Крым станет областью?

Пойдет ли Банковая на ликвидацию автономии

«Автономная Республика Крым имеет достаточно полномочий, но очень важно, чтобы эти полномочия были на деле, а не на словах», – вещал Виктор Янукович в одном из своих «ядерных» регионов во время предвыборной гонки в 2009-м году. Тогда Виктор Федорович сетовал на то, что «оранжевая» власть игнорирует положения крымской Конституции, и обещал, что в случае победы на выборах вечно неудовлетворенные своим положением жители полуострова вздохнут с облегчением. Пока на полуострове слышен только вздох разочарования: «макеевская команда быстрого реагирования» довольно быстро дала понять, что в нынешней системе жесткой централизации власти никакого особого места для Крыма не уготовлено. Невзирая на автономный статус, который также, по сути, не вписывается в картинку идеальной страны, которую нарисовали себе бывшие сторонники федерализации, а теперь такие же ярые адепты «соборности». И во властной команде уже слышны разговоры, что автономия – ненужный атавизм, доставшийся с времен становления независимости.

-- История вопроса

Нынешняя АРК зародилась в бурные 90-е, когда СССР переживал распад, а сам Крым по известным причинам воспринимал его очень болезненно. В 1991-м году после «парада суверенитетов» состоялся всекрымский референдум, в результате которого более 90 % населения Крыма проголосовали за воссоздание Крымской АССР, упраздненной в 1945-м году, как субъекта СССР. Верховный Совет УССР воспринял результаты референдума по-своему, приняв закон о восстановлении Крымской автономии, но в составе УССР. В ответ Верховный Совет Крымской УССР пошел ва-банк, проголосовав за Декларацию о государственном суверенитете Крыма, а позже на ее основании принял новое название республики – Республика Крым. Официальный Киев тем временем принимал законы, который закрепляли за Севастополем статус республиканского города и самого Крыма как составной части Украины. Последовавшая затяжная «война законов» завершилась приходом к власти в 1994-м первого и последнего Президента Крыма Юрия Мешкова, известного своей откровенной пророссийской позицией и открыто заявлявшего о возвращении Крыма России. Мешкову удалось удержаться во власти чуть больше года, но его конфликты со спикером крымского парламента Сергеем Цековым и договоренности Бориса Ельцина и Леонида Кучмы привели к тому, что в соответствии с принятым украинским парламентом законом «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым» суверенитет и Конституция Крыма были ликвидированы, а АРК стала составной частью Украины. Такое решение во многом стало компромиссным и на автономный статус полуострова, ввиду «особых обстоятельств», в те годы никто не покушался. В 1997-м был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной, согласно которому признавалась незыблемость границ, а в 1998-м – принята Конституция АРК, которая, в отличие от «сепаратистской» Конституции 1992-го, не вступала в противоречие с Основным Законом Украины.

С тех пор уверенности в собственной исключительности у крымчан, живущих на «оккупированной» территории, если и убавилось, то ненамного. Полуостров стал пристанищем различных пророссийских сил с мутными источниками финансирования и пышными названиями вроде «Севастополь – Крым – Россия», плацдармом для «антинатовских» акций, а также излюбленным местом паломничества российских политиков, специализирующихся на «украинском направлении» вроде Юрия Лужкова и Константина Затулина. Интеграция Крыма в остальную (или «Великую», если следовать терминологии Дмитрия Табачника) Украину большого успеха не принесла, хотя откровенно пророссийские настроения, которые царили там раньше, с приходом новой власти уже не так слышны. Как минимум потому что новая команда, к приходу которой к власти немалые усилия приложили сами крымчане, достаточно жестко разобралась с заполонившими полуостров организациями «триколорного» окраса.

-- Замена Джарты

Приход в Крым Василия Джарты и его макеевских друзей вызвал ропот среди крымских элит, но в то же время, опуская методы работы покойного премьера Крыма, вряд ли кто скажет, что он действовал неэффективно, учитывая задачи, перед ним поставленные. А они были достаточно прямолинейные – вбить колышек вертикали власти в самой южной точке страны, устранить (не в прямом смысле – все-таки не 90-е на дворе) тех, кто этому мешает, в том числе, и многочисленных конкурентов в стане «бело-голубых», ну и, естественно, по ходу заняться традиционной забавой – переделом собственности. В помощь новой команде в июне этого года был принят новый закон «О Совете министров Автономной республики Крым», фактически поставивший исполнительную власть выше выборной – крымского парламента. Похожий фокус был показан Партией регионов в Киеве, когда всенародно выбранный мэр был вытеснен аж в Израиль назначенным Президентом главой КГГА. Впрочем, даже без такой юридической поддержки крымский Верховный Совет, прошедший обработку новым премьером, был весьма чуток к пожеланиям, поступавшим из Киева. «Сейчас крымский парламент – это типичный облсовет уровня какой-нибудь Днепропетровской или Харьковской области», – говорит политолог Вадим Карасев.

