Сергей Митрохин: «Приговор Тимошенко – плевок в лицо украинского народа»

Путин получил козырь для новой газовой войны с Украиной, полагает российский политик

Демократичный офис на улице Пятницкой в Москве, либеральная система пропускного режима, европейская беспечность приемной без охранников, социалистическая простота интерьеров кабинета первого лица и позолоченная сова на письменном столе – лидер российской политической партии «Яблоко» Сергей Митрохин дал эксклюзивное интервью «Сегодня Мультимедиа». Повод для нашей встречи – выборы в Государственную Думу Российской Федерации, намеченные на 4 декабря. Одна из семи официально зарегистрированных в России партий, «Яблоко», принимает в них участие и, по последнему опросу ВЦИОМ, рассчитывает на 3,3%, при необходимых для прохождения 7%.

-- Изменение климата

Хотя главной интригой парламентских выборов в России считается вопрос о том, сохранится ли в Госдуме представительство четырех партий или их останется только три, Митрохин уверен, что серьезное изменение политического климата в стране в целом возможно только при прохождении пятой – разумеется, «Яблока».

«Сколько партий должно быть в Госдуме – это вопрос, которым мучаются кремлевские политтехнологи», говорит Сергей Митрохин, «должно быть столько, сколько народ выберет. Если б была возможность создавать партии беспрепятственно и если б были честные выборы, то, наверно, б у нас было бы в Госдуме и десять партий. Рассуждая вслух, сколько партий нужно России – две или три – эти кабинетные мыслители исходят из того, что сами же и определяют, сколько партий пройдет. И, понятное дело, что это не имеет ничего общего с демократией».

– Набрать семь процентов и создать фракцию, - так определяет лидер «Яблока» цель кампании. – Ведь если мы создаем фракцию в Госдуме, то получаем освобождение от сбора подписей на президентских выборах – это два миллиона подписей, а собрать их практически невозможно. 150 тысяч и те мы собирали с огромным трудом. Но если фракция создается, то это совсем другая ситуация и, конечно, в таком случае мы будем выдвигать своего кандидата на президентских выборах.

– А если не создается?

– Тогда будем продолжать борьбу, продолжать нашу политическую деятельность в тех условиях, в которых будем находиться. Мы к этому были готовы и перед прошлыми выборами, так что нам не привыкать.

– Какой результат ждете на региональных выборах, которые пройдут одновременно с голосованием в Госдуму?

– На солидный результат – выше, чем в среднем по стране – рассчитываем на питерских выборах. Москва и Петербург наши главные доноры, а еще начал расти рейтинг в областях центральной России, в западных областях. Рассчитываем на приличные результаты в Пскове, во Владимирской области, в Туле, Урале и Сибири, Краснодарском крае…

За день до нашей встречи партия сдала подписи в ЦИК, необходимые для регистрации – от этой процедуры по российскому законодательству избавлены только парламентские партии.

– Прошло все вроде бы нормально, хотя это чудовищная экзекуция, сбор подписей. Законодательство переполнено издевательскими требованиями к этому процессу, к самим подписям, к их заверению, к нотариальным конторам, которые должны заверять подписные листы. Вот напридумывали кучу всяких глупостей законных, чтобы сделать эту задачу практически невыполнимой! Для чего это надо – понятно, это одна из страховок от проникновения в Думу нежелательных партий. В любой момент можно приостановить продвижение партии в парламент! Даже не сняв ее с выборов, а просто не регистрируя.

Непарламентские оппоненты «Яблока» тоже смогли собрать и сдать необходимые подписи, но Сергей Митрохин высказывает об их качестве крайне скептически.

– Мы прекрасно знаем, что «Правое дело» и «Патриоты России» «рисуют» подписи и им это сходит с рук. Они просто сдают фальшивые подписи, делают это всегда и на всех выборах и им это прощается. А нас, по статистике ЦИКа, снимают в каждом втором случае на региональных выборах. Вот такая у нас политическая система.

-- Холодная осень 2011

Россию ожидает 12 лет политической стабильности, которую многие языки уже успели сравнить с брежневским застоем. После событий 24 сентября – съезда «Единой России», на котором тандем окончательно трансформировался в товарищеский союз – элита страны впала в политическую депрессию. Сергей Митрохин назвал действия российской власти блестящим маневром – все скорбящие сегодня сами себя ввели в заблуждение, пытаясь выбирать между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

– Мы всегда считали это спектаклем и всегда рассматривали тандем как единое целое, хотя иногда действительно казалось, что они ведут себя по-разному. Но спектакль сработал и всех ввели в заблуждение – вместо того, чтоб искать альтернативу тандему в целом, стали искать альтернативу внутри тандема, обсуждать лучше ли Медведев Путина и на него уповать, - говорит лидер «Яблока». – А потом Медведев вышел и сказал: «Ну, что вы! Мы одно целое, а он еще круче меня!». Маневр был блестящий. Все те, кто сейчас в депрессии находится, они сами виноваты – они уверовали в то, во что хотели уверовать. Думали, что есть такой легкий путь выявления альтернативы Путину, а этот путь оказался фиктивным.

