Кредит МВФ – цена вопроса
Завтра в Украине начинает работать миссия Международного валютного фонда.
Завтра в Украине начинает работать миссия Международного валютного фонда. Эксперты призывают правительство пойти на компромисс в переговорах, дабы увеличить шансы на получение денег до конца года. В лучшем случае эти средства смогут поступить не раньше декабря. Однако цена вопроса – такое непопулярное для власти повышение тарифов на газ для населения, без чего МВФ вряд ли выделит очередной транш.
Будет ли переподписано соглашение между Украиной и МВФ и на каких условиях? Почему отказ МВФ сыграет на руку России? Чем грозит возможная борьба доллара с рублем на территории Украины?
Об этом в пресс-центре «Главкома» говорили исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко и финансовый аналитик Эрик Найман.
Эрик Найман: «Украинскому правительству стоит найти компромисс с МВФ, пусть даже путем увеличения цен на газ для населения»
Шансы получить деньги от МВФ даже в конце года есть. Но после того как прозвучал обвинительный приговор бывшему премьер-министру, я боюсь, что МВФ может рассмотреть вопрос выделения транша не только с экономической точки зрения, но и с политической. Однозначного решения тут не будет, потому что главное экономическое требование МВФ, которое сегодня осталось невыполненным, – это повышение цен на газ для населения. Если удастся доказать, что банкротство НАК «Нефтегаза» без повышения цен на газ для населения не состоится, и что для этого не нужно будет опять закрывать бюджетными расходами дыру «Нефтегаза», тогда МВФ, может быть, и уступит требованиям Украины не повышать.
С экономической точки зрения, повышение цен на газ уже давно назрело, потому что цены российского газа стабильно растут. Чем дольше Украина сдерживает внутреннюю тарифную политику для населения, то с одной стороны, тем лучше для показателей инфляции и с политической точки зрения, но с экономической точки зрения - это лишь оттягивание проблем, которые рано или поздно придется решать.
Украинские власти понимают необходимость получения денег от МВФ, потому что в условиях незатухающего кризиса в Европе кредит МВФ остался последним емким денежным ресурсом, который может получить Украина. Это может быть сумма от 3 до 4,5 миллиардов долларов, что примерно равно 2-3% ВВП. Учитывая девальвационные ожидания, которые сегодня присутствуют в Украине, получение транша МВФ автоматически снимет эти ожидания, по крайней мере, до конца года.
Думаю, переговоры будут очень сложными. Легкого решения ни для МВФ, ни для Украины не последует, потому что чем-то придется заплатить. Если Украина отказывается идти на компромисс с МВФ, тогда нужно будет согласиться с тем, что достаточно тяжелая ситуация на межбанковском валютном рынке, на рынке депозитных вкладов, кредитования, на валютном рынке будет сохраняться как минимум до февраля-марта следующего года. Уже повышаются процентные ставки по депозитам, кредитование почти остановлено, за исключением точечным программ. То есть, можно не идти на соглашение с МВФ, но компенсируя это торможением роста экономики Украины.
С другой стороны, если пойти на поводу у МВФ, то наверняка придется повышать цены на газ для населения. С точки зрения инфляции, на сегодня это не является большой проблемой, потому что жесткими монетарными проблемами, которые созданы на межбанковском рынке, удалось сбить инфляцию. Сейчас вполне реально говорить о том, что если нет никаких внешних скачков цен на бензин, газ, инфляция по итогам 2011 года будет в районе 7-8%. Это очень низкий показатель, он близок к российскому. Поэтому Украина может себе позволить повысить цены на газ для населения, увеличивая ожидаемую инфляцию с 7-8% до уровня 8-9%. Это никаким образом не ухудшит макроэкономические показатели, позволит выполнить экономические показатели, заложенные в бюджет, и одновременно снимет девальвационное давление на гривну. Поэтому украинскому правительству стоит все-таки найти компромисс с МВФ, получить очередной транш, пусть даже путем увеличения цен на газ для населения.
Олег Устенко: «Получение денег от Международного валютного фонда не является панацеей от всех бед»
Миссия уже приехала, часть ее членов уже в Киеве, завтра начинается официальная часть переговоров. Миссия все равно должна была приехать в Украину, потому что раз в год делаются так называемые Article IV Consultation, без которых они не могут закрыть свой год.
Очевидно, что переговоры будут сложнее, чем они могли бы быть летом, когда первоначально ожидался приезд миссии фонда. Сейчас будут смотреть не только на параметры прошлого года, а и на параметры 2012-го. Ситуация в мире явно ухудшается, прогноз развития по экономике Украины в 4,5%, который выставлен правительством в бюджете, кажется не совсем отвечающим современным реалиям. Скорее всего, ситуация может ухудшаться, и мы выставляем прогноз развития по Украине на следующий год 3,5%. Там еще дефицит государственного бюджета, который должен составить 2,5%. «Плюс» постоянное желание украинского правительства найти какие-то варианты, чтобы не повышать тарифы на газ, исходя из того, что пытаются найти так называемое фискальное пространство для сохранения дефицита на уровне 2,5% к ВВП.
