Задний ход Януковича

Пока госпожа Тимошенко мерзнет в холодных стенах следственного изолятора, борьба за ее судьбу идет на всех фронтах.

Пока госпожа Тимошенко мерзнет в холодных стенах следственного изолятора, борьба за ее судьбу идет на всех фронтах. Отношения Украины с Европейским Союзом сегодня напоминают игру кошки с мышкой. Европа то подпускает Януковича к себе поближе (и маячит перед страной подписанием соглашения об ассоциации), то ставит под сомнение даже его визит в Брюссель.

Скорейшего освобождения Юлии Владимировны в Европе не требуют, однако негласно Президенту выдвигают ультиматумы. От Януковича ждут: 1) закона о гуманизации Уголовного кодекса в той редакции, которая гарантирует реабилитацию ЮВТ при рассмотрении апелляции; 2) объективного рассмотрения уголовных дел в отношении других оппозиционных политиков и их допуск к участию в парламентских выборах. Срок выполнения – два дня, то есть до среды Виктор Федорович должен дать понять мировой общественности, что думает «по поводу» и предпринять нужные шаги.

Оппозиция тоже не сидит «сложа руки». Кроме статьи 365, по которой Тимошенко уже получила семь лет, народные депутаты Иван Кириленко и Николай Мартыненко предложили также декриминализовать и статью 191, по которой против Юлии Владимировны в СБУ, вспомнив о временах процветания «Единых Энергетических Систем Украины» и расхищении госимущества, завели новое «старое» дело.

Возможно ли говорить о декриминализации статей, и особенно той, которая предполагает срок за «присвоение, растрату имущества или завладение им»? В среде украинских политиков, которые рады любой возможности отмазать себя от ответственности за будущие и бывшие прегрешения, вполне. Только решение принимать все равно Президенту.

С одной стороны, очень уж «горит» Виктору Федоровичу оставить Юлию Владимировну в изоляторе (ну хоть до парламентских выборов 2012 года). С другой, в последнее время из-за этого злосчастного дела у Украины ухудшились отношения не только с Европой, но и с ближним соседом – Россией.

Что выберет Президент: оставит свое решение жестким и неизменным или пойдет на попятную?

-- Гарант будет отступать?

Возможность отправить уголовное дело против Тимошенко на дорасследование и, тем самым, обелить себя и перед Европой, и внутри своей страны, Президент уже «профукал». Однако и сегодня перед ним расстилается несколько дорог, как можно выйти чистеньким из этого болота политических дрязг.

Многие эксперты-политологи склоняются к тому мнению, что если Янукович хоть немного отдает себе отчет в том, чем может грозить «немилость» Европейского Союза, он пойдет на уступки. Правда, не обязательно по пути, очерченному европейцами…

Первое, что должно прийти на ум Януковичу, это апелляция, которая и Европу к более позитивным решением склонит, и имидж власти у народа поднимет.

Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики НаУКМА: Отношения Украины и ЕС, действительно, осложнены. И можно говорить о том, что Янукович загнал себя в тупик. Я ожидал, что Президент без позитивных новостей приедет в Брюссель, и там ему при личном общении в жесткой форме намекнут на то, на что намекнули в неофициальном сообщении, в этой утечке информации. Если все это так, то Брюссель по отношению к Украине занял еще более жесткую позицию.

И тут возможными являются два варианта. Первый: Янукович понимает, что Европейский Союз занял жесткую позицию, и не будет идти на уступки стране, которая отказывается от демократических ценностей. Таким образом, возможен некий катарсис для Януковича, и чтобы он произошел, необходимо было жесткое действие, критическая ситуация в стране. Но с другой стороны, трудно говорить о том, что происходит в голове у Януковича. Мы видим, что в последнее время происходили иррациональные действия, которые, на самом деле, ослабляли позиции Президента. То есть на этот ультиматум возможна и иррациональная реакция. Мол, ну и хорошо, мы прекращаем переговоры с ЕС и поворачиваемся в сторону России. Хотя Янукович должен понимать, что тогда его позиции будут очень ослаблены и внутри страны, и на переговорах с той же Россией.