– Насколько корректно слово «застой» применительно к российской политической обстановке и если произойдет движение, то каким оно будет?

– Движение разве в том, что застойные тенденции будут нарастать, как и отчуждение власти от общества и все это будет потихоньку выливаться в определенную социально-политическую напряженность. Но каков срок этого процесса сегодня никто не сможет сказать. Во многом все будет зависеть от мировой конъюнктуры – если у Путина продолжится это везение с нефтью, которое сопровождало все десятилетие его правления, то процесс будет идти крайне медленно.

– Но ведь в следующем году ответственность за правительство будет нести Дмитрий Медведев?

– Ответственность за все несет Путин. Он, видимо, рассчитывает, что все будет нормально, но может ведь и не так происходить. Накопилась очень большая усталость в обществе, в связи с одними и теми же лицами во власти, тем же тандемом. Действительно мы живем сейчас в неприятном, не очень стабильном, мутном времени. Идет нарастание напряженности, раздражения в обществе, в элитах… Что до Медведева, то он в любой момент может быть замещен. Например, выполнит свою функцию и вернется в Думу. Ведь у нас сейчас закон позволяет, что лицо, которое прошло по списку в парламент, потом ушло на госдолжность, а потом оказалось уволено с должности, может вернуться обратно. Так что Медведева потом могут сделать председателем Госдумы.

– Новые лица в российской политике – есть ли они? Вот, к примеру, Михаил Прохоров, недавно изгнанный из «Правого дела» - что вы о нем думаете?

– Миллиардер, становящийся политиком и побеждающий на выборах – это утопия.

– Почему?

– Слишком много денег, чересчур много денег. Значит, у тебя огромное количество рисков их потерять! Значит, на каждом шагу тебя будут понукать, что-то от тебя требовать и ты сам себе свяжешь руки, потому что ты боишься за свои капиталы. А с другой стороны миллиардеры в народе фигуры не популярные, по большому-то счету. Я думаю, что Прохоров если б и возглавил список «Правого дела», то не набрали бы они никаких семи процентов, даже и пяти. Так что он сразу споткнулся на этом политическом пути, не разобрался в ситуации, куда сунулся и чем заниматься вздумал.

– А популярный блоггер Алексей Навальный, разоблачитель коррупции, и актер-священник Иван Охлобыстин, недавно представивший свою политическую доктрину?

– Охлобыстин вообще какая-то бутафорская фигура, не хочу его даже обсуждать, просто паяц. Лучше этого не писать, но это просто какой-то джокер, которого вытащили, чтобы оживить процесс, - Митрохин машет руками. – А Навальный пока что фигура виртуального плана. Я его когда поздравлял с днем рождения, то пожелал перейти из виртуальной политики в реальную, а он ответил, что это самое сложное из всего, что можно представить.

Помолчав немного, лидер партии «Яблоко» размышляет вслух: «Если бы Навальный оставался в нашей партии или перешел в любую бы другую партию, то ничего бы из этого у него не получилось. Как только человек вступает или сам создает партию, происходит резкий разворот всего! Общественное мнение отторгает партию, сразу же наваливается куча проблем с разных сторон и огромное количество работы. Очень хорошо одному пиариться до бесконечности, придумывать проекты всякие – это очень легко. А вот когда ты создаешь партию, ты ж с кем-то объединяешься, один-то не можешь. И вот тут-то и начинается!».

– У нас были популярные люди, которые пытались создать партию – Рогозин, кстати, Делягин тот же самый, и что? По итогам тебя выгоняют те люди, которых сам и привлек в качестве своего окружения, авангард твой же берет тебя и затаптывает, - смеется Сергей Митрохин.

Одна из основных общественно-политических дискуссий в октябрьской Москве ведется на тему, что делать с выборами 4 декабря – ходить или не ходить, если голосовать, то за кого? Лидер «Яблока» общается с корреспондентом «Сегодня Мультимедиа» 18 октября, между тем вечером 17 октября в одном из московских клубов проводились его дебаты на эту тему с Эдуардом Лимоновым. Понятное дело, что не спросить об их итогах было никак нельзя.