Это все сложно и не совсем логично. Кажется невозможным вынесение решения такого плана на совет директоров МВФ, потому что сразу возникнет следующий вопрос. С какой кстати Греция должна была закрывать 20 тысяч школ, сокращать затраты на медицинское страхование, на оборону, сокращать зарплаты для госслужащих на 20%, для всех предприятий, которые относятся к государственной собственности, - на 30%, а Украина не сделает этого? Поэтому если Украина не принимает непопулярные решения, связанные, например, с повышением тарифов, то я слабо себе представляю, каким образом можно будет возобновить сотрудничество с Международным валютным фондом и получить эти деньги.
С другой стороны, получение денег от Международного валютного фонда не является панацеей от всех бед. Прав премьер, когда говорит, что деньги не так нужны, более важен сигнал, который посылает сотрудничество с МВФ международным инвесторам. Это важно, потому что ситуация в мире начинает резко ухудшаться. За последний месяц-полтора происходит резкое падение всех индексов и площадок в августе с некоторым отвоевыванием позиций в сентябре. В начале прошлой недели – небольшое отыгрывание, потом снова падение в конце недели. Рынки постоянно лихорадит, истеричное настроение среди инвесторов продолжает иметь место, совершенно неразрешенная ситуация с Грецией. Не совсем понятно, как будет развиваться ситуация в Европе, еще менее понятно, как она будет развиваться в Соединенных Штатах с их долгом, превышающим 100% ВВП, с дефицитом государственного бюджета около 10% ВВП.
Негативные сигналы приходят с внешних рынков, связанные с тем, что тормозятся темпы роста нашего экспорта по всей группе товаров. Появляется все больше оценок, что наш основной торговый партнер, Россия, будет показывать серьезное замедление темпов экономического роста, что, прежде всего, связано с падением цен на энергоносители. Это достаточно сильно должно ударить по России, а значит - по нашему машиностроительному и другому экспорту.
С этой точки зрения, кажется совершенно логичной позиция правительства, которое пытается играть сразу по многим направлениям. Очень позитивный сигнал прошлой недели – встреча Карла де Гухта с нашим первым вице-премьером Клюевым и их объявление о завершении технической части переговоров, связанной с соглашением о свободной торговле. Рынки начинают достаточно неплохо реагировать на этот позитивный сигнал. Параллельное подписание соглашения премьера в Санкт-Петербурге по поводу зоны свободной торговли с СНГ, что должно быть поддерживающей мерой для нашего экспорта, тоже принимается достаточно неплохо (кредитно-дефолтные свопы с позиции 800 базовых пунктов уменьшаются на 50 базовых пунктов). Такие стабилизационно-поддерживающие меры кажутся достаточно неплохими, другой вопрос, как дальше все это будет разрешено, потому что и там, и там есть ограничители.
Угрозы идут сразу по нескольким сторонам. Первая – непонятная перспектива сотрудничества с Международным валютным фондом. Вторая угроза идет со стороны населения и не совсем правильной политики Национального банка последних несколько недель, когда вводились ограничительные меры по покупке населением валюты. Это сыграло скорее не на позитив, а на негатив, ведь население было испугано и, наоборот, усилило спрос на валюту. То, что в последующие периоды времени делал НБУ, сбило этот ажиотаж и, кажется, ситуация выравнивается. Третья угроза - существуют большие опасения, связанные с притоком прямых иностранных инвестиций в страну. Прогноз в размере 5 миллиардов долларов, который мы выставляли на этот год, мы подтверждаем, но это не те суммы, которые так легко могут покрывать потребности. Четвертая - снижение и ухудшение мировой конъюнктуры, а значит, недополучение валюты в страну, что тоже может влиять на стабильность ситуации. Не забывайте и о политическом контексте, связанного с тем, что в следующем году Украина заходит в новый пик политического цикла. Там ситуацию достаточно сложно удерживать в плане того, что существуют колоссальные искушения использовать государственные финансы на такие относительно популистские программы.
Масса факторов говорит по поводу того, что объективно украинское правительство должно пытаться продолжать сотрудничество с МВФ. Более того, это сотрудничество уже является критическим фактором для того, чтобы можно было поддерживать ситуацию в стране на таком устойчиво стабильном уровне.
