Власть выпускает пар
Градус нагрева общества в последние несколько недель заметно повысился.
Градус нагрева общества в последние несколько недель заметно повысился. Но все равно он еще очень далек от точки кипения. В то же время, кто-то намеренно снял крышку с чайника. Возможно для того, чтобы он так и не закипел?
-- Общество: готовиться к худшему
Нынешняя власть стоит на пороге важнейших для страны и себя самой решений. Не будем вдаваться в подробности, пересказывая последние сюжеты, но констатируем факты: сейчас будущее Украины зависит от двух факторов – приговора Юлии Тимошенко и политического (в самом широком смысле) выбора между Европой и Россией. Обе эти вещи повторяют феномен яйца и курицы с точки зрения взаимосвязи.
Так же важно понимать, что «многовекторность» внешней политики, почти десятилетие лелеянная Леонидом Кучмой, больше не может быть стратегией Украины. Глобальная мировая конъюнктура такова, что разделение на «золотой ярд» и всех остальных (или какое-либо иное по названию, но жесткое по сути другое разделение) – данность. Происходит расстановка сил накануне будущих важных событий, в частности, изменения мировой финансовой системы, которое неизбежно потянет за собой новый мировой передел. Украина сейчас похожа на селянку с клетчатой сумкой, набитой попытками реформ и перспективами, в частности, аграрными, что будет наиболее значимо в период, когда биржи примут за единицу не баррель нефти, а тонну зерна. И эта провинциалка изо всех сил пытается взобраться на подножку все набирающего обороты поезда.
В то же время украинское общество, до сих пор не интегрированное в мир, и ментально продолжающее проживать в «хате с краю» на хуторе, а не в окрестностях европейского Города, подобным выбором не занятно. Главным образом потому, что общество застряло между первым, физиологическим, и вторым, экзистенциальным, уровнем ценностной пирамиды. Не может человек, не обеспеченный «бесперебойной» едой и бытовой безопасностью, думать о судьбах мира.
Важен еще один момент: ввиду, снова таки, мировых финансовых проблем, наша элита тоже распиарила внутри страны теорию кризиса. Результаты этого так называемого «кризиса» таковы: богатые стали богаче, бедные – беднее, средний класс неуклонно движется в сторону люмпена. Люмпен же выгоден всем, в особенности власти: голодными толпами легче управлять, подкидывая им серого хлеба и пошлых «майдансов».
Занятое поиском пропитания общество клянет виновного – власть. Но клянет пассивно – например, пятничным вечером за пивом и Шустером. Либо сопереживая с показанной по всем телеканалам выходкой афганцев со штурмом парламента. Но переживает опять же, пассивно, по принципу, хорошо, что кто-то борется, но это не значит, что лично я готов к борьбе.
Пассивность эта кроме названных причин имеет еще несколько. С одной стороны, украинцы в принципе плывут по, а не против течения. И наиболее комфортное состояние окружающего мира - болото, в котором не бывает перемен, ничего не улучшается (потому что для чистой воды болото должен кто-то очистить), а если даже и ухудшается – то незаметно. Люди потенциально настроены на худшее. «Мы ждем перемен» - не наш перестроечный гимн.
С другой стороны, даже те отчаянные несколько процентов электората, кто готов бороться за себя и родину, сегодня не готовы к изменению существующего порядка. Причина проста: отсутствие альтернативы. Нравится это кому-то или нет, но история персонализированная. Нет смысла ни в каком Майдане, если нет Героя. Сегодня Проводника – нового, в хорошем смысле политически «всеядного», объединяющего, несущего новые смыслы – в стране нет. И после Майдана-2004-го – яркого по силе эмоции, беспрецедентного с точки зрения общественного ожидания, такого Героя и не может быть. Ни Юлия Тимошенко, воспринимаемая в обществе как соучастница эвтаназии Оранжевой революции, ни Арсений Яценюк, за неимением новых людей и идей паразитирующий на объединении вчерашних политиков, ни Виталий Кличко, до конца не определившийся с приоритетами, ни тем более Олег Тягныбок политиками будущего не станут. Хотя это и не исключает, что они будут определять политику в будущем.
Но важно другое: сегодня за перемены не готово бороться общество. И это как нельзя лучше отвечает интересам власти.
