Виктор Янукович: Украина теряет огромные деньги
Как будет решаться вопрос о цене российского газа, а также о том, каким должно быть экономическое сотрудничество между постсоветскими странами рассказал президент Украины Виктор Янукович во время саммита СНГ в Душанбе.
Как будет решаться вопрос о цене российского газа, а также о том, каким должно быть экономическое сотрудничество между постсоветскими странами рассказал президент Украины Виктор Янукович во время саммита СНГ в Душанбе.
Виктор Федорович, сейчас одна из наиболее обсуждаемых тем в Украине, это переговоры по цене газа. Вы с российским коллегой обсуждали этот вопрос?
Мы постоянно в диалоге, который продолжается и сегодня. Это вопрос, который касается наших отношений, но он не новый. Этот диалог длится уже полтора года.
Российская сторона заявила, что пойдет на уступки по цене лишь в случае объединения «Нафтогаза» с «Газпромом». Будут ли после этого продолжаться переговоры?
Диалог между такими партнерами, как Украина и Россия всегда должен быть. Наш товарооборот $50 миллиардов. Мы обязаны совместно решать этот и многие другие вопросы. Иного пути нет.
А какова вероятность того, что газовые соглашения будут разорваны через суд?
Мы столкнулись с ситуацией, когда Украина теряет огромные деньги. Мы уверены, что сегодня несем лишние затраты. Нельзя спокойно сидеть и ничего не предпринимать, чтобы решить этот вопрос. Это то, что нам осталось от предыдущей власти. В этом вопросе две составляющие. Первая — соглашение было подписано между хозяйствующими субъектами без учета наших международных соглашений, которые существуют между Украиной и Россией. Точнее, с нарушением этих соглашений. Международные договора имеют уровень выше, чем какие либо соглашения между хозяйствующими субъектами. Если Россия с этим не согласится, мы будем вынуждены идти в международный суд. Но я надеюсь, что у нас хватит мудрости найти взаимовыгодное решение и без суда. Это — последняя инстанция, когда во время переговоров будут исчерпаны все другие возможности. Второй вопрос — хозяйствующие субъекты не имели в этом вопросе полномочий, утвержденных правительством, то есть директив. Тимошенко это сделала лично от себя. Нарушала она закон или нет — решит суд. Я на этот вопрос отвечаю так: трактовать закон должны те инстанции, которые отвечают за это согласно Конституции. Судебная система даст оценку, что можно было делать, а чего — нет. Я надеюсь, что очень скоро мы получим ответ на этот вопрос.
Вопрос слияния компаний НАК «Нафтогаз» и «Газпром» сегодня уже не рассматривается?
Это вопрос совсем в другой плоскости. Сначала мы должны навести порядок, вывести газовый вопрос на приемлемый для обеих сторон уровень. Дальнейшее движение — интеграция, слияние — это уже следующие вопросы, которые мы будем обсуждать и решать, что будет выгодным, а что нет.
Как вы оцениваете результаты саммита в Душанбе?
СНГ — это отличная площадка для встреч и диалога со странами, которые традиционно связаны торговыми внешнеэкономическими отношениями. Безусловно, мы хотим, чтобы активизация этих отношений была большей. Но она такая, которая приносит пользу нашим странам. Отношения между этими странами складывались годами. Международная правовая база, которая существует между нами, позволяет решить много вопросов. Но не хватает, например, соглашения о Зоне свободной торговли на условиях Всемирной торговой организации. Это перспектива всех стран СНГ. Первыми в ВТО пойдут Россия и Казахстан. Уверен, что и другие страны будут вступать в ВТО. Поэтому мы должны смотреть и развивать нашу совместную работу в разных сферах. Тут есть вопрос инновационного развития, совместной инновационной работы. Наука работает во всех странах. Мы заинтересованы в обмене инновационными программами. Это должно быть решено в ближайшее время в наших межведомственных соглашениях. Такие вопросы и решаются на площадке СНГ.
-- Мнения
Вадим Колесниченко, глава подкомитета по вопросам увольнения судей и реагирования на нарушения законодательства в сфере правосудия
Газовые соглашения, заключенные с Россией в 2009 году, действительно противоречат Европейской энергетической хартии, которую подписали правительства России и Украины. Согласно ее нормам, цена на газ и ставка транзита должна быть равной для всех. А согласно подписанным контрактам, это условие явно не соблюдается. Цена транзита газа для Украины нерентабельная. С юридической точки зрения для разрыва газовых соглашений возможностей мало. Именно поэтому сейчас идет переговорный процесс. Если уголовное дело против Юлии Тимошенко закончится обвинительным приговором, то Украина сможет сказать России о разрыве контрактов. Это не является главным и существенным аргументом, но это будет поводом для проведения дальнейших переговоров в этом направлении, и, если понадобится, одним из существенных аргументов в Международном суде.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
Самым главным итогом саммита, я считаю, было выступление нашего президента. Он выразил озабоченность по поводу отношений со странами СНГ. Сюда относится организация зоны свободной торговли между странами СНГ. Ведь Украина впервые в 1991 году предложила такой вариант сотрудничества. Немаловажным фактом является согласие Туркменистана на поставки газа в Украину, как это было в 90-х годах. Ведь сейчас ведутся переговоры о пересмотре газовых контрактов с Россией. Хотя это невыгодно ни России, ни Украине. Все мы видели, что во время обеда, когда саммит стран СНГ подходил к концу, Виктору Януковичу и Дмитрию Медведеву все-таки удалось поговорить. Но, я думаю, глобальные и важные вопросы для обеих стран они не обсуждали. Этот разговор состоялся для того, чтобы не доводить отношения до «точки кипения». Возможно, это была попытка Януковича донести до руководства России сегодняшнее затруднительное положение Украины.
Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»
Думаю, что саммит стран СНГ, который прошел на днях, не позволил Украине решить насущные проблемы. Тем более, как я понимаю, это была не официальная встреча. Поэтому важных вопросов они не обсудили. Все-таки один важный вопрос Виктор Янукович обсудил со своими коллегами. Это зона свободной торговли в рамках СНГ. Сейчас для вступления Украины требуется обновление правовой базы. Многое изменилось за эти годы, в том числе и законодательства стран постсоветского пространства. Все это нужно согласовывать. А по поводу разговора Януковича и Медведева хочу сказать, что наверняка, Янукович уговаривал Медведева пойти на уступки и пересмотреть газовые контракты. Для Украины соглашения 2009 года крайне невыгодны.