Думаю, у украинской стороны существует колоссальное искушение вообще пересмотреть договор «stand-by», который был подписан два года назад. Особенно учитывая то, что в середине 2012 года его действие заканчивается. Это значит, что украинская сторона должна будет пытаться пересмотреть договор и внести со своей стороны какие-то поправки. Но, учитывая изменившуюся ситуацию в мире, идет колоссальная конкуренция за финансовые ресурсы МВФ, потому что это один из наиболее дешевых ресурсов, которые можно получить в мире (под 3% годовых).
Я не согласен, что в переговорах с МВФ есть политический подтекст. Думаю, что в отличие от Евросоюза, МВФ является технической организацией. Было бы совершенно странно, если бы политические процессы внутри страны каким-то образом влияли на решение МВФ.
Переговоры будут достаточно сложными, долгими. Не факт, что мы получим транш сразу по окончанию миссии, думаю, будут пытаться находить компромисс. Я почти уверен, что миссия уедет в Вашингтон после своей работы 4-го ноября и потратит еще 2-3 недели для того, чтобы работать над данными. Это значит, что более-менее реально мы можем ожидать какого-то решения от МВФ где-то к началу декабря. И дальше зависит, если украинская сторона быстро сможет находить компромисс с МВФ, то, возможно, в конце этого года мы и сможем получить новый транш. Если нет, то все перенесется на следующий год, но уже по более новому и свежему соглашению с МВФ.
Что касается переподписания, то уже была информация о том, что это МВФ хочет получить новое соглашение с Украиной. Чем это нам грозит?
Олег Устенко: Думаю, что там каких-то новых основных требований не может быть, потому что вся логика сотрудничества с МВФ сводится к тому, что необходимо снижать дефицит государственного бюджета для того, чтобы не допускать быстрого роста госдолга и обеспечивать относительно устойчивый рост страны. По большому счету, я не ожидаю каких-то серьезных изменений, может быть, только ужесточения ранее оговоренных позиций. Например, еще раз будет подтверждена недопустимость финансирования Национальным банком Украины обязательств Министерства финансов. Еще раз будет подтверждено то, что НБУ должен осуществлять свою деятельность совершенно автономно. Еще раз будут подтверждены или пересмотрены параметры государственного бюджета для того, чтобы проверить, насколько они реалистичны. Возможны некоторые уступки со стороны МВФ в отношении разрешения поднятия дефицита госбюджета с 2,5 до 3%. Могут быть еще какие-то дополнительные уступки, но вряд ли возможна уступка по НАК «Нефтегаз», потому что это принципиальный вопрос, это вывод государственных финансов на новую более устойчивую плоскость. Поэтому я бы ожидал скорее ужесточения позиций со стороны МВФ, особенно учитывая то, что потребность в финансовом ресурсе в мире усилилась. Она в разы больше, чем те суммы, которые есть у МВФ.
Эрик Найман: В первую очередь, это может быть выгодно Украине, потому что, согласно старым соглашениям, Украина будет вынуждена начинать погашать кредиты МВФ уже в конце 2012 года. Будет ли она в состоянии это сделать, пока под большим вопросом. Поэтому, скорее всего, должен быть пересмотрен график погашения предыдущих платежей, и для этого надо будет переподписывать новое соглашение, чтобы сбросить Украину с такого тяжелого крючка. Эксперты МВФ прекрасно понимают, что в следующем году Украина вряд ли будет в состоянии свободно отдать деньги из бюджета на погашение.
Г-н Тигипко говорил о том, что в МВФ зарезервированы 17 млрд. долл. для Украины. Возможна ли ситуация, при которой эти деньги отдадут другой стране, которая более дисциплинированно выполняет условия соглашения с МВФ? По какой процедуре это возможно?
Олег Устенко: Думаю, что такой риск существует. В том случае, если будет пересмотрено соглашение, если будет остановлена эта программа stend-by и начата новая, то могут быть совершенно другие суммы.
Сейчас идет программа на 15 млрд. долл., из которых только 2 млрд. долл. были съедены бюджетом, потому что именно столько денег разрешалось направить на финансирование дефицита бюджета. 13 млрд. – это те деньги, которые должны были быть зачислены в золотовалютные резервы НБУ. Для Украины не принципиально, идут в золотовалютные резервы 13 млрд., 10 или 5. В данном случае это надо воспринимать как позитивный сигнал, который Украина посылает своим кредиторам и инвесторам. Не забывайте, что у Украины достаточно большое количество долгов: более 120 млрд.долл. – это внешний долг частного и государственного сектора.
Может ли МВФ отдать эти деньги другим странам в рамках нынешнего соглашения с Украиной?
Олег Устенко: Нет, это невозможно. Если только не начнется новая программа, которая определит новые условия. Сами они не могут остановить ее действие. Пока не будет логического конца нынешней договоренности (либо продолжение сотрудничества, либо вообще остановка этой программы), сделать подобного рода шаг МВФ не в праве.