-- Власть: избежать революции
Нынешняя власть озабочена двумя традиционными проблемами – самосохранением и консервацией. Но нынешний режим разится от всех прошлых несколькими весьма существенными отличиями. Во-первых, теперь власть – окончательно и пока бесповоротно – самый успешный бизнес. Во-вторых, режим – повторимся – живет в период полураспада оппозиции, а не становления. В-третьих – кадрово, интеллектуально и с точки зрения опыта поражения – это самый сильный из существовавших в стране строев. Впрочем, все равно не вечных
Власть научилась делать кое-какие выводы. Уже сегодня можно отметить, что обществу демонстрируется попытка сменить применение «асфальтоукладчика» во всех сферах жизни от бизнеса до политики на пусть придорожный, но все же диалог со страной. Диалог этот визуально часто вынужденный и нелепый, как, к примеру, неестественна встреча Николая Азарова с блогерами. Очень часто власть начинает разговор с заведомо неудобной позиции, как это было, например, с Налоговым кодексом (когда главные требования «налогового Майдана» так и не были учтены), или в случае с отменой льгот афганцем, когда власти пришлось показать как-будто бы испуг. Но все равно, диалог – очень позитивный сигнал. Это попытка власти сказать народу: «мы понимаем, что Украина – не Беларусь», подумав при этом: «Посмотрите на судьбу сказавшего «Украина – не Россия». Более того: крамольная мысль, еще полтора года назад пугающая всех и каждого «это на 10 лет», теперь превратилась в другую – о «это не навсегда». Но разве эта мысль не обнадеживающая в каком-то смысле для власти? Не навсегда – бывает и дольше, чем на десятилетие (вспоминаем застой Брежнева, которого хоронили раз в полгода).
В то же время у нынешней власти есть еще один очень важный опыт – поражения Майдана-2004-го. Главный вывод того времени прост: с народом все равно придется считаться. Поэтому жизненно важно не допустить двух вещей: объединения оппозиции и появления нового Героя, а также раздела окружающего мира на сказочную парадигму: «свой-чужой», «добро-зло». Поэтому власть и научилась искусственно выпускать пар.
Более того: именно власть заинтересована сейчас в том, чтобы страсти накалялись. Место и время выбрано максимально точно. С одной стороны, болеющая в Лукьяновском СИЗО оппозиция, не способная воспользоваться ситуацией (картинку Дня Независимости под предводительством Александра Турчинова, призывавшего к насилию, лучше не вспоминать). С другой, - как бы оппозиция в образе Арсения Яценюка, околдованная путами «любых друзив», тоже не способная разродиться ни организационно, ни философски. Ведь ответа на вопрос «Почему Яценюк?» даже у соболезнующих ему, пока нет.
Следующий аспект: если ты не контролируешь ситуацию, тебе придется жить в чужих обстоятельствах. Давайте вспомним хронологию. Менее года назад проходил так называемый «Налоговый майдан». И все указывало на то, что власть к нему оказалась не готова. В этой неготовности читался даже какой-то элемент испуга, ведь все действия, брошенные на «тушение пожара», осуществлялись по принципу непродуманно, в стиле названия в то время прокатного фильма «Тупой и еще тупее». Вспомните появление аки «Пилип з конопель» на Майдане Виктора Януковича, снос палаток ночью, перекладывание плитки, поведение центральных каналов, запутавшихся в идеологии подачи: вроде бы оппозиционная акция, но ведь Президент пришел… Так же не лишним будет сказать, что сама акция тогда была минимально организована: отсутствие лидера, невнятность переговорщиков, нечеткость требований – все это указывало на ее искренность и спонтанность.
Совсем другое дело – другие вспышки непокорности, прокатившиеся страной. Начнем с ситуации с футбольной речевкой: «Спасибо жителям Донбаса….». Первый раз, посмотрев ролик, подумалось: «Грубо, но прикольно». Все, не более того. Если бы не вся последующая история с печатанием футболок, обысками в небольшой полиграфической фирме, поспешным выездом за границу человека, эти футболки печатающего, я бы мысленно никогда не вернулась к сути вопроса. Поскольку в блогосфере, комментариях, соцсетях ежедневно распространяется гораздо больше важной и осмысленной оппозиционной риторики. Но, в отличие от речевки, вся эта информация расползается, поскольку никем специально не модерируется.
Но пристальный взгляд на распиаренную ситуацию с речевкой наводит на совсем другие выводы. Например, суть речевки – давно забытая технология «трех сортов Украины», которой пугали восток страны в 2004-м. Та же технология раскола, попытка бытового противостояния.
