Украины цена с учетом «харьковской скидки» в том же 1-м квартале составляла $265 за тысячу кубометров. Примерно такую же цену для Украины мы получим, если применить для расчета методику net back, т.е. цена европейского рынка, который является основным для «Газпрома», минус транспортировка. Рост же цены российского газа во 2-4 кварталах текущего года, которого так опасается Кабмин, стал неизбежным следствием повышения мировых цен на нефть. Эффективного механизма сдерживания последних пока не изобрело ни одно правительство в мире.

Таким образом, России в ближайшее время не стоит опасаться обращения украинского правительства в Стокгольмский Арбитраж с требованием расторгнуть газовые соглашения 2009 года. Несмотря на заметное охлаждение отношений между официальным Киевом и Москвой, ни Янукович ни Азаров не санкционируют обращение в суд по газовым контрактам. Ведь это будет означать развертывание полномасштабной политической войны с Кремлем, в которой Киеву попросту не на кого опереться. Жесткая реакция иностранных государств и международных организаций на арест Юлии Тимошенко прямо свидетельствует об этом.

Пока же МИД России в заявлении по поводу ареста экс-премьера Юлии Тимошенко напомнил Николаю Азарову: «Все «газовые» соглашения 2009 года заключались в строгом соответствии с национальным законодательством двух государств и международным правом, и на их подписание были получены необходимые указания президентов России и Украины».