Тимошенко спокойней за решеткой?
Янукович окончательно запутался
Тайм-аут до 27 сентября, полученный Юлией Тимошенко и ее адвокатами, вызвал весьма скептическую и привычно недовольную реакцию стороны защиты обвиняемой. То есть на благодарность от Тимошенко сотоварищи вошедший в последнее время во вкус судья Киреев мог не рассчитывать. Здесь мы сразу просим прощения у тех сторонников власти, которые искренне считают, что данный процесс не имеет политической окраски, а беспристрастный судья не различает на слух голосов власть имущих. Все-таки по умолчанию будем считать, что неглупый г-н Киреев как минимум наблюдает за происходящим в стране и за ее пределами и осознает, как процесс над Тимошенко влияет на миропорядок. Как максимум…
Сейчас сложно сказать, на что рассчитывали на Банковой, ввязываясь в процесс над Тимошенко в преддверии подписания ряда интеграционных документов с Евросоюзом. Если стояла задача показать миру торжество нового прозрачного украинского правосудия, то такие планы испарились вместе с ручьями пота со лбов европейских послов, заглянувших на «рядовой процесс» в Печерский суд. Конечно, расчет на то, что Европа слишком занята внутренними проблемами и, к тому же, весьма заинтересована в раздаче пряников Украине, дабы та не засматривалась на Восток, имел место быть. И, в принципе, с Запада шли определенные сигналы, что «дело Тимошенко» хоть и, мягко говоря, удивило цивилизованную Европу, но никак не скажется на нашей ассоциации с ЕС и присоединении к Зоне свободной торговли (после которого, кстати, все разговоры о Таможенном союзе теряют всякий смысл, и хватка со стороны России может ослабнуть). Рады были слышать только то, что им хочется, в Администрации Президента – например, первый замглавы АП Ирина Акимова, которая уверенно вещала, что «никакие политические факторы не смогут перебить важности такого длинного переговорного пути, который Украина прошла с представителями ЕС».
Но ближе к предполагаемому приговору Тимошенко с Запада пошли и другие месседжи. Ладно, не будем считать партию ЕНП, которая состоит в партнерских отношениях с «Батькивщиной» и неоднократно обвинялась «регионалами» в корпоративных договоренностях. Но недовольство Европы, видимо, уже превзошло массу, которую украинская власть считала критической. Французский МИД, изначально внимательно следивший за процессом над Тимошенко, недавно недвусмысленно дал понять, что ратификация в соглашения о политической ассоциации между Евросоюзом и Украиной будет зависеть от снятия «необоснованных» обвинений с Тимошенко. Напомним, что ратифицировать соглашение должны все без исключения члены ЕС, а учитывая, что в Евросоюзе у Киева хватает недоброжелателей, лишний повод для демонстрации норова им совсем не помешает.
Один из исторически сложившихся «адвокатов» Украины в Евросоюзе – Польша сейчас председательствует в ЕС и, казалось бы, в этом отношении у Киева весьма благоприятный момент для сближения со Старым Светом. Но если и с Кучмой, и с Ющенко у польских лидеров многое было завязано на личностных факторах, то Янукович для Варшавы пока не так близок. Но так как сама Польша в период своего главенствования в ЕС заинтересована в создании имиджа «страны-поручителя», то и на украинском направлении она ведет активную работу, передавая на Банковую царящие в Евросоюзе тенденции. А они очевидны. По мотивам беседы с Януковичем польский Президент Бронислав Коморовский произнес загадочную фразу: «После разговоров с Президентом Януковичем я могу иметь ограниченную, но обоснованно оптимистичную точку зрения о перспективе развития ситуации также в контексте дела Юлии Тимошенко».