Идем дальше. Чуть ли не впервые в стране была нормально отработана технология соцсетей, в частности, Fasebook. Инет-аналитики могут показать целые временные графики, где с интервалом до получаса «подогревали» тему, не давая ей умереть естественным для сообществ образом. А эти дикие обыск в офисе скромной полиграфической фирмы, которые почему-то стали новостью дня, хоть любой журналист вам скажет, что подобной информации ежедневно в избытке. А чего стоит акция на Майдане, когда у кучки активистов отбирать два ящика футболок прибыло несколько отрядов Беркута? И, главное, почему эту акцию показали все центральные каналы в вечерних новостях? Не потому ли, что народ должен знать, что оппозиция есть, пусть она молода, неструктурированна и малочисленна, но злой Беркут не даст ей развиться?
По информации «Главкома», ровно на следующей день после отъезда Дениса Олейникова за границу из-за существующей, по его мнению, угрозы преследования, консультанты Банковой провели соцзамер радикальных настроений в обществе. И не для того ли, чтобы увидеть максимальную цифру, случились афганцы?
Штурм парламентских парапетов бывшими воинами-афганцами – это уже серьезная заявка на протест. Заметьте, это все еще протест, причем не политический, как это бывает в революции (вспоминаем Гебельсса его «никто не станет умирать за 8-ми часовой рабочий день, но каждый умрет за родину»), а социальный протест! Любой социальный протест – это опять таки, диалог с властью. Отбирали льготы – вернем льготы. Точка. Пар выпущен. Ну, и еще один аргумент для зарубежных доноров – например, МВФ, - мол, посмотрите, как мы можем понижать социальные стандарты, как вы требуете, если у нас на улицах вот такое!
Пиар-составляющая с митингом афганцев под Радой, правда, была сложнее. И телекартинка (опять же, попавшая на все каналы ТВ в условиях, похожих на цензуру) с беснующейся толпой, убегающими черными ходами нардепами, а также грозным «Беркутом», стерегущим двери парламента, - эффектней. Кроме того, афганская акция, как утверждает человек, позиционирующий себя ее руководителем Борис Новожилов, уже имеет вполне конкретную политическую цель – роспуск парламента. Сидящей на диване стране показали и метод, и виновного. Виноват парламент, при чем здесь Президент? Не припоминаете 1994-2002, когда на любой вопрос тогдашний Президент Леонид Кучма отвечал: «Так это парламент, тасказать..». более того: афганцы демонстративно не связываются с оппозицией. Мы далеки от мысли, что причина тому – глубоко личная, ведь именно г-н Новожилов возглавлял «Артек» во время так называемого «педофильского» скандала с якобы участием БЮТовских депутатов. Этот факт действительно – деталь, но разве не в них кроется дьявол?
Здесь вряд ли уместно обсуждать, зачем власти досрочный роспуск парламента, точнее, «пугалка» ним. Разве что отметим, что это давно опробовано и безотказное средство, применяемое президентами накануне важных парламентских голосований: например, накануне голосования за закон о выборах. Не напоминать, как уже была провернута афера с местными выборами, когда «добрый и демократичный» Янукович в последний момент ветировал «плохой» закон. Но разве кто-то ответил за то, что, например, Арсений Яценюк и Виталий Кличко не смогли полноценно принять участие в кампании? То-то.
Но, возвращаясь к теме контролированного хаоса, нельзя упустить еще один важный момент: именно такая ситуация дает власти наилучший шанс управлять общественными настроениями. Пока они будут распотрошены, никаких шансов на перемены нет.
-- Оппозиция: воспользоваться случаем
Но полуосознаное желание перемен надеждой все-таки теплится у части электората. И оппозиционные лидеры бьются в судорогах, дабы стать их олицитворением. Именно поэтому, возможно, Юлия Тимошенко, воспользовавшись минутным перерывом в судебном заседании, в первую очередь передала «привет» афганцам, как бы намекая: я же говорила, что борьба начнется, эта борьба пойдет под моими знаменами. Оппозиционеры тоже разразились комментариями о том, что режим дал трещину.
Но все это – буря в стакане воды. Потому что – повторюсь – не оппозиция формирует повестку дня. Она лишь реагирует на игру, навязанную ей, минимально выходя за не ею, оппозицией, установленные границы.
Пока тщетно пытаясь стать альтернативой, деморализованная, разрозненная оппозиция продолжает бороться с друг другом и руководствоваться принципом Остапа Бендера: «Заграница нам поможет!». Запад помогает изо всех сил: жесткость риторики в отношении Украины сейчас если не напоминает времена позднего Кучмы, то близится к ним. Однако и Западу, и надеющимся на перемены внутри страны действительно нужно воплощение надежды в конкретных фигурах и конкретных действиях. А пока они видят лишь людей, отчаянно пытающихся воспользоваться случаем…