Яценюка оставят с «тушками»?
Революция во фракции НУНС пока провалилась.
Революция во фракции НУНС пока провалилась. Ни исключения «тушек», ни тем паче смены главы фракции Николая Мартыненко, скорее всего, не состоится.
Если кратко вспомнить хронологию событий, то едва депутаты собрались после летних событий на новую сессию, как в свою очередь собралась в своем тесном кругу и фракция НУНС. Событие само по себе экстраординарное, так как ранее число собирающихся на фракции депутатов редко было просто двузначным, а тут набралось необходимое для кворума количество национал-демократических душ – 35. Депутаты исключили из фракции 12 депутатов, давно замеченных в «хождении налево» – группу Давида Жвании, нескольких голосовавших за харьковские соглашения и ушедшего в поднятие нацпроектов Влада Каськива. Плюс поднимался вопрос о Петре Ющенко, Геннадии Москале и еще нескольких фигурах, но до них руки не дошли. Глава фракции Николай Мартыненко, который хоть и присутствовал на заседании, но за инициативу большинства не голосовал, передал решение в аппарат Верховной Рады – и на этом все заглохло…
Изгнанные из фракции взбунтовались, трое из них написали заявления, что их исключили с нарушением процедуры, а Катерина Лукьянова на камеры недоумевала, за что конкретно выгнали ее и ее товарищей. Более того, люди Жвании вдруг резко вспомнили о своем долге перед фракцией и стали ходить на ее заседания.
Спикер же, как обычно, «умыл руки», высказавшись в том ключе, что пока он не будет уверен в том, что исключение из фракции прошло по всем правилам, объявлять в сессионном зале о «похудении» фракции он не будет. Теперь слово за регламентным комитетом, который о своем решении объявлять не спешит. И спешить, по словам оппозиционеров, не будет, поскольку власти выгодно замораживание существующего положения во фракции.
Выгодно оно и нынешнему главе НУНС, который недавно вместе с несколькими другими депутатами фракции обзавелся партийным билетом «Фронта змин». Задача Мартыненко – удержаться на этом посту до выборов, ведь именно главе фракции, скорее всего, будет предоставлено право подавать представителей в избиркомы. На чьей стороне в этом случае будет играть Мартыненко – очевидно. Успешное исключение из фракции 12 депутатов (плюс слышны голоса об аналогичных мерах к «Единому центру») автоматически уменьшает необходимый кворум и угрожает позициям самого главы фракции, в смещении которого заинтересованы многие. В качестве замены Николая Владимировича назывались фамилии Вячеслава Кириленко и Анатолия Гриценко, но вариант с тем же Кириленко выглядит малореальным, в том числе, из-за внутриоппозиционных «терок» – например, «нашеукраинцы» в приватных беседах признаются, что голосовать за бывшего однопартийца у них не поднимется рука.
Но пока «нунсовцы» не выполнили даже первую часть своего плана. Первый заместитель главы регламентного комитета бютовец Сергей Сас говорит, что на недавнем заседании регламентного комитета насущный для оппозиции вопрос вообще отсутствовал в повестке дня. К тому же, Сас признал, что «три принципа», по которым из фракции исключали «запроданців», очень смахивают на самодеятельность.
«НУНС надо бы сначала принять положение о фракции, в котором четко прописать критерии, а потом уже исключать тех, кто им не соответствует, – считает Сас. – В БЮТ, например, такое положение есть, и поэтому исключение депутатов из нашей фракции проходило без проблем».
Следующее заседание комитета состоится не раньше октября, поэтому фракция НУНС пока что сохраняется в нынешнем составе. Более того, ходят разговоры, что некоторые депутаты могут передумать и отозвать свои подписи под и так малолегитимным решением фракции. Подозрение по понятным причинам падает на Лесю Оробец, которая успела за это время пополнить ряды «Фронта змин», а позиция Яценюка в этом вопросе хорошо известна. В частных беседах всплывает также фамилия Владимира Арьева, но сам он называет подобные инсинуации враньем. Косятся на «уэнпистов», которые поддержали решение фракции далеко не в полном составе. В любом случае, инициаторы изменений во фракции признают, что если вдруг встанет вопрос о переголосовании, не факт, что повторно наберется необходимое количество голосов.
Как вариант, если не получится выгнать из фракции Жванию и Ко «Наша Украина», «За Украину!», и прочие могли бы выйти сами и создать собственную группу с правами фракции. Но делегировать своих представителей в комиссии они вряд ли смогут. Хотя рассматривается вариант, чтобы дать таким группам (той же группе Рыбакова) подобные возможности, но пока это все миражи.
Конечно, просто заиметь новую площадку с красивым названием для предвыборного пиара тоже будет не лишне. Но любое кучкование оппозиции (для формирования группы необходимо 14 человек, и ни одна из партий, входящих в НУНС, не сможет сформировать ее единолично) может привести к привычным последствиям в виде внутренних раздраев. Не стоит забывать и о том, что руководство парламента может по нынешнему примеру затянуть легитимизацию такой группы до бесконечности. Так что выйти из фракции – одно, но статус внефракционных устраивает далеко не всех.
«Членство во фракции многое дает – это выступление от фракции, участие в согласительных советах, право использования бланка фракции и т.д. Опять же, от фракций есть представители в разных европейских структурах», – так описывает преимущества «фракционной крыши» глава регламентного комитета регионал Владимир Макеенко.
Но на эту ситуацию можно смотреть шире. Добровольный выход нескольких депутатов из НУНС может стать катализатором для других процессов в демократическом «болоте». Всем остальным перед выборами придется определяться и решать, как себя позиционировать – оставаться в компании с Мартыненко и «тушками» или громко хлопнуть дверью. Вполне можно ожидать даже очередных попыток создания условной «Правицы», которую могли бы составить осколки нацдемовского движения, которым не найдется места в БЮТ, «Фронте змин» и «Свободе». На что-то подобное уже намекал Кириленко, когда говорил о едином избирательном списке партий, входящих в КОД.
«Нашеукраинец» Андрей Парубий уверил «Главком», что если ситуация с исключенными не сдвинется с места (а она, очевидно, не сдвинется), следующая пленарная неделя «начнется с заявления оппозиции по поводу выхода из этой ситуации». Что это может быть за выход, Парубий пока сказать не может («мы еще сделаем оргвыводы»), но утверждает, что решения регламентного комитета никто дожидаться не будет, поскольку комитет должен бы был выносить вердикт только по факту уже свершившегося исключения.
Коллеги Парубия по фракции пока пожимают плечами относительно дальнейших действий, пересказывая одни и те же мантры, – «власть будет затягивать», «мы будем требовать» и т. д. Но вариант с покиданием посудины НУНС считают вполне реальным. Кстати, для Арсения Яценюка вариант, когда он останется в одной фракции с одними «прислужниками режима», с имиджевой точки зрения окажется не самым выигрышным.