Закрепил материал «специалист по Украине» бывший Президент Польши Александр Квасневский, который во время трехчасового общения с Януковичем, помимо европейских перспектив Киева, обсуждал и фактор Тимошенко. Что характерно, о том, что в ходе
этих разговоров упоминался процесс над ЮВТ, все узнали со слов поляков, а не от Банковой, которая в своих пресс-релизах обошла этот факт стороной. Все это очень напомнило ситуацию с белорусским коллегой Януковича Александром Лукашенко, который недавно через главу болгарского МИДа передал Европе сигнал, что готов ради получения кредитов отпустить политзаключенных. А такие аналогии, понятное дело, Виктору Федоровичу не очень льстят.
Вообще Янукович в последнее время может похвастаться огромной популярностью на Западе, которую ему не смогли бы обеспечить ни печатные труды, ни старания Анны Герман и активной представительницы Украины в ПАСЕ Юлии Левочкиной. Ему пишут приватные письма Генсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон. Есть, конечно, нюанс, что эти обращения касаются дела Тимошенко, а та же Эштон недавно отменила визит в Киев, ранее анонсированный Администрацией Президента.
Такая озабоченность Запада состоянием прав и свобод в Украине во многом объясняется и двойной игрой, которую все это время вело окружение Тимошенко. На словах от самой узницы Лукьяновского СИЗО мы слышали обращения к европейцам с просьбой не увязывать процесс в Печерском суде и европейские перспективы Украины. Реально же Григорий Немыря и Александр Турчинов активно убеждали в обратном главу представительства Евросоюза в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейру. А недавно на встрече участников Комитета сопротивления диктатуре с зарубежными дипломатами прозвучал открытый призыв заблокировать переговоры ЕС с Украиной.
Неудивительно, что в такой ситуации в преддверии нескольких ключевых европейских «тусовок» украинская власть решила ненадолго затаиться и устроить судье Кирееву давно заслуженный отдых. Уже в ближайшее время Януковичу предстоят встреча c комиссаром Евросоюза по вопросам расширения и политики соседства с непростой для нашего Президента фамилией Фюле, также в этом месяце – заседание Генассамблеи ООН и саммит Восточного партнерства в Варшаве. Хотя последний пройдет 30 сентября, когда уже возобновятся судебные заседания по делу Тимошенко, приговора к тому времени, скорее всего, ожидать рано. Плюс Виктора Януковичу предстоит непростая встреча с давним симпатиком Юлии Владимировны Николя Саркози, на которой неприятной для украинского Президента темы явно не удастся избежать. А учитывая роль Парижа в «ливийском вопросе», можно предположить, что устами Саркози с Януковичем будет говорить и Вашингтон. То, что на Банковой всерьез рассчитывают на парафирование договора об ассоциации уже в этом году и готовы к серьезным уступкам, можно судить хотя бы по информации, что в случае провала инициативы полетит голова шефа МИД Константина Грищенко.
На фоне «горячей фазы» в украино-российских отношениях вокруг суда над Тимошенко переплелись интересы массы сторон как с Запада, так и с Востока. И отдельные горячие головы рисуют вовсе фантастические варианты, что якобы между Януковичем и Тимошенко существует договоренность о том, что Юлию Владимировну держат за решеткой, поскольку это сейчас – единственное для нее безопасное место. Якобы лидер оппозиции на свободе может стать идеальной мишенью для «внешних сил», желающих окончательной дестабилизации в Украине.
Но если это выглядит совсем уж конспирологической теорией, то Европа, судя по всему, лояльно отнесется к следующему компромиссному варианту развития событий – условный срок или реальный срок с помилованием Тимошенко с невозможностью ее личного участия в выборах, но при этом сохранение за Юлией Владимировной статуса главного оппозиционера и возможности влиять на политические процессы в стране. Непонятно только, стоило ли власти ради этого городить такой огород, чтобы теперь и Виктор Янукович, и Сергей Левочкин неоднократно оправдывались на различных встречах, что процесс над Тимошенко им невыгоден. А сам Виктор Федорович сходу заработал имидж, для обеления которого понадобятся годы дипломатической работы.
Фото - golosua.com