Тем не менее, очень многое в Крыму последний год с лишним держалось на «факторе Джарты» и то, что Президент до сих пор не определился с его преемником (хотя начал этим заниматься еще до смерти премьера Крыма) – факт весьма показательный. Вроде бы местные парламентарии рассчитывают, что Президент обратит внимание и на их пожелания и предложения в этом вопросе. Но мало кто сомневается, что крымский парламент в итоге назначит на пост премьера любую кандидатуру, спущенную «сверху». И этот кто-то должен будет как может продолжать дело доказавшего свою эффективность Джарты, максимально удерживая «свободолюбивый» и разношерстный Крым в ежовых рукавицах.

«Административная вертикаль, которую выстраивает Янукович, не предполагает исключений, – рассуждает политолог Виктор Небоженко. – Джарты же не просто был жестоким человеком, как о нем говорили, просто он делал то, что делал бы любой другой на его месте. Другое дело, что он справился».

Конечно, крымская автономия (а в последнее время – особенно) больше является бутафорной, чем реальной. А после смерти Джарты и последовавшей некоторой растерянности местных элит, у Банковой появляется, казалось бы, неплохой шанс совершить то, о чем говорят пока на уровне предположений и слухов, – ликвидировать автономию де-факто и сделать из Крыма 25-ю область Украины. Среди сторонников этой идеи в Администрации Президента в СМИ называли фигуру советника Януковича Юрия Левенца.

Сделать это, в общем, не так уж сложно – найти 300 голосов в парламенте за изменения в Конституции, которые касаются автономии Крыма (а их вполне можно наскрести за счет депутатов из «национал-партиотических» фракций), а затем уже простым большинством вносить изменения в соответствующую законодательную базу. Надо сказать, что такие разговоры Крымом бродят. И провоцируют их не только националисты из «Свободы» и УНП, давно и регулярно поднимающие вопрос ликвидации автономии, но и чиновники из партии власти. Например, спикер крымского парламента Владимир Константинов уже высказывался по этому поводу: «Если людям лучше жить в области, – почему бы и нет?» А крымчанин-регионал Василий Киселев даже предположил, что сами крымчане воспримут это вполне нормально и «никакого социального напряжения не будет однозначно».

-- «Себя не оправдала»

Впрочем, сейчас регионалы утверждают, что вопрос ликвидации автономии пока «не на часі».

«Автономия никогда ни при каких условиях не будет ликвидирована, это даже обсуждению не подлежит, – уверяет депутат ПР Вадим Колесниченко. – Об этом могут говорить люди, которые ничего не понимают в устройстве украинского государства. Это вызвало бы серьезные проблемы, которые заложили бы мину под будущую целостность Украины. А автономия сохраняет межнациональное согласие внутри Крыма».

С последним пассажем не согласен представитель Меджлиса крымско-татарского народа Рафат Чубаров. Крымские татары очень скептически относятся к нынешнему формату автономии и традиционно требуют больших прав для себя.

«Это совершенное лукавство, – заочно дискутирует он с Колесниченко. – Чтобы автономия способствовала межнациональному согласию, должны быть предусмотрены некие правовые механизмы, которые позволяли бы обеспечивать равные возможности для прав сообществ, живущих в Крыму. А сегодня одна этническая группа, находящаяся в большинстве, фактически управляет остальными.

В нынешней автономии не определен субъект, который использовал свое право на автономизацию, ведь бывшая Крымская область по национальному составу мало чем отличается от других областей Украины. Если бы автономия выстраивалась с учетом крымско-татарского фактора, это было бы понятно, а сегодня это просто несколько иная форма управления регионом и, по большому счету, она себя не оправдала».

Оправдала – не оправдала, но пока что тех, кто верит в радикальный вариант развития вокруг статуса Крыма, немного. Мол, пока что у Виктора Федоровича хватает, чем заняться, а поднятие этого вопроса перед парламентскими выборами угробит и без того хиреющий рейтинг ПР на полуострове.