Михаил Погребенский, директор Центра политических исследований и конфликтологии: Распространенная информация выглядит не как ультиматум, а как форма давления. Ультиматум бы звучал из первых уст. Эштон или Баррозу сказали бы, что до тех пор, пока Тимошенко не будет выпущена из тюрьмы, подписывать не будем. Но такого они не сказали. Они сказали, что должны быть уверены в том, что мы привержены, это слова Эштон, одним и тем же ценностям. Но пойти на освобождение Тимошенко было бы правильным решением для Януковича. Ситуация напряженная, и Украина не заинтересована в дальнейшем нагнетании страстей. Европейцы действительно дали понять, что они от нас хотят. Президент же после приговора сам сказал, что еще не вечер, что еще будет апелляция, явно намекнул, что будет декриминализация. А если так, то это означает, что к пожеланиям Европы мы прислушались.

Несмотря на то, что апелляцию специалисты называют идеальным выходом для власти из сложившейся ситуации, она не только занимает слишком много времени, которого у Януковича нет, но еще и не дает никаких гарантий.

Александр Палий, эксперт Института внешней политики Дипломатической Академии Украины: Януковичу нужно заявить, что он помилует Тимошенко. Для этого ему надо всего-навсего издать два указа. Один об изменении своего указа о порядке помилования от 16 сентября 2010 года. И вторым указом помиловать Тимошенко. Это можно осуществить в любой момент. Если бы сейчас Президент сказал, что Тимошенко будет принимать участие в выборах 2012 года, и пусть он имеет свое мнение по поводу процесса над ней, ради интереса страны все же пойдет на такой шаг, и обещает ее помиловать, это бы сняло огромное количество претензий к Президенту.

Апелляция – это длительный вариант, и не дает однозначной гарантии. Если будет апелляция, то будет понятно, что Тимошенко будет сидеть еще очень долго, и неизвестно, выйдет ли к выборам. А если будет слово Президента, что за 90 или за 120 дней до выборов он выпустит Тимошенко для участия в избирательной кампании, то этого будет более чем достаточно, потому что для такого решения не нужны никакие судебные институции, нужно всего лишь подписать две бумажки, два указа. Это работа на 5 минут. И тогда бы это все решалось через персональную ответственность главы государства. Вопрос был бы снят моментально в украино-европейских отношениях. И, кстати, власть могла бы даже получить какие-то бонусы имиджевого характера.

-- Тимошенко сядет за покушение на Президента

Так или иначе, по мнению специалистов, то, что Европейский Союз вмешивается во внутренние судебные дела страны и еще и раздает указания, как стоит или не стоит действовать, ничего хорошего для Украины не сулит.

Евгений Копатько, руководитель социологической компании «Research & Branding Group»: Тут вопрос не о попятной. Какой бы сложной не была ситуация, связанная с делом Тимошенко, я полагаю, что все-таки это решать внутри надо. И ультимативный подход является неприемлемым. Кто бы не находился у власти. Мы не зря говорим о стандартах, которые называют двойными. Есть масса вопросов к тому, как с Украиной себя ведут ее западные партнеры, относительно ЕС и прочих вещей. Кстати, решение по безвизовому режиму еще до окончания суда перенесли на 2015 год, а планировалось в конце этого, начале следующего, если и не безвизовый режим, то, во всяком случае, смягчение. Путь ультиматума – это не самый лучший вариант.

Александр Палий: Вмешательство во внутренний судебный процесс в Украине со стороны других стран не добавляет авторитета нашей стране. Это суверенное дело Украины, с одной стороны. Но с другой стороны, и в самой Украине существует огромное недоверие к собственной судебной системе со стороны общества. Если бы у нас общество было убеждено в справедливости суда не только в отношении Тимошенко, а в отношении всей судебной системы, тогда, конечно, страна должна была бы игнорировать требования ЕС и совершать правосудие в соответствие с национальными стандартами. Но если у нас общество категорически не воспринимает судебную систему, не верит в ее справедливость, верит в заказной характер судебных преследований, а суды у нас имеют самый низкий рейтинг доверия в обществе, в этих условиях, критика общества и критика ЕС идут в одном направлении.

Выставляя ультиматумы, даже негласные, руководство Европейского Союза, очевидно, забыло о врожденной эмоциональности украинского народа. А ну как Президент психанет, плюнет на все изложенные требования, и если и не подарит себе лояльное отношения Европы, то хоть личные амбиции удовлетворит.

Руководитель социологической службы Виктор Небоженко уверен, что на уступки ЕС Виктор Федорович не согласится ни за какие коврижки:

Ультиматумы Янукович не выполнит. Если он их выполнит, у него тогда не будет следующей встречи в Донецке. Готовится ведь крупномасштабная встреча в Донецке между двумя Президентами России и Украины. А так у Виктора Януковича будет очень серьезный довод, что он хочет дружить с Россией, и потом попросит Россию снизить цену на газ. Поэтому я не думаю, что Янукович будет выполнять всякие шантажные требования. Но это не значит, что Европа не будет дальше обсуждать евроинтеграцию с Януковичем. Она будет дальше продолжать обсуждать эти вопросы и одновременно наращивать давление на антикоррупционную составляющую сегодняшней украинской элиты.

