Возврат советских сбережений может возобновиться уже в следующем году

Для компенсации обесценившихся вкладов в сумме тысяча гривен на каждую сберегательную книжку необходимо выделить 6—12 миллиардов гривен.

Для компенсации обесценившихся вкладов в сумме тысяча гривен на каждую сберегательную книжку необходимо выделить 6—12 миллиардов гривен. На выплаты смогут претендовать даже те, кто уже ранее получал компенсацию от правительства Юлии Тимошенко. Сумма и сроки выплат будут зависеть от того, какой именно механизм разработает Кабинет Министров Украины.

-- Компенсировать можно за счет инвестиций

Президент Виктор Янукович поручил Минфину вместе с Национальным банком Украины в ближайшее время подготовить предложения по возврату вкладов в Сбербанке СССР. По мнению главы государства, возобновить возврат сбережений гражданам нужно уже со следующего года. Проще всего выделить соответствующую сумму на выплату «сгоревших» советских вкладов из госбюджета. «Это самый примитивный путь, по которому пошла в свое время экс-премьер-министр Юлия Тимошенко, — анализирует эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. — Однако пример Тимошенко показал, что это путь в никуда. По-хорошему возврат сбережений вкладчикам должен происходить за счет взыскания кредитов, которые в свое время выдал Сбербанк, но никак не за счет бюджетных средств независимого государства Украина. Кредиты сегодня взыскать невозможно. Однако это не значит, что погашение обязательств должно происходить за счет рядовых налогоплательщиков».

По мнению советника президента Ассоциации украинских банков (АУБ) Алексея Куща, закладывать выплаты в расходную часть бюджета в принципе можно. Однако делать это следует, во-первых, сейчас — пока бюджет только утверждается (пока что подобной статьи в документе нет). А во-вторых, нужно компенсировать эти расходы какими-то доходами. «Социальные мероприятия не должны проводиться за счет внешних займов, как это было во время правления Тимошенко, — убежден Кущ. — Тогда народу даже предлагали забрать деньги из Ощадбанка долларами, потому что страна как раз проводила политику заимствований, и у Минфина не было гривны. Также нельзя направлять на выплаты приватизационные поступления, такие деньги должны идти только на инфраструктурные проекты и развитие экономики».

Глава бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов считает так: «Уже принятые социальные программы мы недофинансируем на 160 млрд грн. Можно, конечно, приписать сюда новую статью расходов на компенсацию вкладов СССР. Но тогда это будет 170—180 млрд грн недофинансирования», — говорит Баранов.

Впрочем, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Дмитрий Боярчук считает по-другому. «Судя по официальным цифрам, правительство сумело накопить неплохой финансовый ресурс, — анализирует Боярчук. — На конец первого полугодия текущего года на едином казначейском счету по статье «остатки наличных средств» было 68 млрд грн. Думаю, финансирование выплат населению можно произвести из этой суммы».

Кроме того, не исключается и такой вариант, что нынешнее правительство изыщет возможность заплатить больше, чем тысяча гривен на один вклад. Например, 1,5—2 тысячи. Тогда не успевшие получить компенсации получат большую сумму. А те, кто взял тысячу, получат и разницу. «Подсчитать, сколько нужно денег, несложно. Из 12,5 млн украинцев, претендующих на возврат советских сбережений, меньше шести миллионов граждан получили по тысяче гривен. Чтобы дать ту же тысячу гривен остальным вкладчикам, нужно от 5,8 до 6,4 млрд грн. Эти деньги можно найти, немного «ужав» инвестиционные программы. Если будет принято решение заплатить всем, то те, кто уже получил тысячу ранее, могут рассчитывать на выплату, но в последнюю очередь. Тогда на компенсацию придется выделить 12 млрд грн», — говорит Жолудь.

-- Деньги могут зачислить на социальную карточку

Вопрос затратности программы на правительственном уровне четко пока не решен, ведь глава государства не дал Минфину и Нацбанку никаких конкретных указаний относительно объемов компенсации. Единственное требование, на котором настоял Виктор Янукович, — чтобы процесс был системным, а не одноразовым, и компенсацию в конечном итоге получили абсолютно все вкладчики. Правда, здесь есть один небольшой нюанс. Эксперты убеждены, что над этой программой в любом случае будет довлеть не совсем удачный опыт прошлой попытки возврата вкладов Сбербанка. Поэтому правительству придется продумать более технологически совершенную систему.

Механизм получения возмещения, скорее всего, тоже останется прежним — очередей перед кассами Ощадбанка украинцам не избежать. «Обсуждался вариант начисления денег на пластиковые карты, но сегодняшние вкладчики Сбербанка в большинстве своем пенсионеры, которые карточками не пользуются, — напоминает Кущ. — К тому же вряд ли под выплату вкладов банкиры захотят открывать отдельные счета. А зачисление средств на персональный пенсионный счет, который есть у каждого человека, невозможно. Это пересечение разных финансовых потоков, запрещенное законодательством».

По мнению экспертов, оптимальным вариантом решения проблемы могло бы стать объединение двух программ — компенсации вкладов и введения социальной карточки. «Вместе со льготами и субсидиями на такую карту можно было бы начислить ту же тысячу, — предлагает Кущ. — Ее пенсионер мог бы тратить по собственному усмотрению: например, на оплату коммунальных услуг или медицинского обслуживания, покупку лекарств или социальных продуктов. Главное при этом, что деньгами можно пользоваться, но они не попадают массово на потребительский рынок и не провоцируют подорожания основных продуктов питания».