– Я считаю, что выиграл я, но формально по голосованию выиграли «лимоновцы». У них 77 голосов, у нас 70, - говорит Митрохин. – Но там была такая атмосфера, которую могли выдержать далеко не все члены нашей партии. Во-первых, негде было сидеть и не все желающие попали в этот зал. Некоторые наши представители, изможденные сбором подписей, не смогли до конца даже досидеть, в духоте, глядя на каких-то там скинхедов, на нацболов… Некоторым стало плохо и они ушли. Так что результат, скорее, случайный.

– А по существу? В чем позиция Лимонова и в чем ваша?

– Позиция Лимонова абсурдна. Лимонов просто открыто работает на «Единую Россию», призывая чтобы люди не ходили на выборы. Надо идти на выборы и голосовать за другие партии – мы предлагаем голосовать, конечно, за «Яблоко». В том числе и потому, что другие партии в какой-то мере являются дубликатом «Единой России» или подыгрывают ей и тому же Путину.

-- А теперь о погоде за рубежом

– Для нас очевиден политзаказ, очевидна совершенно необъективность суда – это видно невооруженным глазом. Это такое же избирательное применение правосудия, которое у нас имело место по отношению к Ходорковскому и к ряду других людей, - говорит Сергей Митрохин о приговоре по делу Юлии Тимошенко.

– Мы осуждаем этот приговор. Оценивать ее политику мы не беремся, возможно там был и популизм и, я не исключаю, что были и какие-то нарушения. Но законодательство, что в России, что в Украине сейчас такое зыбкое и неустойчивое, что в принципе посадить можно любого человека, к чему-то придравшись. Но тогда сразу возникает вопрос, почему одних сажают, а других нет. Эта мутная законодательная среда она очень опасна, потому что любой может оказаться на месте Тимошенко, особенно если он занимается политикой.

– Мы осуждаем все это, - повторяет лидер «Яблока». – Тем более, если человек получил такой огромный вотум доверия народа как Тимошенко – это еще и плевок, в общем-то, в лицо народа. Той части, которая ее поддержала на выборах.

Другие последствия дела Тимошенко, на взгляд Митрохина, состоят в том, что вся эта история «дает определенные козыри в руки российских властей – если там что-то было неправильно, давайте пересматривать тогда контракт. Россия же не предложит пересматривать в сторону благоприятную для Украины?! Так что это и недальновидность чисто с прагматической точки зрения решения».

– Я не исключаю, что Путин в предвыборных целях решит показать жесткость, крутизну и это отразится на Украине, - предполагает Митрохин, - скажут, что Киев слишком дешево у нас газ покупает и разыграют эту карту. Может быть, придумают что-то более оригинальное, может быть пронесет.

-- Очистка воздуха

– Мы приближаемся к какому-то инфаркту государственного организма, потому что установились тромбы коррупции по всей кровеносной системе, - рассказывает Митрохин о программе, которую «Яблоко» предлагает российскому избирателю. – Так что первая реформа – антикоррупционная и с нее надо начинать все другие, потому что коррупция зашкаливает чудовищно. Надо проверять декларации чиновников, ввести ответственность за их несоответствие реальности, предусмотреть своего рода презумпцию виновности чиновников, потому что они находятся в особом положении по сравнению с другими гражданами, они распоряжаются ресурсами и за ними по этой причине должен быть повышенный контроль. Второй блок связан с демократическими реформами, в первую очередь надо навести порядок с выборами – невозможно ведь терпеть все эти бесконечные фальсификации, ведущие к деградации государства и общества, которое частично вовлечено в этот процесс! Третий блок – экономические реформы – выход из сырьевой зависимости нашей экономики. У нас есть программа резкого роста внутреннего спроса как альтернативы внешнему спросу на сырьевые ресурсы, на нефть и газ, от которого сейчас зависит российская экономика. Нужна реформа армии, ее необходимо перевести на контрактную основу.

– В какие сроки?

– Ну, мы сейчас не у власти, если были бы, я б вам точно сказал, ну а так, как могу говорить?

– А если оценочно?

– За два года можно перейти. Средства, которые сегодня вбухиваются в призыв, можно направить на повышение зарплаты офицерам, контрактникам, на строительство жилья для военных.

Другая инициатива «Яблока» касается реабилитации сверхкрупного бизнеса, проще говоря – российского олигархата. Митрохин предлагает взять разницу между продажной ценой предприятия во время приватизации в 90-е годы и его нынешней рыночной ценой, и установить процент от этой суммы, который компания должна выплатить бюджету.

– Но не всю же сумму, только процент?

– Конечно, процент! Иначе это было бы просто принудительное банкротство. Вся эта мера призвана реабилитировать крупную частную собственность, которую сегодня население России считает сворованной у него и у государства.

Дмитрий Белянский, «Сегодня Мультимедиа»

Фото автора

Опубликовано: Пятница, 21 Октября, 2011 13:35