Эрик Найман: Но может быть решение, основанное на чисто человеческом факторе, о том, что сегодня эти деньги нужнее какой-то из стран еврозоны, а не Украине, которая «крутит хвостом». Тогда Украина вынуждена будет в большей степени интегрироваться с Россией и брать кредиты в российских рублях. МВФ тогда своим решением подтолкнет Украину к России. Это тоже должно их предостеречь от неверного решения не дать кредит.
Как скажется на решении МВФ договоренность Украины и России по цене на газ, особенно, если цена снизится?
Эрик Найман: Будет прямое воздействие, потому что эта цифра будет заложена в бюджет «Нефтегаза», а бюджет «Нефтегаза» – это бюджет Украины. Чем выше цены на газ, тем больше будет дефицит бюджета НАК, который вынуждено будет покрывать либо государство, либо придется поднимать тарифы на газ для населения.
Олег Устенко: Если вопрос в том, можно ли избежать повышения тарифов на газ, если будет новая договоренность с Российской Федерацией? Ответом МВФ однозначно будет «нет». И все равно, какая скидка будет получена. Для них это технический вопрос: вы должны вывести государственные финансы на бездефицитный уровень, для этого надо убрать дефицит «Нефтегаза». С другой стороны, нагрузка при этом на бюджет будет гораздо меньше, по сравнению с той, которая могла бы быть.
Во время последних переговоров Азарова и Путина в Петербурге прозвучала идея перевести наши расчеты с Россией за газ на рубли. Какие будут последствия для Украины от этого шага?
Олег Устенко: Возможный переход на рубли можно рассматривать больше в геополитическом контексте российской политики, нежели украинской. Львиная доля, если не все наши контракты с РФ, идут в долларах. Ситуация в мире ухудшается, Россия сама заинтересована в получении твердой валюты – доллара в частности. Поэтому им никак не интересно получение рублей со стороны Украины.
Наша мотивации состоит в том, что рубль – это не так сильно торгуемая валюта на нашем межбанке. Для того, чтобы так легко торговать рублем, чтобы сглаживать колебания (а рубль это колоссально волатильная валюта), НБУ должен изменить состав своих резервов, туда надо вводить рубли. Мне кажется, на теперешний момент Нацбанк не готов пойти на такой шаг. Я не говорю, что эта инициатива вообще не имеет будущего, но в краткосрочной перспективе переход на расчеты в рублях практически не возможен.
Эрик Найман: Россияне однозначно ставят вопрос так, что мы повышаем цены на газ, а скидки – это отдельные переговоры, посмотрим, чем Украина может поделиться и какие позиции уступить.
Автоматически высокие цены на газ влекут за собой дефицит бюджета «Нефтегаза». За счет чего его можно закрыть? Есть только четыре источника. Первый: повышение тарифов на газ для населения. Второй: прямые или околопрямые движения денег из госбюджета в виде очередного увеличения уставного фонда и наполнение его в ОВГЗ, как это уже неоднократно делалось. Третий: «Нефтегаз» выходит на внешние рынки и привлекает какие-то займы, либо займы коммерческих банков в Украине. Четвертый: взять деньги у российских банков. Естественно, они будут настаивать на том, чтобы взять кредиты в рублях, доллары же где-то надо брать и отдавать их НАК. Россиянам не нужна какая-то третья валюта для наших внутренних расчетов за российский товар, к тому же рубль они всегда могут напечатать, ровно столько, сколько им нужно. Они дают и начинают на этом зарабатывать по второму или третьему кругу.
Но переход во внутренних расчетах с доллара на какие-то третьи валюты является уже политическим вопросом. К тому же чувствительным для американской администрации. Сила доллар США основана на том, что им все страны рассчитываются за энергоносители. Как только какая-нибудь из третьих стран заявляет о переходе с доллара на евро или еще какую-то валюту, то там начинаются революции или вводятся войска США. Поэтому реализация этого вопроса может повлечь за собой очень интересные геополитические последствия. Либо Украина движется в сторону России, потому что как только вы начинаете рассчитываться за российский газ российскими рублями, неизбежно за этим последует увеличение доли рубля в товарообороте Украины. Следующим шагом будет появление рубля как необходимой валюты в резервах НБУ. Однако пока еще ни в одной стране рубль не принимается в качестве некой доли валютных резервов.
Можно ли утверждать, что в нынешних реалиях без повышения цен на газ для населения Украина не получит этот транш МВФ?
Олег Устенко: Учитывая нынешний договор, без повышения тарифов на газ транш не будет получен. Позиция украинской стороны будет тем более гибкой и быстрее договариваемой на непопулярные условия, чем быстрее будет ухудшаться ситуация в мире.
Эрик Найман: Если тарифы на газ для населения поднимут, то шансы на получение очередного транша будут существенно выше 50%. Если нет – тогда они будут существенно ниже. Такая вот цена вопроса.