Оппозиция не пойдет на выборы?
Власть «пугают» переходом в подполье
Поняв, что полноценно бороться с властью она пока не может, оппозиция задумалась о другой тактике – игнорирования системы и перехода в параллельную политическую реальность – по сути, в подполье. Правда, призыв бойкотировать парламентские выборы 2012-го в том случае, если Юлия Тимошенко получит обвинительный срок, исходит пока только от одной политической силы – «Фронта змин» Арсения Яценюка, развившего бурную оппозиционную деятельность. Яценюк призывает все демократические партии поставить власти условие, что они пойдут на выборы только в случае допуска к процессу БЮТ. Причем, по версии Арсения Петровича, БЮТ без Тимошенко, которая может быть не допущена к выборам в результате судебного процесса, – это уже не БЮТ, а непонятно что. Также инициатор бойкота сделал любопытный вывод: «Если все демократические партии не пойдут на выборы, то это означает, что выборы провести нельзя». Хотя понятно, что в юридическом плане такая позиция ничем не подкреплена. Упор может делаться разве что на моральную сторону ситуации – такая показательная сплоченность оппозиции выставит власть в еще худшем свете на Западе, чем она есть сейчас.
Логика, конечно, в этом определенная имеется, но вот реализация такого плана весьма сомнительна. Причем самое интересное, что озвучила его единственная оппозиционная сила, которая без особых проблем попадает в будущий парламент, даже если избирательный барьер будет чуть поднят. Ну, за исключением самого БЮТ. Коллеги по оппозиции пока что относятся к громким заявлениям Яценюка достаточно снисходительно. Мол, пусть он высказывает свои предложения не с телеэкранов, а вносит их на Комитете сопротивления диктатуре. Другое дело, что для этого, как минимум, нужно дождаться приговора. Например, «бютовец» Игорь Грынив уверен, что сейчас этот вопрос «не на часі», а БЮТ вообще не рассматривает возможности, что следующие выборы пройдут без Юлии Тимошенко.
«Мы сделаем все, чтобы этого не было, и не хотим даже теоретически рассматривать такие варианты. Нужно сделать все, чтобы следующие выборы были демократическими, и этого нужно добиться сейчас, не дожидаясь 2012-го года», - сказал он.
Коллега Грынива по фракции юрист Сергей Власенко не так оптимистичен:
«Нас сегодняшний день по «газовому делу» Тимошенко сажать не за что. И если ее все-таки посадят, мы можем смело констатировать, что Украина перешла все «красные линии» и мы эту страну можем смело называть диктатурой. А зачем при диктатуре выборы? Это профанация, которая создает только видимость демократии».
Опасности в том, что в случае бойкота выборов об оппозиции просто забудут и она превратится в аналог потешной белорусской, Власенко не видит:
«Если против Украины будут введены те же санкции, что и против Беларуси, то все будет очень непросто для наших чиновников. Не думаю, что они готовы к той ситуации, в которой оказались их белорусские коллеги».
На то, что пока инициатива игнорирования выборов – это личная «фишка» Яценюка, в той или иной степени намекают представители всех «демократических сил», к которым Арсений Петрович обратил свой праведный призыв.
«Если будет общая договоренность, мы, безусловно, ее поддержим, – говорит заместитель партии «За Украину!» Ксения Ляпина. – Тут вся проблема в достижении такой реальной договоренности – сегодня пока не видно, чтобы она была сколько-нибудь близка».
«Нашеукраинец» Андрей Парубий считает, что технология бойкота может обговариваться как вариант противодействия, но на данный момент его партия не выносила даже какого-то предварительного решения:
«Пока это личная инициатива Яценюка. Если мы увидим избирательный доступ к выборам для той или иной политической силы, то понятно, что это будет шагом к сворачиванию демократических выборов в целом. Поэтому мое личное восприятие инициативы бойкота достаточно благосклонное, но говорить от имени всей политической силы не могу».
Зато наверняка могут говорить от имени своих политических сил Анатолий Гриценко и Николай Катеринчук, которые недавно объявили об объединении своих, мягко говоря, небольших партий. Гриценко в разговоре с «Главкомом» был по-военному краток: «Об этом надо у Яценюка спрашивать, который выдвигает такие инициативы. Ко мне он с этим предложением пока не обращался».
Катеринчук же припомнил, что его Европейская партия выдвигала аналогичную идею в качестве протеста против нового избирательного законодательства на недавних местных выборах: «Тогда это предложение не поддержал никто, включая Яценюка. Но давайте рассуждать так – у нас 189 зарегистрированных партий. Мы можем договориться и не пойти на выборы, а остальные пойдут. Так что пока это – популизм».
В реальность того, что оппозиционеры договорятся насчет неучастия в выборах, не верится еще и из-за наличия в их рядах как минимум одного достаточно рейтингового игрока, который вряд ли согласится жертвовать своими перспективами ради торжества «демократических ценностей» – «Свободы».
«Думаю, эти предложения – очень грамотный техногологический ход, цель которого – мобилизовать вокруг Арсения Яценюка и его проекта электорат, который остается у БЮТ, – рассуждает замглавы фракции «Свободы» во Львовском облсовете Юрий Михальчишин. – Всем сейчас понятно, что приговор Тимошенко, каким бы он ни был смягченным, будет обвинительным. И очевидно, что никаких способов легитимной формы участия Тимошенко в избирательном процессе 2012-го года найти не удастся.
«Фронт змин» же вне всяких сомнений будет не только принимать участие в выборах, но и станет одним из двух полюсов оппозиции, где вторым полюсом будет «Свобода». А бывшие голоса БЮТ из-за дезинтеграции этой структуры до уровня ядра личных фанатов Тимошенко, разделятся между этими двумя полюсами новой оппозиции».
Впрочем, в «Свободе» могут рассмотреть возможность бойкота выборов, но только не в контексте «дела Тимошенко»:
«Если будет принят избирательный закон, который установит нереалистичный избирательный барьер на уровне 7–10 %, если существенно поднимут уровень залога для участия в выборах, если продолжится физическое давление на активистов оппозиционных партий, то неучастие в выборах вполне целесообразно как форма антисистемного бойкота. Но бойкотировать выборы из-за одной единственной персоны – это фантастический сценарий, который в украинской политике никогда бы не имел шансов на реализацию».
Впрочем, такие разговоры, судя по всему, изначально заводятся без всяких шансов на реализацию. Ведь суть их, в принципе, та же самая, что и раньше, – объединить оппозицию перед выборами, только теперь в ином формате. Но история уже продемонстрировала, что инстинкт самосохранения у оппозиционеров – не самый сильный рефлекс.