Мажоритарки не будет
Планы насчет избирательной системы могут поменяться
Для власти, которая изначально декларировала, что пришла на 10 лет, парламент изначально был атавизмом прошлого, которое ассоциировалось с бардаком и полным отсутствием вожделенной стабильности. Впрочем, законодательный орган был быстро приручен и превратился в фабрику для штампования законов, которые пишутся совсем в другом месте. А заодно перенес собственные выборы, дав время «регионалам» для выстроения вертикали. Может быть, зря, так как при ухудшающемся с каждым днем рейтингом партии власти, в 2012-м году ПР может ожидать большой сюрприз со знаком минус. Дабы смягчить неизбежное падение популярности партии власти, стратеги Януковича изначально начали прощупывание общественного мнения насчет новой избирательной системы. Сам Президент заявил, что выступает за смешанную систему – 50 % пропорционалки, 50 % мажоритарки. Списочная система в чистом виде себя вроде как дискредитировала, а чистая мажоритарка не отвечает планам укрупнения и структурирования политического пространства.
Именно переход на смешанную систему упомянут в законопроекте Минюста, отправленном на экспертизу в Венецинаскую комиссию. Ответ оттуда ожидается осенью. Для власти были свои явные выгоды именно в комбинированной системе – во всяком случае, так казалось с учетом ее более чем резвого старта. Сторонники мажоритарной системы утверждают, что конкретные люди, которых знают избиратели на округе – это куда лучше, чем «списочники», часто просто покупающие места в проходной части популярной партии. С одной стороны – логика в этом есть. С другой – что мешает таким же образом купить победу на округе? Расчет Банковой изначально видели в том, что в мажоритарных округах выиграют люди не самые бедные, и, несмотря на их партийную окраску, в будущем парламенте с традиционно старающимися не ссориться с властью бизнесменами договариваться будет проще. К тому же, власть всегда может помочь нужному кандидату, особенно когда в дело включатся избирательные комиссии. По сути, это такое же «потушечное» формирование лояльного большинства в парламенте, только более прилично выглядящее и вкусно пахнущее.
Но теперь, похоже, планы Банковой поменялись. Во-первых, хоть парламент и кажется монолитным при голосованиях, а у ПР есть необходимый запас голосов, есть мнение, что консенсуса именно по избирательной системе пока нет. К тому же, регионалов серьезно озадачили последние соцопросы, которые показывают, что их рейтинг падает куда быстрее, чем они допускали.
Вливание партии Сергея Тигипко в Партию регионов может быть следствием того, что «регионалы» склоняются к консервированию нынешней избирательную системы. Возможно, после того, как эйфория прошла, сомневаются, что им удастся консолидировать вокруг себя имеющих каждый свои интересы мажоритарщиков. Ведь те могут увидеть, что власть слабеет, теряет популярность, не так страшна, как пытается казаться, и начнут «качать права». Об этом Виктор Янукович может поинтересоваться у тщетно пытавшегося контролировать в свое время парламент Леонида Кучмы. Ведь даже списочники из НУНС, почуяв закат карьеры своего «шефа» Виктора Ющенко, сразу вспомнили каждый о своих амбициях, и предыдущий Президент фактически остался без поддержки в парламенте, если не считать немногочисленных осколков «Нашей Украины».
Но какие у «регионалов» есть другие варианты получить большинство, ведь нынешних 190 штыков, не говоря уже о 226, им явно не видать? Можно, конечно, вспомнить тактику поштучной скупки, но она может не понадобиться. По последнему исследованию компании TNS на сегодняшний день в Раду проходит четыре партии (при условии сохранения 3 %-ного барьера) – собственно ПР (20,3%), «Батьківщина» (14,7%), «Фронт змін» (9,1%) и КПУ (3,4%). «Сильная Украина» на момент опроса еще рассматривалась как отдельная политическая сила, но погоды со своими 2 % особой не делала. Предположим, что к этой четверке присоединятся «УДАР», который, скорее всего, будет склонен к конформизму, или «Свобода», но уже сейчас очевидно, что для формирования большинства для ПР ключевой станет позиция Яценюка. Яценюка, который выступает с заявлениями, что нельзя допустить изменения избирательного законодательства (чисто лидерский проект ему куда милее возни с мажоритарщиками, что подтвердили недавние местные выборы),а на выборы оппозиции эффективнее идти разными колоннами. Конечно, риторика Яценюка пока подчеркнуто оппозиционная, но вы уверены, что если ему предложат пост премьера, то он захочет еще несколько лет пробыть в ранге оппозиционера с призрачными шансами на президентство в 2015-м? Свои пожелания могут высказать и спонсоры Арсения Петровича. Непонятно, конечно, куда тогда девать свежеприобретенного Тигипко, но тут уж как-то разберутся.
Конечно, ход назад в смене избирательной стратегии может изрядно спутать карты тем, кто уже начал готовиться к мажоритарной кампании и уже сейчас вкладывать деньги в свою раскрутку в неподеленных пока округах. Среди них, в том числе, и регионалы – например, Максим Луцкий признавался «Главкому», что собирается «окучивать» Соломенский район столицы. Всем-то нынешним депутатам в будущем списке ПР места точно не хватит.
Но это их частные проблемы, в то время как на Банковой решают проблемы стратегические. В идеале, конечно, хочется заполучить конституционное большинство. И далеко не факт, что это будет проще сделать с помощью «мажоритарщиков».
«Действительно, сейчас наблюдается тенденция, что все идет к отказу от смешанной системы, – говорит глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. – Во-первых, на нее нет голосов, во-вторых, власть опасается на выборах ломать «мажоритарщиков» через колено и нарываться на критику Запада. А Запад очень остро реагирует на нарушения в процессе выборов и закрывает глаза на формирование большинства в парламенте. Тем более что если удастся нейтрализовать Юлю, то со всеми остальными можно будет договариваться. Но окончательного решения еще нет».
К тому же, отказ от разработанного ведомством Александра Лавриновича закона, в котором полно дискуссионных моментов вроде повышения проходного барьера, невозможности одновременного баллотирования по округу и списку и прочих, можно будет подать как шаг навстречу общественному мнению как в Украине, так и на Западе.
«В этом случае власть может сделать ход конем – предложить открытые партийные списки, – предполагает политолог Владимир Фесенко. – Эта будет та же смешанная система, только на региональном уровне. Отсутствие голосов за смешанную систему, мне кажется, не соответствует действительности – она и «рыбаковым», и многим «нунсовцам», которые не попадают в списки Тимошенко и Яценюка, и Литвину необходима. И регионалам, мне кажется, все равно будет проще сколотить большинство с помощью мажоритарщиков. Те «летние» цифры, которые сейчас дает TNS, я не считаю до конца объективными».
В любом случае, уже осенью реальные планы власти станут выкристаллизовываться. Не надо, кстати, забывать и еще один вариант – перенос парламентских выборов на неопределенный срок – ближе к президентским. Тогда об идеальной избирательной системе можно будет спорить еще очень долго.