Татьяна Бахтеева: Кто ответит за здоровье нации?
Сегодня состояние медицины в Украине и здоровье ее граждан – уже не только ключевой вопрос внутренней политики
Сегодня состояние медицины в Украине и здоровье ее граждан – уже не только ключевой вопрос внутренней политики, но и вопрос национальной безопасности. Как известно, в стране затеяли новую медицинскую революцию. Для чего необходимо новое законодательство? Готова ли реформа стартовать сегодня?
За ответом на эти и многие другие вопросы мы обратились к главе Комитета ВР по вопросам охраны здоровья, народному депутату Украины Татьяне Бахтеевой.
-- «Нам не надо изобретать велосипед»
Мы встретились с Татьяной Дмитриевной сразу после отпуска, из которого она вернулась раньше, потому что рассмотрение вопросов медицинской реформы в Верховной Раде запланировано уже на осень.
– Татьяна Дмитриевна, премьер-министр Украины Николай Азаров утверждает, что первоочередной задачей правительства будет забота о населении. И тут на первый план выходит медицина и ее скорейшее реформирование. В каком состоянии отрасль сегодня, сделаны ли хоть какие-то реформаторские шаги?
– Ну в каком состоянии может быть отрасль, которая за все 20 лет независимости Украины оставалась без реформирования и внимания государства, финансировалась по остаточному принципу и выживала во многом лишь благодаря энтузиазму врачей?
Скажу честно, состояние нашей медицины сегодня критическое. В больницах не хватает элементарных медикаментов, не говоря уже о современном оборудовании, износ которого составляет 70–80%. Капитальные ремонты даже областных больниц не проводятся по 20–30 лет. Но главный показатель состояния отрасли здравоохранения – это уровень здоровья наших граждан. Приведу только некоторые факты.
Смертность населения в Украине составляет 15,2, а в странах-членах ЕС – 6,7 на 1 000 населения. Средняя ожидаемая продолжительность здоровой жизни в Украине равна 59,2 года, а в странах Евросоюза – 67 годам. Уровень смертности мужчин трудоспособного возраста в Украине превышает аналогичный показатель даже в странах, в которых валовый национальный продукт в 4–6 раз ниже, чем у нас.
За годы независимости Украина потеряла 6 миллионов граждан, что по масштабам сравнимо с населением таких стран, как Финляндия или Дания, и не в последнюю очередь связано с низким качеством медицинского обслуживания населения.
Перечень печальных цифр можно продолжать, но я убеждена, что любой читатель вашего издания знает, сколь плачевно сегодня состояние медицины в Украине. Это то, с чем люди сталкиваются каждый день.
– Но, Татьяна Дмитриевна, существует некий парадокс: с одной стороны, наша система здравоохранения задыхается от многолетнего хронического дефицита государственного финансирования, а с другой – крайне неэффективно использует имеющиеся силы и средства.
– Медики абсолютно правы. Государственное финансирование на здравоохранение в Украине составляет лишь 920 гривен, или чуть больше 115 долларов США из расчета на одного жителя. В то же время в среднем по Европейскому региону этот показатель составляет 1 546 долларов США. Разница разительна. Но она не отменяет другой проблемы: неэффективности использования имеющихся в системе средств из-за диспропорции в распределении финансов между первичной и специализированной медицинской помощью. Если в развитых европейских странах на первичную помощь выделяется 25–30% всех финансовых средств здравоохранения, то в Украине – меньше 15%.
– Медицинская логистика и реструктуризация отрасли – одна из главных задач на сегодня. На чей опыт нам следует ориентироваться?
– Нам не надо изобретать велосипед: в некоторых странах Европы, например в Германии, существует достаточно эффективная медицинская инфраструктура. Мы должны увеличить количество учреждений первичной помощи, обеспечить их врачами и медперсоналом. В медицинской вертикали «первичка» – это фундамент народной медицины.
И коль уж вы заговорили о логистике, стоит поднять вопрос о четком размежевании служб первичной и вторичной медицинской помощи. В Украине чрезмерное количество стационарных больничных коек, на содержание которых тратятся огромные средства. Скажем, более 30% больниц в стране составляют небольшие сельские участковые и районные больницы. Качество помощи в них чрезвычайно низкое, но при этом средняя себестоимость лечения одного пациента очень высокая – 2 048 грн. Она практически не отличается от себестоимости лечения в областной больнице (2 494 грн), оказывающей высокоспециализированную, то есть третичную, медицинскую помощь!
К этому следует добавить то, что каждый второй пациент в Украине госпитализируется в медицинские стационары абсолютно необоснованно. Адекватная помощь этим госпитализированным пациентам вполне может быть оказана на первичном уровне или в учреждениях социального обеспечения.
Скажите, разве все вышесказанное не дает оснований для немедленного реформирования? А ведь я назвала лишь малую толику существующих проблем! Реформа должна была стартовать еще несколько лет назад. Обещанная предыдущей властной командой реформа здравоохранения, для проведения которой у нее было целых пять лет, к сожалению, так и не сдвинулась с места. Так что пора переходить от слов к делу. Подготовительный этап мы начали сразу, как только получили возможность: уже 2 июня 2010 года на официальном сайте Президента Украины был размещен проект Программы экономических реформ на 2010–2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», одной из важнейших составных частей которого является раздел, посвященный реформе системы медицинского обслуживания. Сегодня этот документ уже приобрел статус официальной программы.
Фото из личного архива Татьяны Бахтеевой