«Януковичу ведь нужно учитывать еще и внешний фактор, в том числе, российский, – говорит политолог Юрий Романенко. – Проблемы с русскими будут только усиливаться, и будет нарастать сопротивление со стороны россиян через аффилированные политические структуры, что будет требовать особо тонкой настройки крымской темы. Не думаю, что сейчас будет решаться вопрос ликвидации автономии – слишком быстро развивается политический и экономический кризис и, соответственно, Януковичу будет просто не до Крыма. Ему важнее будет не опустить ситуацию на более низкий уровень управляемости, чем решать проблему автономии как таковой».

Смерть Василия Джарты отнюдь не заставила поубавить обороты в риторике одного из его главных оппонентов в Крыму Леонида Грача, еще год назад заявившего, что такими темпами централизации крымская автономия может фактически прекратить свое существование.

«Хочу сразу предупредить: если кто-то хочет взорвать территориальную целостность Украины, то пусть подымет руку на конституционные полномочия автономии, – как обычно, грозен Грач. – К сожалению, Виктор Федорович далеко зашел с Василием Джарты, завезшим в Крым беспредельщиков из Макеевки, так взвинтивших тут все политические процессы, что Крым уже «на сносях». Этот страшный эксперимент закончился, потому что Всевышний убрал из этого мира Джарты, иначе тот наломал бы дров до конца. И у Януковича сейчас есть шанс изменить ситуацию».

Аргумент о том, что времена сейчас другие, по сравнению с теми, когда Крым получил автономию, Грач не воспринимает:

«Что – разве сейчас не такая напряженная геополитическая обстановка, нет проблем, связанных с межнациональным спектром? Кто сказал, что Россия не больше не интересуется тем, что происходит в Крыму? Крым, как и Львов, под одну гребенку не причешешь, и к этому вопросу нужно подходить избирательно с государственной мудростью».

-- Зачем это нужно?

Кстати, сами россияне хоть и не особо верят, что украинские власти окончательно ассимилируют Крым в теле государства, но отнюдь не исключают таких попыток. И готовы им противодействовать.

«Это не фантастический вариант, ведь на сегодняшний день своеобразие Крыма очень мало учитывается при принятии политических решений, – рассуждает «специалист по Крыму», депутат Госдумы РФ Константин Затулин. – Тенденции такого рода присутствуют, и они вдохновляются тем, что Крым всегда был проблемной для властей Украины территорией».

Затулин утверждает, что не видит никакой необходимости формально отменять автономию, поскольку командные высоты полностью сосредоточены в руках действующей власти. Хотя не скрывает обеспокоенность тем, с какой силой новая властная команда «впервые в истории Крыма» обрушилась на всевозможные «русскоязычные организации»: «Но Крым остается внутренним делом Украины, и она вольна делать как ошибки, так и правильные шаги. У России сегодня нет прямого повода вмешиваться и реагировать на эту ситуацию».

Но такой повод, по словам Затулина, может появиться:

«Если на Украине отменят автономию Крыма, это, безусловно, наложится на российско-украинские отношения. Это не повод для войны, но отягчающее наши отношения обстоятельство, ибо неформальным гарантом крымской автономии является Россия. Только с учетом понимания крымского своеобразия, его особого положения Россия и соглашалась не поднимать никоим образом этот вопрос. В силу нашей зависимости во многих вопросах это абсолютно точно аукнется, не обязательно напрямую, но косвенно. Со стороны властей Украины вообще было бы контрпродуктивно рассматривать такие планы».

Хотя сейчас кажется, что игры Банковой с автономией Крыма могут принести ей больше проблем, чем бонусов, но создание Крымской (Таврической) области стало бы логическим итогом правления Януковича. Сейчас Крым, хоть и тихонько ропщет, находится под полным контролем, но кто знает, как будут развиваться события дальше – особенно на фоне повального падения рейтинга партии власти на полуострове и портящихся с каждым днем все больше отношений с Россией. Конечно, изначально превращение Симферополя из столицы автономии в обычный областной центр вызовет понятное недовольство как крымчан, которым милы их декоративный парламент и флаг, так и восточным соседям. Но в долгосрочной перспективе построение унитарного государства может стоить украинской власти и лично Виктору Федоровичу кучи сэкономленных нервных клеток. И дополнительной уверенности в том, что автономия Крыма не будет ликвидирована уже в составе другого братского государства.