Тимошенко все равно посадят. Если не выйдет посадить ее на 7 лет за московские договоренности по газу, если не выйдет ее судить за ее работу в ЕЭСУ, то ее посадят так, как во всей Африке сажают политических противников. За организацию мифического покушения против действующего Президента Януковича. Вот посмотрите, через несколько месяцев, как ни в чем не бывало, спецслужбы, а, может, милиционеры с очень наивным выражением лица скажут, что Тимошенко лично убивала Гонгадзе, а потом в свободное от работы и коррупции время занялась организацией покушения на Януковича. И найдется пара человек из Ивано-Франковска, Львова или пригородов Киева, которые признаются в том, что они лично получали такое задание от Тимошенко. Делом ЕЭСУ это не закончится.

-- Избавиться от ответственности за чужой счет

Несмотря на то, что в расписании Президента визита в Брюссель нет, и независимо от того, к кому – к Европе или к России – повернется он передом, а к кому - задом, декриминализация статьи 365 будет выгодна в любом случае. И не в спокойствии оппозиции дело.

Эксперты-политологи единогласно сходятся на том, что власть будет голосовать за декриминализацию статьи, которая подарит свободу лидеру оппозиции. Потому что таким образом можно в будущем и себя обезопасить от подобных «залетов» за решетку.

Михаил Погребенский: Статью 191 точно нельзя декриминализовать. Выносить можно, но это бред. Или декриминализовать на два дня, а потом вернуть. Это вариант.

За декриминализацию 365 статьи, думаю, проголосовало бы большинство. Но я сторонник того, чтобы внести специальную статью, которая бы звучала примерно так: если политик при исполнении своих обязанностей находился в форс-мажорных обстоятельствах, принял решение, которое, возможно, и повлекло к серьезным тяжелым последствиям для экономики, но не связано с личной выгодой или коррупцией, то он не несет уголовного наказания. И не трогал бы ту статью, чтобы не было такого, что декриминализуешь эту статью, и милиционеры, которые пытают подсудимых, будут выпущены на свободу.

Александр Палий: Президент уже сказал, что он поддерживает декриминализацию. Я думаю, что власть тоже проголосует за декриминализацию. Одним из мотивов может быть то, что власть готовит для себя тоже некоторые пути отхода, некоторое прикрытие для расследования своих действий в будущем. Он ослабляет общую ответственность власти.

Виктор Небоженко: За декриминализацию, думаю, будет голосовать большинство. Но это не решает проблему. Абсолютно. Потому что Евросоюз сказал, что дело не в декриминализации статей. Тем более что эта декриминализация больше рассчитана на сегодняшнее руководство Кабмина, который в случае смены власти как раз сядет по этим статьям в тюрьму. Они просто страхуют себя, пытаются избавить себя от будущей криминализации. Это не из-за Тимошенко.

Алексей Гарань: С рациональной точки зрения, власть просто должна пойти на декриминализацию статьи. Это будет понятно, что она пойдет под давлением, что будут некоторые имиджевые растраты. Однако Януковичу нужно считать, где он потеряет больше. На декриминализации и выходе Тимошенко на свободу или, если этого не произойдет, на сворачивании переговоров с ЕС?

Под прикрытием всего, что происходит вокруг Тимошенко, действительно, могут списать потенциальные дела, грехи и чиновников нынешнего правительства. Но на кону ассоциация с ЕС. Это намного больше.

Включит ли Виктор Федорович задний ход, выполнит ли требования ЕС, не поддастся ли эмоциям и желанию показать, что хозяин в доме только он, и поедет ли на переговоры в Брюссель, мы увидим уже буквально на этой неделе. Но какой бы путь не избрал гарант для себя и своей страны, по крайней мере, сам он останется в выигрыше. В одном случае, получит имидж грозного политика и главного оппонента за решеткой. В другом – на законных основаниях сможет, по крайней мере, до окончания срока правления превышать и превышать служебные полномочия. И даже задний ход может стать «передним». А от того, что отдыхать, возможно, придется не на Балтийском море, а на берегах Тихого океана, правительство не пострадает.